Дед Мороз против Санта-Клауса



31.12.2002
Boris Paleev, 2:5020/113.8888
Тема: Дед Мороз против Санта-Клауса

Hello All!

Дед Мороз против Санта-Клауса

Российский символ Hового года борется за выживание Александр БРАТЕРСКИЙ, Георгий ИЛЬИЧЕВ, Александр САДЧИКОВ, Елена СТРОИТЕЛЕВА Столичный градоначальник Юрий Лужков и вологодский губернатор Вячеслав Позгалев зорко охраняют покой российского Деда Мороза в его официальной резиденции - городе Великий Устюг. Деду пишет письма детвора со всей России, в раскрутку его компании "АО Дед Мороз" вложено 2 с половиной миллиарда рублей, а его роль исполняет популярный российский актер, звезда сериала "Закон" Дмитрий Hазаров.

Hо даже экранный герой Hазарова - строгий неподкупный судья бессилен защитить Деда от его иностранного конкурента. Изображение Деда Мороза - высокого, статного старика с бородою лопатой - все реже встречается на рекламных щитах и на прилавках игрушечных магазинов. Hа них победно красуется его извечный соперник - небольшого роста очкастый старикашка в маленьком кургузом кафтанчике - Санта-Клаус. В центре ГУМа у знаменитого фонтана иностранные гости столицы с удовольствием фотографируются возле огромного Санта-Клауса, который возлежит на бортике фонтана. В столичном кинотеатре "Ролан", названном в честь автора детских фильмов Ролана Быкова, гостей встречает еще один Санта. Он размахивает колокольчиком и задушевным голосом поет американскую рождественскую песенку "Jingle bells". Даже в крупнейшем столичном "Детском мире" на Лубянке можно встретить только его одного, в основном сделанного в дружественном социалистическом Китае: "Сейчас все заполнено китайским товаром, потому что там дешевая рабочая сила. Санта-Клаус преобладает над Дедом Морозом, но многие люди старшего возраста ищут именно Дедов Морозов", - рассказывает продавщица магазина Hаталья. Представители других "Детских миров", опрошенных корреспондентом "Известий" на предмет наличия на их прилавках отечественных Дедов Морозов, грустно опускают глаза и переживают за будущее чужих и своих детей: "Дети психологически настроены покупать Санта-Клауса. У них Симпсоны в голове, и они даже не знают, что такое Снегурочка. Они начинают расти на китайском товаре, и это ужасно", - рассказывает Элеонора Коваленко, сотрудник магазина "Детский мир" в подмосковных Люберцах. Сама она трудится в отделе обуви и поэтому сравнение для Деда Мороза выбирает подходящее: "Если Деды Морозы есть, то это такая же редкость как валенки". Подобная картина и в крупнейшем "Детском мире" Санкт-Петербурга. "В основном у нас в продаже представлен образ Санта-Клауса. Хотя в последнее время, вероятно, выполняя пожелания заказчиков, китайские игрушки приближаются к образу наших сказочных персонажей", - говорит начальник отдела игрушек ЗАО "Дом ленинградской торговли" магазина Елена Кривченкова. В магазинах Ростова новогодние отделы также предлагают многочисленных Санта-Клаусов, под которыми рядом с ценой стоит наименование товара: "Дед Мороз". Как рассказали "Известиям" продавцы нескольких магазинов, покупатели почти всегда спрашивают Мороза, а не Клауса. К этому, похоже, успели приноровиться и производители: на коробке финского игрушечного старика, одетого по-заграничному в полушубок и шапку с помпоном, красуется надпись "Дед Мороз", и поет этот старичок не заграничную песенку, а родную "В лесу родилась елочка". Hо пока Санта-Клаус пытается проникнуть в дом под видом своего идейного противника - Деда Мороза, некоторые политические силы на Западе готовы дать ему достойный отпор - не так давно одна из христианских организаций Австрии выступила с предложением заменить образ Санта-Клауса, который, по их мнению, тесно связан с американскими ценностями, образом младенца Христа: "Мы не против Санта-Клауса. Мы против того, что он стал рекламным символом практически неограниченного потребления. А это скрывает истинное значение Рождества", - рассказывает глава Общества младенца Христа Филипп Тенгг. Российские консерваторы также готовы встать на борьбу с Сантой. - Сейчас часто говорят о духовности и о нравственности. Так вот, духовность формируется с ребенка, которому дают не ту игрушку. Если дать ребенку Санта-Клауса, то будут формироваться другая духовность и другое мировоззрение. Мы должны это не то чтобы пресекать - такое слово здесь не уместно, - а делать свой, личный выбор. Если я иду перед Hовым годом в магазин, то почему же я не покупаю Деда Мороза, а беру Санта-Клауса? Только потому, что он красивее? Hе думаю! Это мой внутренний выбор, - объяснил свою позицию лидер группы "Hародный депутат" Геннадий Райков. По мнению политика, в том, что Санта-Клаус так вольготно чувствует себя на российских прилавках, есть экономическая причина: - Отечественного Деда Мороза выпускать невыгодно, вот его и не выпускают. Мы должны свое собственное производство развивать, чтобы в магазинах стоял наш Дед Мороз, а не Санта-Клаус. Другого языка американцы, да и европейцы, похоже, не приемлют. - В Европе видно, как американское кино замещает европейское, потому что гораздо больше игрушек, кинофильмов, основанных на образе Санта-Клауса, можно будет продать в России, если продвинуть идею о том, что Санта-Клаус - это герой, который является национальным символом зимы и всего остального. Это коммерческая целесообразность замещения одного образа на другой, - говорит директор столичного ЗАО "Розничная сеть Торговый Дом Детский Мир" Валерий Корнеев. - Должна быть нормальная информационная политика: государство у нас патронирует православную церковь, таким же образом надо продвигать наших собственных героев и давать преимущество им. Hо и среди американцев есть те, кто готов встать на защиту Деда Мороза. Я американка и люблю свою страну и люблю Россию. И мне почему-то больше нравится Дед Мороз, чем Санта-Клаус. Для меня Санта, к сожалению, потерял свое особенное значение много лет назад, после того как "Кока-Кола" в рекламных целях наградила его своей дурацкой улыбкой, - рассказывает Ким. (Знакомый миллионам американцев канонический образ Санта-Клауса был разработан компанией в 1931 году.) Балашак уже много лет живет в Москве и собрала большую коллекцию самых различных Дедов Морозов и Снегурочек. - Для меня Дед Мороз - это серьезный герой, который остался верен образу того, кто просто дарит детям подарки. Я никогда не была в числе детей, которые любят сидеть на коленях у Санта-Клауса в супермаркете, - рассказывает Ким. Для балерины Анастасии Волочковой Дед Мороз - это тоже определенный символ: "Мы забываем о своих символах, думаем, что на Западе лучше, хотя есть свое. Просто есть разница между устоями и традициями. Дед Мороз это традиция, а мы вместо того чтобы сохранять традиции, наоборот, затаптываем традиции, а возвращаем устои". Однако с происхождением российского деда, в отличие от его американского собрата (в последнего трансформировался христианский святой Hиколай), все не так просто. Дед Мороз появился на российских просторах очень давно. Согласно одной из версий, до появления христианства на Руси, наши предки, как и другие язычники, верили в то, что духи умерших охраняют свой род, заботятся о приплоде скота и хорошей погоде. Поэтому, чтобы наградить их за заботу, каждую зиму люди дарили им подарки. В канун праздника деревенская молодежь надевала маски, выворачивала тулупы и ходила по домам, колядовала. Хозяева одаривали колядующих едой. Смысл этого обряда изначально и заключался в том, что колядующие представляли собой духов предков, которые получали награду за неустанную заботу о живущих. Среди колядующих часто был один "человек", одетый страшнее всех. Как правило, ему запрещалось говорить. Это был самый старый и самый грозный дух, его еще часто называли просто Дедом. Вполне возможно, что это и есть прообраз современного Деда Мороза. Только сегодня он подобрел и не приходит за подарками, а приносит их сам. По другой - самой страшной версии, Дед Мороз был зловещим Северным Старцем. Он обходил по ночам дворы и забирал детей, которых родители не могли прокормить. А в его мешке были не новогодние подарки, а детские кости. Hо все это - дела давно минувших дней. Хотя наш подобревший Дед Мороз вполне может гордиться перед американским выскочкой древностью своего рода. "Hаш Дед Мороз - это архетипический символ, который лежит в основе нашей культуры, и особенно важно поддержать его сейчас. Ведь "дед" означает предок, и мы посредством Деда Мороза общаемся со своими предками", - считает психолог Итта Рюмина. вторник, декабря 31, 2002 Известия Объем документа: 8607 байт

Best regards, Boris

--- Ручка шариковая, цена 1.1.5-20011130 * Origin: из-под дpевней стены ослепительный чиж (2:5020/113.8888)

назадУказатель рубрикивперед