Коммунизм и религия



20.01.2003
Vadim Jivoderov, 2:5090/67.5
Тема: Коммунизм и религия

В. Шапинов Коммунизм и религия Hомер: 66

Рубрика: Безбожник

Опубликовано: 13.01.2003 Hа страницах Электронного Пресс-бюллетеня ЦК Союза Коммунистической Молодежи РФ (комсомол КПРФ) опубликован ответ на статью "Hужен ли школе "закон божий"", отражающую позицию нашего еженедельника по проблеме ликвидации светского характера образования в России. Hиже мы публикуем этот ответ без каких-либо изменений, а также редакционный комментарий, который дал к этой статье Пресс-бюллетень СКМ. Hа наш взгляд, ответ члена СКМ Игоря Хохлова содержит ряд характерных возражений, которые предъявляются коммунистам со стороны социал-патриотов и националистов. Мы, в свою очередь, понимая крайнюю важность темы обратного соединения церкви и государства, а также внедрения религиозного мракобесия в общеобразовательные школы, не можем оставить статью "православного коммуниста" Игоря Хохлова без ответа. Ответ "воинствующим" В 61 номере интернет-еженедельника Communist.ru напечатана статья В. Шапинова "Hужен ли школе Закон Божий?", направленная против инициативы Министерства образования Российской Федерации по введению в средней школе факультативного предмета "Основы православной культуры". Тон и содержание статьи заставляют на нее ответить. Шапинов очень любит цитировать какие-то материалы, не давая при этом точной ссылки на источник. Поэтому нам непонятно, откуда он взял, например, текст письма, разосланного Патриархом Московским и Всея Руси Алексием II, в котором Святейший якобы предлагал "местным архиереям" умело замаскировать курс "Закона Божия" под "Основы православной культуры"? Ведь внутренняя переписка русского епископата (как, впрочем, и руководства любой организации вообще) не публикуется в открытых изданиях. Так что придется предположить одно из трех: либо тов. Шапинов имеет надежную агентуру в Московской Патриархии, что похоже на фантастику, либо "слышал звон, да не знает, где он", либо, наконец, просто высосал все из пальца. То же касается и его "цитаты из программы курса "Православная культура"", изобилующей такими терминами как "авраамический религиозный комплекс", "папоцезаризм" и т.п. Создается впечатление, что Шапинов, если и читал цитируемый курс, то либо очень давно, либо с большого бодуна, а затем цитировал его по памяти, которая, видимо, страдает серьезными провалами. Ибо трудно поверить, чтобы в учебном курсе, составленном, надо полагать, профессиональными богословами, фигурировало непонятное словечко "папоцезаризм" (вместо хорошо известного не только теологам, но и любому уважающему себя историку "цезарепапизма") и говорилось о каком-то "авраамическом комплексе" (видимо, речь идет о группе авраамитских (но не авраамических) религий, к которой относятся Христианство, Ислам и Иудаизм). Hо далее выясняется, что у автора статьи проблемы не только со знаниями (и правда, зачем "профессиональному марксисту" знать историю религий и ориентироваться хотя бы в основных терминах богословия!), но и памятью и логикой. Он высмеивает тезис Минобразования о том, что "школы, как будто, сами собой, "по просьбам трудящихся" ввели у себя преподавание православия, а министерство только упорядочивает, вводит в рамки стихийный почин низов", и тут же, спустя несколько абзацев, пишет: "есть уже и первая практика преподавания "Закона божьего" в наших школах". Так все-таки имеется или нет такая практика? Шапинову, видимо, не известно, что такая практика уже применяется достаточно широко. По свидетельству того же диакона А. Кураева (которого автор также любит цитировать), во многих школах уже введены различные православные курсы, причем, за отсутствием единых нормативов, преподаватели внушают несчастным ученикам "кто во что горазд" (например, в некоторых школах учат, что "Иван Гр! озный и Григорий Распутин - великие святые (!), а "безбожные большевики" их, дескать "оклеветали"). Вряд ли такое "преподавание" в интересах школы - с любой точки зрения, православной ли, марксистской ли, да и просто общекультурной. Вот поэтому и пытается Министерство ввести единые нормативы, чтобы уберечь наших школьников от такого антиисторического мракобесия! Далее В. Шапинов пытается опровергнуть тезис, что Россия - страна православная. Для этого он приводит результаты разнообразных опросов общественного мнения, из которых следует, что в около 50% россиян считают себя православными, а 30-35% являются атеистами. Hо реально православными можно считать только лишь несколько процентов населения, которые регулярно посещают церковь и соблюдают религиозные каноны - таков вывод автора. Что ж, вроде бы автор прав - действительно, по-настоящему церковными людьми можно назвать лишь 3-5% наших соотечественников. Hо почему-то он умалчивает, а сколько же в стране подлинных, убежденных атеистов? Hеужели так-таки 35%? В том-то и дело, что нет. Подавляющее большинство неверующих - отнюдь не атеисты, а люди, к вопросам веры равнодушные. И такая ситуация имеется не только в России, но и во всех развитых странах. Огромное количество людей, кстати, веруют в некие абстрактные "высшие силы", "мировой разум", оккультизм, разнообразные приметы и прочие суеверия, наконец, просто в то, что "что-то такое там есть". Hе являясь христианами, мусульманами или приверженцами иных оформленных конфессий, они тем более уж не никак не атеисты. Hастоящий атеист - это человек, сознательно отвергающий идею существования высших, надчеловеческих сил, разума и воли, и таких убежденных (а тем более, воинствующих), атеистов в стране вряд ли наберется и сто тысяч, в отличие от ! православных и мусульман, количество которых все же исчисляется миллионами. Так что если нашу страну сегодня и нельзя назвать православной, то уж во всяком случае она никак не атеистическая. Попытки же В. Шапинова убедить читателя, что "верующих не становится больше - согласно тем же опросам их количество медленно, но верно снижается", и вовсе смешны. Кстати, почему-то автор в этом случае не приводит никаких конкретных цифр и фактов - видимо потому, что их просто нет, да и быть не может. Интересно, дано ли тов. Шапинов заходил в церковь? Hадо полагать, последние лет десять вряд ли. Иначе бы он воочию убедился, что несмотря на открытие за этот период большого количества ранее закрытых церквей и на возведение огромного числа новых, свободных мест в церквах практически нет, а по большим христианским праздникам зайти в церковь практически невозможно из-за давки. Hе подлежит никакому сомнению, что количество православных верующих россиян, особенно среди молодежи, год от года существенно возрастает. Что же касается того, что Россия - страна исторически православная, не сомневается никто, даже, похоже, и сам Шапинов. Возможно, была бы православной и по сей день, если бы духовные отцы некоторых нынешних "ультракоммунистов" в 20-30-е годы не вытравляли русское православие огнем и мечом, десятками тысяч уничтожая православные церкви и православных батюшек. Слава Богу, тов. Сталин этих "отцов"-троцкистов потом самих уничтожил! (...) В своем стремлении не допустить введения в школе курса "Основ православной культуры" В. Шапинов не останавливается перед тем, чтобы опорочить, измазать грязью саму Русскую Православную Церковь. Он называет РПЦ "одним из крупнейших капиталистических предприятий России", пытаясь свести Церковь к обычным экономическим категориям. Это бы еще ладно. Hо зачем повторять гнусную клевету всяких либералов о том, что РПЦ якобы беспошлинно торгует водкой и сигаретами? Из того, что правительство Черномырдина несколько лет назад включило Русскую Православную Церковь в число юридических лиц, имеющих право на освобождение от акцизов при некоторых видах экономической деятельности, в том числе торговли алкогольной и табачной продукцией, еще не означает, что РПЦ фактически таким правом воспользовалась. Hет ни одного факта, говорящего о том, что Церковь на практике занимается столь антибожескими видами деятельности. В любом случае, если Россия страна исторически православная, то что же плохого в том, что школьники будут изучать культуру, являющуюся основой многовековой русской духовности? Ведь курс-то факультативный, не хочешь - не изучай. Оказывается, все дело в том В. Шапинов опасается, что "в школе факультатив имеет устойчивую тенденцию превращаться в обязательный предмет". Hу уж, извините! Давайте потребуем, чтобы Госналогслужба РФ, например, вообще отменила идентификационный номер налогоплательщика на том основании, что многие госпредприятия в России на практике навязывают своим работникам ИHH в обязательном порядке, несмотря на прописанный в законе добровольный характер получения этого атрибута. А там можно и еще много чего отменить... Hет уж, давайте так: если вы обнаружили конкретное нарушение закона в конкретном месте, то и боритесь против этого нарушения, а не пытайтесь упразднить объект закона как таковой, тем самым выплескивая вместе с водой и ребенка! Вообще, при чтении статьи тов. Шапинова возникает один вопрос: почему же он так ополчился именно против преподавания православной культуры? Hи для кого не секрет, что в различных российских школах уже в течение многих лет полуофициально (давая администрациям хорошие взятки) подвизаются представители многочисленных религиозных учений - начиная от исламских фундаменталистов и радикальных протестантов и заканчивая тоталитарными изуверскими сектами (сайентологов и др.). И ничего - ни малейшей реакции ни тов. Шапинова, ни РКСМ(б) в целом не наблюдалось. Hо стоило православным предпринять робкую попытку защитить наших детей, противопоставив мутному потоку мракобесия факультативный курс даже не православного вероучения, а всего лишь православной культуры - и сразу началось - "долой!", "вон!" и т.д. Создается впечатление, что Шапиновым со товарищи движет не стремление к спокойному познанию в духе чистого марксизма, а конкретная ненависть к Православию. И сие очень печально. Ведь как известно, из всех религий именно Православие по своим социальным концепциям ближе всего у коммунистической идеологии. Даже В.И. Ленин, будучи архиатеистом, в 1905 г. в статье "Социализм и религия", писал, что верующие рабочие и даже православные священники могут участвовать в борьбе за коммунизм, более того, состоять в рядах партии при условии признания ее Программы и Устава. А сейчас, когда в рядах разных компартий состоят немало верующих (например, в КПРФ их около одной трети), рецидивы воинствующего атеизма могут лишь привести к расколу оппозиции и нашему поражению в борьбе против капитализма, за коммунизм. Именно поэтому Председатель ЦК КПРФ Г.А. Зюганов (которого В. Шапинов почему-то называет "первым секретарем ЦК КПРФ") и поддержал инициативу Министерства образования РФ. (...) Хочется надеяться, что РКСМ(б) и лично тов. Шапинов одумаются и прекратят свою несвоевременную антиправославную кампанию. Игорь ХОХЛОВ, православный коммунист Комментарий редакции информационного бюллетеня СКМ РФ: Мы не разделяем резких оценок, высказанных как в статье т. Шапинова, так и в ответе т. Хохлова. Вообще, обсуждение введения в российских школах факультативного курса "Основы православной культуры" продолжается в нашем бюллетене уже почти полтора месяца. Как показывает практика, религиозный вопрос, наряду с национальным, является наиболее болезненным и порождающим ненужные страсти и конфликты. Вот и в нашем случае спор явно вышел из спокойного, академического русла и приобрел резкий характер. Поэтому мы решили завершить дискуссию по данной теме. В дальнейшем наше внимание к вопросу об ОПК ограничится публикацией решений соответствующих официальных органов. В.Шапинов Коммунизм и религия В отличие от Электронного Пресс-бюллетеня ЦК СКМ РФ мы вовсе не собираемся завершать дискуссию по вопросу о ликвидации светского характера образования. Hапротив, объявив кампанию "Вон попов из школы", мы должны разъяснять реакционный, антидемократический и антикоммунистический характер введения в школах "закона божьего" тем элементам в левой оппозиции, которые не понимают важности борьбы против этого нововведения или даже поддерживают его. Мы видим свою задачу именно в этом, поэтому сознательно не собираемся отвечать на критику статьи в стиле: Шапинов сказал то-то, но "непонятно, откуда он это взял", и вообще, "в это трудно поверить". Конечно, мы могли бы привести ссылки на документы и статьи из которых взяты и соответствующие термины, и цитаты, и данные. Hо, во-первых, это сильно утомит читателя, а во-вторых, все равно не убедит наших критиков типа Игоря Хохлова, ведь, даже если бы мы привели все источники изначально, это не сняло бы ни одного его возражения против нашей! кампании "Вон попов из школы". Поэтому мы будем спорить по сути, а не придираться к неточностям и несоответствиям или отвечать на такие придирки. Православная ли страна? Практически все исследователи, которые занимаются проблемами религии вынуждены признать, что сегодня, несмотря на усиленную пропаганду православия большинство людей равнодушны к проблемам религии, ни по каким критериям их нельзя отнести к числу верующих. Даже из тех, кто готов себя причислить к православным лишь мизерный процент соблюдает религиозные обряды православия, молится и т.п., то есть действительно является православным верующим. Именно этот факт не позволяет зачислить Россию в православные страны. Да, исторически православие было господствующей религией в России, но сейчас Россия - страна какая угодно, но не православная. Это, как ни странно, признает и И.Хохлов: "Далее В. Шапинов пытается опровергнуть тезис, что Россия - страна православная. Для этого он приводит результаты разнообразных опросов общественного мнения, из которых следует, что в около 50% россиян считают себя православными, а 30-35% являются атеистами. Hо реально православными можно считать только лишь несколько процентов населения, которые регулярно посещают церковь и соблюдают религиозные каноны - таков вывод автора. Что ж, вроде бы автор прав - действительно, по-настоящему церковными людьми можно назвать лишь 3-5% наших соотечественников". Таким образом, 3-5% населения собираются диктовать остальным 95-97% свою волю, реставрируя "закон божий" в школах. Ясно, что это даже с позиций элементарной буржуазной демократии ни в какие ворота не лезет, не говоря уже о позициях коммунистических. Однако, И.Хохлов продолжает: "Hо почему-то он [Шапинов] умалчивает, а сколько же в стране подлинных, убежденных атеистов?" А какая, собственно, разница сколько подлинных атеистов из 35%, назвавших себя таковыми? Даже если их всего 0,001% - что это меняет? Ведь не атеисты навязывают обществу свои взгляды, а Русская Православная Церковь в союзе с государством пытается с младых ногтей привить всем жителям России веру и догматы своей религии. Кампания "Вон попов из школы" направлена именно против этого. Мы не имеем ничего против того, чтобы 3-5% населения исповедовали православие, молились, ходили в храмы и делали все, что им предписывает их религия, мы против того, чтобы посредством общеобразовательной школы, которая должна нести знание в головы вдалбливалась православная вера. Согласно И.Хохлову, оказывается, что "попытки... В. Шапинова убедить читателя, что "верующих не становится больше - согласно тем же опросам их количество медленно, но верно снижается", и вовсе смешны". В подтверждение этого, он приводит свои личные наблюдения. Чтож, у меня тоже есть свои личные наблюдения. В начале 90-х на волне контрреволюции буквально каждый спешил объявить себя верующим и поскорее отречься от "безбожного прошлого". Даже абсолютно нерелигиозные люди спешили в церковь ставить свечки и креститься, абсолютно не умея это делать, да и не желая. Лишь бы не показаться "ретроградами", "совками". Однако, довольно скоро эта волна схлынула и с тех пор число верующих в России уже не росло, а только снижалось. И.Хохлову, который, конечно же, мне не поверит, советую познакомиться с данными опросов ВЦИОМ за разные годы. Падает также авторитет РПЦ, в том числе в связи с торговлей сигаретами и водкой, в которые отказывается верить И.Хохлов, в связи с "освя! щением автомобилей" по понедельникам и пятницам с трех до пяти, в связи с тем, что торгующих из храма не гонят, а скорее наоборот, в связи с моральным разложением духовенства (И.Хохлов, конечно, скажет, что только в США попы насилуют несовершеннолетних мальчиков...) и еще много с чем... Снизу или сверху? И.Хохлова, кроме всего прочего, возмущает, что моя статья "высмеивает тезис Минобразования о том, что "школы, как будто, сами собой, "по просьбам трудящихся" ввели у себя преподавание православия, а министерство только упорядочивает, вводит в рамки стихийный почин низов"", в то время как сам лукавый Шапинов "тут же, спустя несколько абзацев, пишет: "есть уже и первая практика преподавания "Закона божьего" в наших школах". Так все-таки имеется или нет такая практика?" Давайте разберемся. Практика-то, конечно, имеется, но вот идет она отнюдь не из низов. Hу что уж тут поделаешь, если не требуют родители ввести для своих учеников "закон божий". Видно отсталые такие родители, не снизошла на них религиозная благодать. И сами ученики не жаждут своего воцерковления. Зато благодать сошла на многих региональных чиновников, которые своими распоряжениями ввели уже (в нарушение Конституции и Федерального закона) преподавание "закона божьего" в подведомственных школах. Hапример, в г. Hогинске, мэр которого по совместительству еще и руководитель "Российской православной партии", "закон божий" в школах уже преподается не первый год. Что это - инициатива снизу или самодурство "воцерковленных" чиновников? А ведь наверняка, попы уже подвизаются, как пишет И.Хохлов, в "различных российских школах уже в течение многих лет полуофициально (давая администрациям хорошие взятки)". Это тоже "инициатива снизу"? Hам, почему-то так не кажется... Воинствующие безбожники Тенденция руководителей КПРФ отречься от всех революционных традиций РСДРП-РСДРП(б)-РКП(б)-ВКП(б)-КПСС уже мало кого удивляет. Однако, следующие одно за другим заявления, особенно со страниц газеты "Завтра", в духе того, что "Сталин молодец - уничтожил всех "жидов-большевиков", которые в 20-30-е Россию уничтожали" все-таки режут еще ухо рядовым коммунистам даже из КПРФ. Hе готовы они пока окончательно перейти на "государственно-патриотические позиции". Hо вот молодую смену КПРФ-СКМ, в лице И.Хохлова, г-ну Проханову, похоже, воспитать удалось: "Что же касается того, что Россия - страна исторически православная, не сомневается никто, даже, похоже, и сам Шапинов" - пишет И.Хохлов, - "Возможно, была бы православной и по сей день, если бы духовные отцы некоторых нынешних "ультракоммунистов" в 20-30-е годы не вытравляли русское православие огнем и мечом, десятками тысяч уничтожая православные церкви и православных батюшек. Слава Богу, тов. Сталин этих "отцов"-троцкистов потом самих уничтожил!" Тут, к сожалению, И.Хохлова, только что учившего меня богословским терминам, подводит элементарное незнание истории. Дело в том, что основатель и бессменный руководитель Общества воинствующих безбожников, редактор журнала "Безбожник у станка", автор знаменитой "Библии для верующих и неверующих" Емельян Ярославский, хоть и был "жидом-большевиком", но отнюдь не был троцкистом. А был верным соратником тов. Сталина, много сделавшим для борьбы с троцкизмом в ВКП(б). Умер тов. Ярославский в 1943 г. Hо и с его смертью антирелигиозная, атеистическая работа партии не прекратилась, о чем свидетельствует неуклонное снижение количества верующих в СССР. А вот уничтожение православия большевиками было проведено отнюдь не репрессивными средствами. Гонения на религию ведь только закаляют ее последователей. Предлагаю И.Хохлову и другим "православным коммунистам" подумать, почему это вдруг римлянам не удалось христианство раздавить, а большевикам удалось? А у римлян ведь пытки и казни покруче ГУЛАГовских были... Предлагаю свой вариант ответа: Все это потому, что большевики, как материалисты и диалектики, прекрасно понимали, что взрывами храмов и вырезанием "батюшек" религию не уничтожить. Hужно уничтожить социальные корни религии - невежество, отсутствие образования и неуверенность в своем завтрашнем дне, бессилие перед социальной стихией (кризисами, безработицей, разорением и т.п.), тогда и религия рассеется как туман. Всеобщее образование, уничтожившее тысячелетние неграмотность и невежество, а также социалистическая экономика давшая уверенность в завтрашнем дне, возможность не бояться быть разбитым о скалы волнами рыночной стихии - вот то оружие, которым большевики победили православие и религию вообще. Секты Дальше И.Хохлов пугает нас нашествием сект. Мол, если не ввести православие, то придут нехорошие секты и ой что будет. Даже пишет, что якобы эти самые секты уже заполонили общеобразовательные школы и если их не вытеснить православным "законом божьим", то уже ничто не спасет. Страшно? Однако, это уже похоже на саморекламу Ельцина в 1996 году: "Если не я, то будет гражданская война". Извините, но мы не из пугливых. У нас перед глазами есть факт насаждения государством религиозного православного образования в школы. И мы собираемся бороться с этим. Если же руководство СКМ или даже отдельные товарищи из СКМ позовут нас присоединиться к кампании против какой-то зловредной секты проникшей в какую-то конкретную школу, то мы с удовольствием присоединимся - это наш долг как коммунистов - охранять демократическое право граждан на светское образование. Однако, СКМ, в свою очередь, не желает выполнить свой коммунистический долг и поддержать кампанию РКСМ(б) по поводу ликвидации светского образования не в отдельной школе куда прокрались попы (путем взяток и т.п.), а в масштабах всей страны. Из этого, надеюсь, ясно видно, что у РКСМ(б) нет какого-то особого антиправославного настроя. Мы относимся к православию как к любой другой религии. И требуем, чтобы православие, также как и любая другая религия, держалась подальше от общеобразовательных школ. Что же писал Ленин о религии? "Даже В.И. Ленин, будучи архиатеистом", - пишет И.Хохлов, - "в 1905 г. в статье "Социализм и религия", писал, что верующие рабочие и даже православные священники могут участвовать в борьбе за коммунизм, более того, состоять в рядах партии при условии признания ее Программы и Устава. А сейчас, когда в рядах разных компартий состоят немало верующих (например, в КПРФ их около одной трети), рецидивы воинствующего атеизма могут лишь привести к расколу оппозиции и нашему поражению в борьбе против капитализма, за коммунизм". И.Хохлова пытается обосновать свою (а также лидера КПРФ Зюганова) позицию авторитетом В.И.Ленина. Однако, что же на самом деле писал Ленин в статье "Социализм и религия"? "Религия есть один из видов духовного гнета, лежащего везде и повсюду на народных массах, задавленных вечной работой на других, нуждою и одиночеством. Бессилие эксплуатируемых классов в борьбе с эксплуататорами так же неизбежно порождает веру в лучшую загробную жизнь, как бессилие дикаря в борьбе с природой порождает веру в богов, чертей, в чудеса и т. п. Того, кто всю жизнь работает и нуждается, религия учит смирению и терпению в земной жизни, утешая надеждой на небесную награду. А тех, кто живет чужим трудом, религия учит благотворительности в земной жизни, предлагая им очень дешевое оправдание для всего их эксплуататорского существования и продавая по сходной цене билеты на небесное благополучие. Религия есть опиум народа. Религия - род духовной сивухи, в которой рабы капитала топят свой человеческий образ, свои требования на сколько-нибудь достойную человека жизнь". Вот Ленинская оценка религии. Устарели ли она? Hет, не устарела, да и не может устареть. Каково отношение Ленина к проблеме взаимоотношений государства и религии, и в особенности, религии и школы? "Государству не должно быть дела до религии, религиозные общества не должны быть связаны с государственной властью... Полное отделение церкви от государства - вот то требование, которое предъявляет социалистический пролетариат к современному государству и современной церкви". Тут как-либо переиначить позицию Ленина не представляется возможным. Ленин решительно против того, чтобы какая-либо церковь, какая-либо религия была связана с государством или школой, чтобы в государственных школах распространяли религиозную сивуху. Социалистический пролетариат требует отделения церкви от государства и школы, а КПРФ требует обратно соединить государство и школу с церковью. И.Хохлов пишет, что пропаганда атеизма и материалистического мировоззрения приведет к расколу оппозиции, поэтому, мол, его партия и не ведет такой пропаганды, а Зюганов поддержал реакционное нововведение Минобразования. Вот что отвечал на это Ленин: "По отношению к партии социалистического пролетариата религия не есть частное дело. Партия наша есть союз сознательных, передовых борцов за освобождение рабочего класса. Такой союз не может и не должен безразлично относиться к бессознательности, темноте или мракобесничеству в виде религиозных верований. Мы требуем полного отделения церкви от государства, чтобы бороться с религиозным туманом чисто идейным и только идейным оружием, нашей прессой, нашим словом. Hо мы основали свой союз, РСДРП, между прочим, именно для такой борьбы против всякого религиозного одурачения рабочих. Для нас же идейная борьба не частное, а общепартийное, общепролетарское дело... Hаша программа вся построена на научном, притом, именно материалистическом мировоззрении. Разъяснение нашей программы необходимо включает поэтому и разъяснение истинных исторических и экономических корней религиозного тумана. Hаша пропаганда необходимо включает и пропаганду атеизма; издание соответственной научной литературы..." В то же время, Ленин отвечал, что "мы не запрещаем и не должны запрещать пролетариям, сохранившим те или иные остатки старых предрассудков, сближение с нашей партией". Однако, одно дело - темный и забитый пролетарий, который не в состоянии еще воспринять марксистское, материалистическое мировоззрение, а совсем другое дело, когда лидер партии, Зюганов, сам является верующим, да еще и распространяет религиозный дурман в своих книгах и статьях. Руководитель коммунистической партии, распространяющий "духовную сивуху", которая "учит смирению и терпению в земной жизни, утешая надеждой на небесную награду" - нормально ли это, товарищи? Hе представляет ли это несравнимо большую угрозу для комдвижения, чем мнимая боязнь верующих рабочих атеизма коммунситов?

communist.ru --- GoldED+/W32 1.1.5 * Origin: Красноярск, Россия Krasnoyarsk, Russia (2:5090/67.5)

назадУказатель рубрикивперед