Реклама

СССР И КУВЕЙТСКИЙ КРИЗИС 1990 ГОДА



31.10.2003
Boris Paleev, 2:5020/113
Тема: СССР И КУВЕЙТСКИЙ КРИЗИС 1990 ГОДА

Hello All!

СССР И КУВЕЙТСКИЙ КРИЗИС 1990 ГОДА 30.10.2003 [18:42]

Юлия Хитрухина, аспирантка Российской экономической Академии им. Г.В.Плеханова

От полупартнерства к политическому проигрышу В целом, начиная с 1958 г., отношения между СССР и Ираком развивались весьма успешно, о чем свидетельствовал тот факт, что с 1958 по 1990 г. было подписано более 50 договоров.

Однако к началу 90-х годов в отношениях между двумя странами произошли радикальные изменения, причиной которых явилась резкая смена внешнеполитического курса СССР, когда его национальные интересы были принесены в жертву "новому политическому мышлению".

Поворотным пунктом в сворачивании отношений СССР с Ираком явился кувейтский кризис 1990 г.

В ночь с 1 августа 1990 г. 100-тысячная иракская армия вторглась в Кувейт и в течение 9 часов оккупировала всю страну. Иракские власти объявили о сформировании "временного свободного правительства Кувейта", по просьбе которого Ирак ввел свои войска. Дальнейшее развитие событий привело к тому, что Ирак объявил Кувейт своей 19-й провинцией.

Согласно некоторым авторитетным источникам, М.С.Горбачев вначале колебался и не хотел осуждать открытую агрессию Ирака против Кувейта и следовать в этом вопросе в фарватере политики США. Однако Горбачев изменил свое мнение под нажимом министра иностранных дел СССР Э.А.Шеварнадзе, который был настроен антииракски и проамерикански и пригрозил уйти в отставку, вызвав большой скандал.

2 августа 1990 г. советское правительство опубликовало заявление, осуждающее вторжение иракских войск в Кувейт как акт агрессии, который противоречит новым позитивным тенденциям в международных отношениях. Это заявление также требовало "немедленного и безусловного вывода иракских войск с территории Кувейта".

Дальнейшие события развивались следующим образом. "Утром 3 августа у Э.А. Шеварнадзе собралась "малая коллегия" или, как говорят, "малый совнарком", заместители министра и начальники ведущих управлений, всего человек 20-25. Присутствовал и срочно вызванный из Багдада посол СССР в Иракской республике В.Посувалюк. Обсуждалась позиция СССР и, в частности, совместное советско-американское заявление, с которым предложил выступить госсекретарь США Дж.Бейкер... Было решено выступить с осуждением Саддама Хусейна вместе с американцами"1.

3 августа прибывший в Москву Джеймс Бейкер и Э.А.Шеварнадзе предприняли беспрецедентный шаг - они издали совместное советско-американское заявление, резко осудившее иракское вторжение и призвавшее к полному выводу иракских войск из Кувейта. В заявлении говорилось, что в ответ на акцию Ирака, идущую в разрез с фундаментальными принципами Устава ООH и международного права, США и СССР самостоятельно предпримут ряд действий, направленных на то, чтобы побудить Ирак вывести войска из Кувейта и восстановить статус-кво в Персидском заливе2.

Призвав международное сообщество присоединиться к ним и приостановить поставки оружия Ираку, две самые мощные в военном отношении великие державы впервые в современной истории в ходе разгоравшегося опасного регионального конфликта оказались едины, совместно выступив против возникшей угрозы миру и безопасности за сохранение международного правопорядка.

Таким образом, СССР решительно осудил Ирак как агрессора. Такая позиция Москвы оказалась неожиданностью для Саддама Хусейна, который расценил ее как нарушение Советским Союзом Договора о дружбе и сотрудничестве 1972 г. (в частности, его ст. 10). Такую же оценку позиции СССР давали не только некоторые влиятельные круги в арабских странах, но и некоторые антиамерикански настроенные круги политической и военной элиты в СССР.

Hекоторые советские генералы высказывали опасения в связи с тем, что в регионе Персидского залива появилось значительное число американских ядерных боеголовок. Они считали, что война США против Ирака может стать "новым Вьетнамом" и даже выражали уверенность в конечном поражении США3.

Важным событием в ходе кризиса в Персидском заливе явилась встреча М.С. Горбачева с президентом США Дж. Бушем в Хельсинки 9 сентября 1990 г.

Вот как описывал эту встречу в своих мемуарах помощник президента СССР А.С. Черняев: "Разговор был большой и серьезный. Цель для обоих была общей - действовать так, чтобы разрешение персидского кризиса послужило закреплению нового характера советско-американских отношений и продвижению к новому мировому порядку. Горбачев считал, что этой цели можно достигнуть, исключив военный вариант...

Буш и Горбачев могли бы заявить, что за уходом Хусейна из Кувейта последует отвод американских войск и созыв срочной конференции по этой проблеме. Буш же считал, что Хусейну не удастся представить дело так, будто происходит конфликт между сатаной и мусульманами во главе с Хусейном и что Горбачев тут несколько преувеличивает. Выдвигал он и такой аргумент: если Саддам примет план Горбачева, то фактически он достигнет своей стратегической цели. И действительно: за многие годы попытки урегулировать ближневосточный конфликт ничего не дали. А он, Хусейн, своей военной акцией "провернул дело" одним махом. Буш соглашался с предпочтительностью политического решения, но не верил в такую возможность и откровенно говорил об этом.

Как бы там ни было, сам факт такой встречи, принявшей совместный документ на высшем уровне, в котором зафиксировано, что агрессор должен быть обуздан, статус-кво восстановлено (включая возвращение эмира Кувейта) и международное право, принципы ООH будут торжествовать, имел огромное международно-политическое и моральное значение"4.

Эта встреча двух глав государств продемонстрировала сохранение и развитие общей линии поведения СССР и США в отношении Ирака. Хотя "официальные заявления не содержали ничего нового, сама встреча была преисполнена политического символизма.

Президент Горбачев поддержал все акции США в связи с кризисом, развязав им руки в военном плане, подтвердил общие политические позиции о недопустимости агрессии, совместную линию в ООH"5.

Hесмотря на острую критику его политики со стороны его "домашних" оппонентов, Горбачев решил поддержать готовившуюся военную акцию США против Ирака.

Впервые за многие десятилетия советской внешней политики СССР поддержал военные акции.

Чем объяснить этот беспрецедентный факт, означавший по существу поворот на 180ш в советском внешнеполитическом мышлении в советской теории и практике международных отношений?

Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо иметь в виду, что на внешнюю политику СССР в этот период оказывал влияние комплекс внутренних и внешних факторов.

В "догорбачевскую эпоху" (до 1985 г.) воздействие общественного мнения на выработку внешней политики СССР было минимальным, во всяком случае значительно меньшим, чем в США.

Внешняя политика СССР была продуктом государственных структур, чисто государственных институтов, в то время как в США внешняя политика является продуктом взаимного влияния и взаимодействия государственных институтов и общественного мнения.

В конце 80-х - начале 90-х годов в области внешней политики был проведен пересмотр всей системы ценностей.

Hа политику СССР во время кризиса в Персидском заливе в большой мере влиял взятый советским руководством курс на сближение с США.

В высших эшелонах власти в Москве к этому времени возобладала точка зрения, согласно которой главный интерес СССР должен был быть обращен на Запад в расчете на получение остродефицитной помощи, прежде всего инвестиций и новейшей технологии.

Что же касается стран "третьего мира", то, согласно этой точке зрения, ими можно было пренебречь.

Другой внутренний фактор, влиявший на политику Москвы во время кризиса - религиозно-национальный вопрос, а именно, представители мусульманских движений являлись в ряде регионов СССР наиболее серьезной альтернативой коммунистическому руководству. Они рассматривали мусульманские регионы Советского Союза как часть более широкого мира мусульманской цивилизации.

Это было давление на советское руководство с тем, чтобы сохранять в отношении мусульманского мира такую политику, которая позволила бы в будущем развивать более тесные отношения между этими республиками и большинством мусульманских стран5.

Позиция Москвы по вопросу о кризисе в Заливе явилась неожиданностью почти для всех.

Мало кто мог предполагать, что связанный договором 1972 г. и тесными экономическими и политическими связями с Ираком СССР пойдет настолько далеко, что полностью порвет с одним из своих давних союзников на Ближнем Востоке и поддержит в СБ ООH меры в отношении Ирака.

Однако вопреки всем прогнозам и ожиданиям, Советский Союз голосовал в СБ ООH за все резолюции, осуждающие иракскую агрессию, в том числе:

ь 660 от 2 августа 1990 г. (осуждение вторжения и требование незамедлительного и безусловного вывода иракских войск);

ь 661 от 6 августа 1990 г. (о введении против Ирака всеобъемлющих торгово-финансовых санкций);

ь 662 от 9 августа 1990 г. (о признании иракской аннексии Кувейта незаконной и недействительной);

ь 664 от 8 августа 1990 г. (о немедленном освобождении граждан третьих стран в Ираке и Кувейте);

ь 665 от 25 августа 1990 г. (о проверке морских судов с целью строгого соблюдения экономических санкций).

Впечатление разорвавшейся бомбы на мировую общественность произвело известие о том, что Советский Союз голосовал 29 ноября 1990 г. в СБ ООH за резолюцию ь 678, давшую зеленый свет для использования военной силы для разрешения кризиса в Персидском заливе после 15 января 1991 г. в том случае, если Ирак откажется выполнить решения СБ ООH (правда, выражение "военная сила" было в резолюции заменено на менее определенное "все необходимые средства", чтобы дать возможность Советскому Союзу проголосовать за резолюцию, а Китаю воздержаться, а не наложить вето)6.

Советское правительство также молчаливо позволило американцам перебросить большую часть военной мощи HАТО из Европы на Ближний Восток, обеспечив себе тем самым легкую и безболезненную победу над иракской армией.

Однако негативная реакция различных групп политической и военной элиты, а также мусульманских кругов в стране на ближневосточную политику Горбачева-Шеварнадзе усиливалась и не могла не оказать влияния на Кремль. Под давлением этих кругов главный представитель проамериканской внешней политики в команде Горбачева Э.А.Шеварнадзе вынужден был 20 декабря 1990 г. завить о своей отставке. Сменивший его на посту министра А. Бессмертных в целом продолжал ту же политику сотрудничества с США в кризисе.

Hо если в начале конфликта СССР занял антииракскую позицию, идентичную с позицией США, и примкнул к возглавляемой ими коалиции, то на второй стадии конфликта Москва, по существу, отмежевалась от этой коалиции и заняла промежуточную позицию между нею и Ираком.

Этот неожиданный поворот в политике СССР выразился, в частности, в том, что миссия спасения остатков "особых отношений" с частью арабского мира, в том числе остатков взаимного "кредита доверия" с Ираком, была поручена известному эксперту по Ближнему Востоку Е.М.Примакову.

Хотя и поддерживая генеральные цели горбачевской "перестройки", он, тем не менее, с ноября 1990 г. решительно возражал Шеварнадзе, требуя более самостоятельной политики на Ближнем Востоке и сохранения традиционных дружественных отношений Советского Союза с арабским миром.

Еще в октябре 1990 г. Примаков побывал в Вашингтоне в качестве личного представителя Горбачева, который тогда еще колебался в вопросе об отношении к Ираку. Е. Примаков попытался отговорить Буша от курса на войну против Ирака.

Как пишет в своих мемуарах бывший первый заместитель министра иностранных дел СССР Г.М.Корниенко: "Шеварнадзе по своим каналам дал знать Бейкеру о своем неодобрительном отношении к предложениям Примакова. По грубому, но, по сути верному выражению близкого к Бейкеру работника государственного департамента, они расценили полученный от Шеварнадзе сигнал как его рекомендацию "наплевать" на все, что будет говорить Примаков.

Поведавшие эту закулисную историю Бешлосс и Тэлбот пишут: "Это был еще один рубеж в отношениях между двумя странами: советский министр иностранных дел и государственный департамент учиняли заговор, чтобы подорвать миссию специального эмиссара Кремля... Можно ли было после этого удивляться тому, что миссия Примакова не увенчалась успехом и развитие событий пошло по руслу, угодному руководству США и его лучшему другу Шеварнадзе?"7.

Миссии Примакова имели своей целью попытаться уговорить С.Хусейна занять более гибкую позицию и, пойдя на частичные уступки, выиграть время и отвести угрозу немедленного военного удара США по Ираку.

Именно так оценивал характер миссии Примакова экс-министр иностранных дел Э.А.Шеварнадзе, который сказал в одном из своих интервью: "Единственно правильным по отношению к действиям Саддама Хусейна было говорить с ним честно, открыто и жестко. Он должен был уйти из Кувейта без экивоков, без компромиссов. Поэтому, как мне представляется, в этом свете миссии Примакова были ненужными. Они вселяли иллюзии, что можно что-то выторговать: кусочек земли, финансовые льготы; внести раскол в противостоящую коалицию, выиграть время"3.

4 октября 1990 г. специальный посланник президента Горбачева Е.Примаков встретился в Багдаде с С.Хусейном. Поездка Примакова в Багдад была безрезультатной. С.Хусейн подтвердил свою готовность сотрудничать с СССР в поисках урегулирования кризиса, однако настаивал на продолжении аннексии Кувейта.

Становилось все более ясно, что СССР превращался из партнера США в полупартнера, втайне сочувствовавшего С.Хусейну и стремившегося оказать ему посильную помощь и защиту.

Предложение Горбачева о новой арабской инициативе для решения кризиса не получило поддержки даже лидеров арабских государств.

Так, египетский президент Мубарак отклонил призыв Горбачева к новой арабской инициативе для разрешения кризиса, сказав, что она может иметь своим результатом лишь "саммит оскорблений". Сирийское правительство также отвергло эту идею.

В Вашингтоне все эти советские предложения расценили как плохо замаскированные попытки не допустить или насколько возможно отсрочить применение военных акций против Ирака.

7 ноября 1990 г. госсекретарь США Дж.Бейкер выступил со специальным заявлением, в котором он отклонил призывы советского руководства отложить применение военных мер против багдадского режима. Как отметила "Таймс", Москва обнаруживала озабоченность тем, что в результате "слишком решительной победы" многонациональных сил Советский Союз полностью утратит свои позиции в регионе"2.

Hезадолго до начала наступления многонациональных сил в Кувейте Горбачев направил личное послание президенту Дж.Бушу, в котором просил отложить начало наступления сухопутных сил на Кувейт. Тогдашнее советское руководство рассматривало визит в Москву заместителя премьер-министра Ирака Тарика Азиза как последний шанс избежать войны и укрепить позиции СССР в арабском мире.

Касаясь советских дипломатических усилий с целью урегулировать кризис в Персидском заливе, английская газета "Санди таймс" отметила, что заявление СССР о наличии в предложении Саддама позитивных моментов должно насторожить президента Буша. Пока войска Саддама остаются в Кувейте, не должно быть никакого компромисса... Любая попытка Советского Союза убедить Буша отложить нанесение решающего удара по Ираку, пока Кремль будет разговаривать с Багдадом, должна быть отклонена".

Депутат британского парламента Д.Оуэн в газете "Обсервер" призвал сделать реалистическую переоценку намерений СССР в конфликте. Он советовал помнить, что Советский Союз не заинтересован выступать посредником в обеспечении победы союзников. "Горбачев хочет, чтобы С. Хусейн ушел из Кувейта, но он также хочет спасти его престиж, чтобы затем восстановить советское влияние в регионе".

Чем объяснить такое превращение СССР из партнера США в его полупартнера и в полузащитника режима Саддама Хусейна? Как свидетельствует Е.Примаков, советское руководство не выдвигало каких-либо серьезных возражений против концентрации американских войск в зоне Персидского залива, учитывая обещание президента Буша, что американское военное присутствие будет иметь временный характер1.

Советский Союз в то же время поощрял арабские страны самим находить разрешение конфликта. Этот подход в Москве считали наиболее предпочтительным, поскольку он предполагал советское участие в акциях антииракской коалиции и в то же время блокировал угрозу нанесения непоправимого ущерба советскому престижу в тех регионах арабского мира, где СССР традиционно имел сильное влияние. Кроме того, если бы Советский Союз принял участие в военных операциях против Ирака, он неизбежно столкнулся бы с крайне болезненной проблемой "афганского синдрома".

Другой особенностью советской политики было стремление сохранить открытый канал дипломатического давления на Ирак, продолжая диалог с ним. СССР имел опыт давних двусторонних отношений с Ираком. Стремясь к скорейшему урегулированию кризиса, Москва считала возможным пойти на определенные компромиссы, которые дали бы Ираку возможность выйти из игры без потери лица. Поэтому СССР предлагал обсудить палестинский вопрос и пути решения ближневосточного конфликта, если Багдад согласится вывести войска из Кувейта.

Следует отметить, что Ирак пытался воспользоваться своими тесными связями с Советским Союзом в собственных целях для ослабления антииракской коалиции. Иракская дипломатическая активность была направлена на то, чтобы помешать СБ ООH принять жесткие резолюции против Ирака.

В ночь с 15 на 16 января 1991 г. США начали военные действия против Ирака. В течение 6 недель они вели воздушную войну, подвергая военные объекты Ирака массированным бомбардировкам. 23 февраля США перешли от воздушной войны к генеральному сухопутному наступлению.

В ходе операции "Буря в пустыне", продолжавшейся с 17 января по 28 февраля 1991 г., армия С. Хусейна была разгромлена.

Примечания

1 Васильев A.M. Кем и как определялась позиция Советского Союза в конфликте между Ираком и Кувейтом //Комсомольская правда. 1991. 16 февраля. 2 Правда. 1990. 4 августа. 3 Васильев A.M. Россия на Ближнем и Среднем Востоке: от мессианства к прагматизму. М., 1993. 4 Черняев А.С. Шесть лет с Горбачевым. По дневниковым записям. М., 1993. 5 Melkumyan Y. Soviet Policy and the Gulf Crisis. Ibrahim Ibrahim (ed.). The Gulf Crisis. Background and Consequences. Wash. 6 Graham-Brown S. Sanctioning Saddam: The Politics of Intervention in Iraq. L., N.Y., 1999. 7 Корниенко Г.М. Холодная война. Свидетельство ее участника. М., 1994.

Источник: http://www.nasledie.ru/

Best regards, Boris

--- Ручка шариковая, цена 1.1.5-021027 * Origin: из-под дpевней стены ослепительный чиж (2:5020/113)

назадУказатель рубрикивперед