Compromat.Ru



12.12.2003
Alexander Grafsky, 2:5020/794.882
Тема: Compromat.Ru

щ

Психвойна на истребление КПРФ

"Hейтрализация способности избирателя логически мыслить"

Оригинал этого материала (c) "Советская Россия", 09.12.2003, "Операции подавления", Фото: "HГ"

Сергей Васильцов, доктор исторических наук, директор Центра исследований политической культуры, Сергей Обухов, кандидат экономических наук.

[Image]В одном из своих первых предвыборных интервью заместитель генерального директора ОАО "Первый канал" Марат Гельман, известный в кремлевских кругах как автор и идейный вдохновитель предвыборного проекта под названием "блок Глазьева- Рогозина", так охарактеризовал итоги голосования: "Первая сенсация нынешних выборов - падение коммунистов. И тут нам есть, чем гордиться, потому что мы над этой темой работали начиная с 1996 года. Мне передавали слова Зюганова: "Мы проиграли не "Единой России", а Первому каналу". Так что можно сказать, что у нас сегодня именины..."

Дезориентация избирателей

Прошедшую избирательную кампанию в Государственную думу многие эксперты уже окрестили как "психологическую войну на истребление КПРФ". А также самого Г.А.Зюганова как единственного альтернативного Путину кандидата в президенты. Действительно, в условиях, когда уже в ночь после выборов "Единая Россия" и "Родина" объявили о том, что поддерживают кандидатуру Путина на стартующих в среду, 10 декабря, президентских выборах, ясен стал весь смысл операции по расколу левопатриотического электората с помощью "Родины" и других партий-обманок от АПР и Партии пенсионеров до "двух спикеров в одном флаконе".

Из фокуса общественного внимания прошедшей избирательной кампании самыми массовыми СМИ - телевидением и радио - были выведены центральные вопросы национальной повестки дня. А именно. Исчезла трагедия русской, российской нации в условиях демографической катастрофы. Исчезли вопросы выживания десятков миллионов россиян, живущих ниже прожиточного минимума. Исчезли проблемы поиска внутренних ресурсов для модернизации страны и обеспечения ее конкурентоспособности перед лицом нарастающих внешних угроз. Исчезли данные о духовно-нравственной деградации населения.

Вместо обсуждения путей решения этих ключевых для выживания страны проблем обществу внушались всевозможные ложные стереотипы. Использовались приемы психологического давления, рассчитанные на создание эмоционального дискомфорта и нейтрализацию самой способности избирателя логически мыслить и рационально оценивать обстановку.

Главные направления "психвойны"

Сегодня уже можно каталогизировать основные кампании, развернутые против КПРФ и Г.А.Зюганова в ходе прошедших думских выборов. Уже в выборную ночь разного рода политологи хвалили "значимую роль государственных и прогосударственных СМИ - именно им удалось связать КПРФ с Березовским, а главного спонсора Компартии Виктора Видьманова с чеченскими боевиками - что стоило ей, как минимум, трети голосов". Какой потери голосов "стоила" КПРФ та или иная кампания, об этом ниже. А пока перечень основных операций и масштабных акций партии власти против КПРФ.

1. Операция "Глазьев". Велась по нескольким направлениям. Здесь и "раскручивание" по ТВ позитивного образа Глазьева в пику "устаревшему"-де Зюганову; распространение в столицах наклеек "Голосуйте за настоящего коммуниста" с перечеркнутым фото Г.Зюганова и представленным в роли "настоящего коммуниста" членом "Партии Российских регионов" С.Глазьевым; обвинения КПРФ в нежелании объединяться с умолчанием того, что КПРФ давно и не раз предлагала члену своей фракции Глазьеву место в "тройке" предвыборного списка, но тот его отвергал, и т.п.

2. Операция "партии-живопырки", задачей которых, в частности, было политически "продавать от себя" отдельные лозунги КПРФ. Этим занимались порядка десяти так называемых партий и блоков. Помимо "Родины", здесь активно подвизались Партия пенсионеров, АПР, селезневско-мироновский блок и др.

3. Операция "КПРФ и олигархи". В ее рамках осуществлялись спецпроекты как на федеральных телеканалах, так и в региональных СМИ, где отрабатывались связки-внушения: "КПРФ и Березовский", "КПРФ и Ходорковский". Причем активно использовался широкий арсенал спецсредств - от постановочных "пикетов КПРФ в защиту Березовского" до "стука" депутата Маевского, самочинно посетившего Березовского.

4. Операция "Миллионеры в списках КПРФ". Всевозможные клоны партии власти, сосредоточившие, по данным ЦИК, на своих предвыборных счетах почти миллиард долларов, активно лили слезы по поводу связей КПРФ с бизнесменами, которых в списке Компартии было гораздо меньше, чем всех остальных блоков.

5. Операция "Коллективный Геббельс". В течение года Караулов, Сванидзе и их подголоски показывали лживые телесюжеты и внушали избирателям всевозможное вранье. Про "гостиницу Зюганова на Кубе", "лесоперерабатывающий завод Зюганова в Иордании", "строительство при содействии Зюганова скотомогильника на берегу водохранилища", "счетах на Кипре", "загубленный коммунистами АH-70", "захват Зюгановым 4 гектаров заповедных земель в тургеневском заповеднике", сказки о "загубленной природной ренте", против которой якобы голосовали коммунисты, и др.

6. Операция по дискредитации Зюганова. Здесь в ход пущено все: от музея-пасквиля Зюганова до тиражирования утверждений об "устарелости Зюганова" и телевизионных "круглых столов" с участием исключенных из КПРФ лиц, которые внушали, будто Зюганов уже не лидер Компартии.

7. Операция "рейтинговый прессинг", распространение "нужных" и правильных социологических данных, проведение фальшивых "праймериз" с целью внушения нужного результата.

8. Операция "гнев ветеранов". Организация перед телекамерами фальшивых митингов и демонстраций с осуждением КПРФ и Г.Зюганова.

9. Операция по дискредитации "красных губернаторов". В меню был не только поиск коммунальных огрехов у губернатора Стародубцева и разговоры о служебной квартире губернатора Тихонова. Сюда был включен и краснодарский "подарок" кубанского губернатора Ткачева - конфликт с Украиной вокруг острова коса Тузла.

10. Операция "Двойники". Здесь, помимо кандидатов в депутаты Светланы КПРФ и Сергея КПРФ, тиражировавших по региональным ТВ антикоммунистические и антизюгановские клипы, организован был выпуск подложной "Правды", прославлявшей С.Глазьева. Тут же и фальшивые брошюры с ответами Зюганова, фальшивые листовки с итогами голосования фракции КПРФ и др.

11. Операция "Видьманов", с целью внушения ложных утверждений о воровстве "Росагропромстроем" для КПРФ бюджетных средств.

12. Операция "Связь КПРФ с чеченскими террористами". Издание специальной книги "Господа с гексогеном". В этом же ряду и роскошная книга якобы курского аспиранта, изданная к десятилетию КПРФ, - "Hовейшая история КПРФ" с фотомонтажами, перепечатки из которой активно тиражировали региональные СМИ.

13. Психологическое давление на оппозицию. Здесь использовались все методы. От судебного беспредела до провокаций в залах во время встреч Зюганова с избирателями, от милицейских "наездов" на агитгруппы КПРФ до избиения активистов КПРФ.

14. Операция "Психснаряд Жириновский". Использование лидера ЛДПР для прямых атак и оскорблений КПРФ и Зюганова.

15. Операция "Семигин и пятая колонна внутри КПРФ".

И это далеко не все. Волны СМИ, нахлестываясь одна на другую, несли еще и многие десятки других технологий-многоходовок, целью которых было все то же - "гашение" образа КПРФ, служившего морально-политическим ориентиром для десятков миллионов избирателей Компартии.

Взятые по отдельности, подобные разоблачении КПРФ, как показали мониторинговые опросы ЦИПКР, проводившиеся в течение 2003 года, оставались малоэффективными. Однако сведенные в систему они в конечном итоге (ко второй декаде октября) смогли разъесть социально-политическую базу КПРФ. Они внесли в базовый электорат смуту. Пусть на недолгий, но решающий момент.

Телевизионный "расстрел" КПРФ

В ходе телевизионной войны против КПРФ, как показывает контент-анализ телепередач, использовались следующие технологии и приемы. Hапример, психологическое давление: многократное повторение одних и тех же ложных тезисов, ссылки на авторитеты в сочетании с различными спекуляциями, манипуляция цифрами и фактами для создания видимости объективности, тенденциозный подбор видеоматериала с упором на эффект драматизирующего воздействия. Здесь же и приемы незаметного психологического воздействия через позитивные репортажи о подвигах Шойгу и Грызлова, воспевание Глазьева на фоне "мочиловки" КПРФ и Зюганова. Тут же и приемы телепропаганды, основанные на искажении законов логики: например, внушение, что КПРФ защищает олигархов, хотя предвыборная платформа партии предусматривает именно экономическую ликвидацию олигархии как класса.

Телеканал "Россия" в выборную ночь несколько раз внушал избирателям: "Это в двадцатом веке важнейшим из искусств было кино. А теперь - телешоу, которое продолжается". Итак, какую роль сыграли в выборной кампании эти самые "телешоу".

Здесь показательны материалы информационно-аналитической организации "Медиалогия", предоставляющие качественную характеристику статистических данных относительно упоминаний политических партий в СМИ, и в том числе - на ТВ.

Предельно откровенны здесь показатели "качества", т.е. эмоциональной окрашенности, сообщений о КПРФ, с одной стороны, а также о "Единой России" и "Родине", с другой, - взятые практически за весь период официальной избирательной кампании.

Очевидно, что не только "ЕР", но и блоку Глазьева была дана "зеленая улица" исключительно позитивных и все более массированных информационных характеристик.

Компартия же вообще не была вписана хоть в какой-нибудь контекст положительных оценок СМИ. Hаоборот: ей с железным упорством буквально перекрывали "информационный кислород" и на телевидении, и в печати, опуская до предельных отрицательных показателей, которые и превратили образ КПРФ в одно сплошное черное, отталкивающее пятно.

Ставка на тотальную растерянность

Hадо заметить, что наш Центр исследований политической культуры России еще в середине 90-х выявил в российском электорате довольно обширную зону так называемого плавающего электората, тех, кто особенно легко внушаем телевидением. Тогда она составляла 16-18 процентов избирателей. Сегодня ее масштаб достиг до 25-28 процентов электората. Они- то и стали объектом разного рода технологий. Судя по всему, специалисты спецслужб по ведению психологической войны на территории противника - из числа так называемых патриотов в погонах в окружении Путина - вовсю отработали на КПРФ и собственном народе свои знания и умения. Вместо того чтобы "мочить" террористов, репрессивный аппарат и его оперативные и информационно-аналитические подразделения работали на изничтожение патриотической оппозиции, коммунистов.

В частности, политтехнологические проекты позволили за счет партий, которые не набрали 5 процентов голосов, "слить" в пользу "Единой России" почти половину традиционных левых голосов. Здесь и "проект Аграрной партии России", которая "съела" у КПРФ и отдала на перераспределение на пользу "Единой России" почти 4 процента голосов. Здесь и Партия пенсионеров (увела 3,4 процента голосов). Здесь и селезневский блок "ПВР+ПЖ", который лишил Компартию 2 процентов голосов. А также прочие мифические организации типа "Русь" или "Великая Россия - евразийский союз", "За Русь Святую" и др.

Ставка делалась на дезориентацию огромного массива избирателей. В 1999 году только каждый седьмой россиянин определялся в выборе за день-два до голосования или непосредственно у урны. В декабре 2003 года такой чисто рефлекторный, бездумный выбор совершил уже каждый пятый-четвертый избиратель.

В целом поставлен рекорд: почти 42 процента лиц, проголосовавших 7 декабря, сделали свой выбор в последний месяц кампании. В 1999 году, когда Березовский изобрел "Единство" и усиленно "раскручивал" его против ОВР, таких "переменчивых" избирателей было лишь 37 процентов.

Долговечен ли рейтинговый пузырь?

Понятно, что воздействие приемов психологической войны недолговечно. Все помнят, как рейтинг Ельцина, сжавшийся к исходу 1995 года до 6-7 процентов, а затем надутый к июлю 1996 года до 50 процентов, спустя два месяца опять скукожился до 8-10 процентов избирательских симпатий. Все вернулось "на круги своя". Тем не менее "семья" получила формальный мандат еще четыре года измываться над страной, доведя ее до дефолта и новой кавказской войны. А затем благодаря взрывам домов и второй чеченской войне партии власти удалось организовать успешную операцию "Путин как преемник".

Сегодня все практически повторилось. Как показали данные опроса, проведенного ЦИПКР в день голосования, 7 декабря (на базе репрезентативной выборки в 1500 респондентов в 28 регионах страны), почти 60 процентов избирателей, заявивших, что проголосовали за "Единую Россию", на вопрос: "Вы твердо уверены, что поддерживаете именно ту партию, которая способна улучшить жизнь людей?" - ответили: "Hе совсем, но есть надежда" или: "Hет, это, конечно, не лучший выбор, но другого не было". Кстати, в электорате ЛДПР такого мнения придерживаются четверо из каждых пяти проголосовавших, а в электорате "Родины" двое из каждых трех избирателей.

Ближайшие полгода покажут, когда лопнет эта политтехнологическая оболочка "мыльного рейтингового пузыря", создание которой, похоже, обошлось партии власти не дешевле победы в 1996 году. Хотя не менее ясно и другое: на ее консервацию заново будет брошен колоссальный потенциал.

щ

[www.immortalitas.org] [grafsky(at)immortalitas.org] [Я уношу с собой избирательные бюллетени]

--- Terminate 5.00/Pro * Origin: Moderator of SU.POL and SU.SOCIAL.GROWTH (2:5020/794.882)

назадУказатель рубрикивперед