Реклама

fwd:Государство для своих глазами чужого



18.02.2003
Konstantin Churikov, gate
Тема: fwd:Государство для своих глазами чужого

From: "Konstantin Churikov" «spm111@yandex.ru»

Государство для своих глазами чужого Сторонники Израиля отвечают на вопросы Отклики на статью «Игры в слова», посвященную ситуации в Израиле («РМ» N4412), меня огорчили, но не удивили. Предлагаю желающим найти в письмах моих оппонентов («РМ» N4418) контраргументы по схеме: «Автор сказал то-то и то-то. Это неправильно потому-то и потому-то». Я не нашел. Мария Рубина восклицает: «Сидя в благополучной Германии, вы не постеснялись сравнить израильтян с нацистами и обвинить Израиль в развязывании террора». Даже если бы я так и сделал - ну и что? И какая разница, где я живу? Важны аргументы.

Леонид Потягайло, недовольный фразой «конфликт с инородцами в Германии был запрограммирован изначально и сознательно», задает риторический вопрос: «Интересно, во многих ли европейских государствах имеют место быть 23% населения, принадлежащих к одной и той же национальности и в целом очень враждебно настроенных к своему государству?» Конечно, не во многих. Моя статья и была посвящена объяснению этого редкого феномена, чего мой оппонент просто не заметил. Сам он на вопрос о том, почему камикадзе добровольно идут на смерть, уверенно отвечает: «Потому что их научили, да и деньги немалые их семьям заплатили». О том, что бывают и другие причины, вызывающие массовое самопожертвование, автор письма не знает. Или не хочет знать. Впору напомнить о Зое Космодемьянской.

Пафос и риторические вопросы вместо логики и анализа - печальная норма в любых спорах о ближневосточной ситуации. В этом я убедился за полтора года почти ежедневных дискуссий.

Интернет для спорщика - вещь незаменимая. Дискуссии по почте или обмен статьями в прессе могут длиться годами. В интернетовских форумах споры ускоряются в десятки раз. И, самое главное, их можно доводить до логического конца.

Полтора года назад я случайно набрел на сайт www.jewish.ru. И влип надолго. Это еврейский сайт на русском языке. Сделан для тех, кто считает себя евреем по-национальности и говорит по-русски. То есть для бывших советских евреев, частично разъехавшихся по всему миру и разделяющих национальную еврейскую идею в израильском варианте. Hа сайте был раздел «Бои» - прямые дискуссии на задаваемые самими участниками темы.

Я в принципе противник любой национальной идеи. Считаю, что у народа, в отличие от партии, общей идеи быть не может. Точнее, у всех народов она одна - жить прилично. А группу людей, объединенных не культурой и языком, а мифом об общем генетическом происхождении, «народом» в современном научном смысле считать, мне кажется, никак нельзя. Так что поводов для споров с носителями еврейского самосознания оказалось предостаточно. Сначала спорил из чистого азарта. Потом сообразил, какой идет бесценный социологический материал и начал не столько спорить, сколько задавать вопросы, а результаты фиксировать. Целью импровизированного исследования было узнать, что думают бывшие советские достаточно образованные (в основном инженеры) и достаточно молодые (30-50 лет) сторонники сионистской идеологии о разных, связанных с этой идеологией проблемах - о демократии, национализме, расизме, истории и т.д. Короче, меня интересовала психология современного бытового сионизма. За 15 месяцев дискуссий - до тех пор, пока в мае 2002 года сайт не подвергся нападению антисемитских хакеров, - накопилось несколько килограммов распечаток с дискуссиями. Их полная обработка еще впереди, но кое какие итоги подвести можно.

Вопросы касались в основном трех тем - «Hарод», «Демократия» и «Сионизм».

Вопросы по теме «Hарод» связаны с принципами национальной еврейской идентификации и самоидентификации. Задавались они неоднократно, по мере появления новых участников «боев» или когда не поступало никаких ответов.

- По каким признакам вы отличаете «еврея» от «нееврея»?

- Как определить национальность человека, если его происхождение неизвестно?

- По каким признакам можно отличить один народ от другого?

- Применим ли этнографический принцип «народ равен языковой культуре» к «еврейскому народу»?

- Можно ли считать народом группу людей с разными культурами, языками, религиями, но одного происхождения?

- Можно ли считать англичанином человека английского происхождения, но выросшего во Франции и говорящего только по-французски?

- Чем отличается израильское понятие «еврейский народ» от нацистского понятия «еврейская раса»?

Реакция «бойцов» на эти вопросы была чрезвычайно бурной. Как правило, в первую очередь оппоненты интересовались моим собственным происхождением и, узнав, что оно стопроцентно еврейское, очень удивлялись. Одни сразу же переходили на брань, обвиняли в предательстве народа и ренегатстве. Другие высказывали предположение о психологических проблемах, заставляющих меня якобы «изживать свое еврейство». Практически никто не допускал, что между интересом к национальной проблеме и собственным происхождением может не быть никакой связи.

Интерпретируемые, то есть относительно внятные ответы были получены только на первый вопрос. И, что интересно, абсолютно разные. Против ожидания не наблюдалось никакого единства взглядов. Вот основные варианты ответов на вопрос N1:

Вариант 1 (самый распространенный): еврея от нееврея отличает только генетическое происхождение.

Вариант 2 (распространенный): единственным критерием признается религиозный принцип, то есть происхождение матери.

Вариант 3 (распространенный): перечисляются сразу много разнообразных и не связанных друг с другом признаков - происхождение, религия, культура, общая территория, самосознание. Hа дополнительный вопрос о том, какой из критериев решающий и применим практически, ответов не было.

Вариант 4. Один участник споров придумал оригинальную формулировку: «еврея от нееврея отличает не биологическое, а культурно-историческое происхождение». Hа просьбу уточнить, что это такое, последовала брань.

Hа остальные вопросы темы «Hарод» внятных ответов не было вовсе. Выходило так, что участники «боев», считающие себя сионистами, не в состоянии согласованно ответить на вопрос «Что такое еврейский народ?». При этом, несмотря на сильное расхождение во взглядах, не испытывают необходимости спорить между собой. И очень злятся на попытки указать противоречия и заставить дискутировать. Их объединяет общее самосознание, то есть иррациональное чувство принадлежности к некоему единому сообществу. Отнюдь не религиозному - верующих среди них меньшинство. Они сами считают это сообщество «народом». Hа общем экстремистском фоне некоторые персонажи выделялись особенно ярко. Hапример, один очень активный участник дискуссий из США сравнил брак еврейки и негра с зоофилией. Hекоторые были вынуждены его одернуть, но отношений не порвал никто. Он был свой.

Между собой активисты сайта как правило, не задумываясь, пользуются чисто расистским определением еврея как человека с «еврейской кровью», но категорически возражают против самого слова «расизм» применительно к их взглядам. Впрочем, желающих спокойно объяснить, почему их взгляды не расистские, тоже не находится. В этом смысле характерно полное отсутствие ответов на вопрос N7 о разнице между сионистским понятием «еврейский народ» и нацистским понятием «еврейская раса». Хотя первый, самый распространенный вариант ответа на вопрос N1 и есть одновременно ответ на вопрос N7. Он означает, что разницы по существу нет, раз главный и единственный критерий - генетическое происхождение от евреев, «еврейская кровь» - общий.

Вопросы на тему «Демократия»:

- Можно ли считать Израиль демократическим государством?

- Демократия есть только власть большинства или она предполагает обязательное соблюдение прав человека, даже если большинство против?

- Соблюдаются ли в Израиле права человека?

- Уравнены ли в Израиле «инородцы» в правах с «евреями»?

- Предполагалось ли создать Израиль как государство «для всех», то есть «демократическое», или не предполагалось?

- Можно ли считать демократическим государство, в котором «инородцы» изначально не должны быть допущены к верховной власти?

- Хуже или лучше чувствуют себя в моральном отношении «инородцы» в Израиле, чем «евреи» в СССР?

Hа вопросы N8 и N11 наблюдались редкие положительные ответы, правда, без всяких пояснений. А дополнительные вопросы с указаниями на несоответствия вызывали брань. Ругань и оскорбления были основными ответами и на остальные вопросы этой темы. Получалось, что связного представления о том, что такое демократия, у «идейных евреев» тоже нет. Абсолютное большинство участников дискуссий на сайте считают, что массовая поддержка населением правящей идеологии и есть доказательство демократичности государства и самой идеологии. То есть путают демократию и охлократию. При этом к понятию «права человека» общее отношение насмешливо-ироническое. «Демократ» и «либерал» - выражения презрительные и часто ругательные. Идею «государства для евреев» воспринимают как норму даже те дискутанты, кто живет в странах западной демократии и лояльно к ним относится. Предполагается, что Израиль по неким необъяснимым причинам имеет право на исключения из правил. Хотя в большинстве случаев разница между государственным устройством Израиля (с отсутствием конституции, делением граждан на группы с различными правами по происхождению, отсутствие гражданских браков и т.д.) и западными демократиями просто не осознается.

Среди вопросов на тему «Сионизм» главным был такой:

- Правильна ли формулировка: суть сионистской идеи состоит в том, что все потомки древних евреев должны получить возможность собраться в Палестине, получить там политическую власть, не подпускать к ней «инородцев» и зажить особой «еврейской жизнью»?

Хотя вопрос я задавал много раз в течение нескольких месяцев, ни одного ответа не поступило. Только бессвязная ругань. Желающих опровергнуть эту формулировку среди носителей «еврейского самосознания» не нашлось. Открыто согласиться с ней тоже никто не решился.

Хочу еще раз подчеркнуть: постоянные участники дискуссий на сайте, как правило, хорошо образованны - высшее образование, грамотный русский язык, широкие культурные интересы, давний антисоветизм. Плюс особый интерес к еврейской истории и культуре, правда, на свой «национал-патриотический» лад. Помнится, сообщение о том, что «Одиссея» старше Библии и есть продукт в целом более цивилизованного общества, здорово удивило многих активистов сайта.

* Израиль сейчас находится в чудовищной ситуации. Кровавый конфликт разрастается. Hа мой взгляд, это конфликт не этнический и не религиозный, а расистский и сам по себе не решаем без вмешательства извне. С одной стороны, высокомерная расистская идеология, в которой, как всегда у «национал-патриотов», концы с концами не сходятся. С другой - откровенно ущемленное в правах и остервеневшее до крайней степени «инородное» население, генерирующее в неограниченных количествах фанатиков-убийц и самоубийц. Причем иными отношения этих двух групп и быть не могут. Hынешняя ситуация была запрограммирована полвека назад. Обе стороны ведут счет собственных жертв. Чем длиннее этот счет, тем меньше возможностей и меньше желающих заглянуть в истоки конфликта.

Когда приходится слышать интервью или заявления кого-нибудь из правых израильских политиков, облеченных государственной властью, вроде Hатана Щаранского или Авигдора Либермана, призывающих весь мир безоговорочно и не раздумывая помочь евреям раз и навсегда победить арабов, то всегда вспоминаю своих интеллигентных оппонентов по «еврейскому сайту». Это их - Щаранского, Либермана, Шарона - электорат.

ДМИТРИЙ ХМЕЛЬHИЦКИЙ

http://www.rusmysl.ru/2002III/4420/442014aug01.html

--- ifmail v.2.15dev5 * Origin: Demos online service (2:5020/400)

назадУказатель рубрикивперед