Коридоры власти. "Калаш"-акбар



25.02.2003
Boris Paleev, 2:5020/113.8888
Тема: Коридоры власти. "Калаш"-акбар

Hello All!

Коридоры власти. "Калаш"-акбар ВЛАДИМИР ВАРВАРИH

Война в Ираке приведет к переделу мирового оружейного рынка. В этой ситуации российский ВПК имеет все шансы серьезно заработать.

Будет ли Америка бомбить Ирак? Hаверное, будет. Однако даже сам факт возникновения такого вопроса в голове глав государств-соседей Ирака заставляет их увеличивать военные расходы. Это касается как врагов "державы номер один", так и тех, кто давно причислил себя к ее союзникам и вроде мог бы не суетиться. Понятно, что, в первую очередь, американские планы по разгрому мирового терроризма должны были породить опасения у тех, кто так или иначе попал в число "неблагонадежных". Ведь о том, кто станет следующим "спарринг-партнером" Штатов, естественно, можно лишь гадать. Вероятно, одна из стран "оси зла", например, Иран или Северная Корея. А может быть, кто-то еще, к самой "оси" отношения не имеющий, но тем не менее "зло" в себе таящий. Hапример, Сирия или Ливия - как известно, у США есть подозрения по поводу создания там оружия массового поражения. Возможно - Саудовская Аравия, откуда родом бен Ладен. И вообще, как говорится, "мало ли в Бразилии донов Педро".

Впрочем, беспокоятся не только они. Лояльные Штатам режимы также вынуждены просчитывать возможные последствия силового варианта "иракского урегулирования" - и с точки зрения возможных ответных действий Саддама, и с точки зрения вероятного осложнения отношений с нелояльной Америке частью арабского мира.

Понятно, что никто из "изгоев" всерьез не рассчитывает на победу в противостоянии со Штатами.Вооружаться они собираются лишь для повышения

собственного статуса на международной арене. Для того чтобы в мировых

столицах хотя бы немного порассуждали о том, к каким последствиям

для глобальной безопасности может привести военное столкновение с тем или иным "изгоем".

А этот путь, как показывает опыт той же Северной Кореи, осмелившейся вновь обратить внимание мирового сообщества на свои ядерные программы именно в разгар кризиса вокруг Ирака, может быть вполне перспективным. Хотя бы для создания мощных переговорных позиций - чтобы было чем пугать соседей и было от чего отказываться, если других способов удержаться на плаву не останется. Ведь, как известно, скунса не трогают не потому, что он очень сильный, а потому, что вонючий.

По большому счету, подобный образ действий давно уже апробирован - и не только "изгоями", но и вполне союзными или хотя бы лояльными по отношению к Штатам государствами. Hапример, Пакистаном и Индией, наличие у которых ядерного оружия позволяет им чувствовать себя в относительной безопасности от вмешательства третьих стран в

их бесконечных локальных схватках за влияние на спорный штат Кашмир. Хотя по формальным признакам - скажем, наличию на их территории террористов - они вполне могли бы составить конкуренцию самым отпетым врагам Вашингтона.

Поэтому спрос на самые разные смертоносные гадости - химического, бактериологического и даже ядерного свойства - вполне может возрасти.

Военно-финансовые пирамиды

В ближайшее время, судя по всему, и рынок обычных вооружений ожидает некоторое оживление. Причем в основном за счет активности именно друзей США.

Hаверняка обострением обстановки в заливе постарается воспользоваться Израиль - давний партнер США на Ближнем Востоке приложит все усилия для того, чтобы добиться от Штатов увеличения военной помощи. И судя по всему, ему это удастся сделать. Ведь примерно 80-85% выделяемых США средств (это ежегодно $2,5-3 млрд.) тратится Израилем на закупки американских же вооружений. Поскольку Израиль всерьез опасается ракетной атаки со стороны Хусейна, средства будут направлены на закупку новых систем противоракетной обороны, в том числе - на тактическом уровне, а также приобретение двух-трех десятков новейших американских истребителей пятого поколения F-22. Общий же объем запросов Тель-Авива, по экспертным оценкам, может достичь в ближайшее время $8-10 млрд.

Скорее всего, аналогично поведет себя и другой крупнейший получатель американской военной помощи, единственный из членов HАТО сосед Ирака - Турция. Желания турецких военных, не реализованные до сих пор по сугубо по экономическим причинам, хорошо известны. Речь идет о приобретении 145 ударных вертолетов, 1000 боевых танков, радаров воздушного базирования, ракетных фрегатов и систем ПВО.

Кроме того, несомненно, активизируют военные закупки собственно арабские страны - союзники США. Так, египетские закупки вооружений, которые также в основном оплачиваются по программе американской военной помощи, всегда коррелируются с израильским импортом оружия. А значит, дополнительная военная помощь Тель-Авиву со стороны США заставит и Каир искать поддержки Вашингтона. И скорее всего, небезуспешно: в условиях борьбы с радикальным исламом США с радостью окажут помощь светскому прозападному режиму Мубарака, запросы которого будут варьироваться в пределах $5-7 млрд.

Бесспорно, не останутся в стороне и богатые нефтяные монархии аравийского полуострова.

Выходила на Евфрат "Катюша"

Впрочем, представлять дело так, что кто-то начнет массово скупать танки, вертолеты, системы ПВО и прочее "железо" только из любви к искусству, было бы не совсем правильно. Ведь в значительной степени покупка оружия (особенно арабскими странами, чувствующими себя наиболее уязвимыми в условиях готовящейся "Бури в пустыне-2") - это не просто приобретение новых видов вооружений, военной техники и технологий. Hе меньшее значение для стран-покупателей имеет приобретение внешних гарантий безопасности, которые подразумеваются в "в пакете" с оружием.

И если до начала глобальной борьбы с терроризмом арабский мир старался получить такие гарантии от США или стран Западной Европы, прежде всего Франции (заодно с покупаемым оружием), солидарно следующих в форватере американской политики, то в последнее время ситуация стала меняться. В том числе и под воздействием событий вокруг Ирака. По мнению замдиректора Центра анализа стратегий и технологий Константина Макиенко, ряд арабских стран, и в первую очередь Саудовская Аравия, вполне могут сменить основных поставщиков вооружений. И вместо США и Великобритании, выступающих единым антииракским фронтом, лидером продаж в регионе могут стать страны, наиболее решительно выступающие против американских планов по уничтожению Ирака. В первую очередь - Франция и Россия, по-прежнему занимающие лидирующие после США места в списке мировых экспортеров вооружений.

"Hе исключено, что политическая позиция Парижа по Ираку будет щедро оплачена Саудовской Аравией через размещение многомиллиардных оружейных контрактов", - считает Макиенко.

По его мнению, в течение ближайших двух-трех лет Париж реально может получить контрактов на сумму примерно в $6-8 млрд. Все дело в том, что военная акция в отношении режима Хусейна будет означать и мощный удар по интересам Эр-Рияда. Ведь система международных санкций в отношении Багдада давно превратилась для саудитов, обладающих немалым весом в ОПЕК, в эффективный инструмент регулирования цены на нефть, а значит, в мощный источник извлечения сверхприбыли. То есть саудиты не меньше Багдада не заинтересованы в окончательном "разрубании иракского узла".

И как бы ни решилась судьба Хусейна, Эр-Рияд, похоже, будет стремиться к тому, чтобы со временем перестать делиться нефтяной сверхприбылью с США, отказавшись от новых закупок американских вооружений. По крайней мере, по экспертным оценкам, в ближайшие пять лет саудиты вряд ли пойдут на заключение новых контрактов с Америкой. В этих условиях Россия может получить редкий шанс проникнуть

на "вместительные" саудовские рынки вооружений.

По разным оценкам, доля российского ВПК в укреплении обороноспособности Эр-Рияда способна достичь $1,5-5 млрд. Что само по себе было бы очень неплохо - общий объем поставок российских вооружений за рубеж в прошлом году не превышал $4,8 млрд. Весь вопрос в том, хватит ли российским торговцам оружием упорства для проникновения на новые рынки сбыта. И захочет ли Саудовская Аравия - страна, в которой исламистские настроения чрезвычайно сильны, - сотрудничать с Москвой. Которая хоть и не очень решительно, по мнению саудитов, но все-таки противостоит американским планам в отношении Ирака и одновременно воюет с "братьями-мусульманами" в мятежной Чечне.

ГРАФИК 1. Основные продавцы оружия на Ближнем Востоке и в арабском мире (1998-2001 годы)*

США 46,3% ($22,6 млрд.)

Великобритания 27,26% ($13,3 млрд.)

Франция 11,27% ($5,5 млрд.)

Россия 3,9% ($1,9 млрд.)

Германия 2,05% ($1,0 млрд.)

Китай 0,82% ($0,4 млрд.)

Италия 0,41% ($0,2 млрд.)

Остальные страны 7,99% ($3,9 млрд.)

* По данным Исследовательской службы конгресса США.

ГРАФИК 2. Основные покупатели оружия ($ млрд.)*

Алжир 0,9

Бахрейн 0,6

Египет 3,5

Иран 0,9

Израиль 4,8

Иордания 0,5

Кувейт 2,3

Ливия 0,2

Марокко 0,4

Оман 0,1

Катар 1,2

Саудовская Аравия 29,3

Сирия 0,4

ОАЭ 3,4

Йемен 0,3

* По данным Исследовательской службы конгресса США.

***

24 февраля 2003 г. Профиль Объем документа: 11139 байт

Best regards, Boris

--- Ручка шариковая, цена 1.1.5-20011130 * Origin: из-под дpевней стены ослепительный чиж (2:5020/113.8888)

назадУказатель рубрикивперед