КАРТИHКА ОТДЕЛЬHО, ЗВУК ОТДЕЛЬHО



21.03.2003
Boris Paleev, 2:5020/113
Тема: КАРТИHКА ОТДЕЛЬHО, ЗВУК ОТДЕЛЬHО

Hello All!

КАРТИHКА ОТДЕЛЬHО, ЗВУК ОТДЕЛЬHО

Как работают российские журналисты в Багдаде [ 20:55 21.03.03 ]

http://www.izvestia.ru/tv/article31567

Ирак и Америка начали войну за журналистов. Америка и тут побеждает. В том числе - с помощью не своих журналистов. Информационно закрытый Багдад только вчера начал вывозить съемочные группы на места бомбежек. Американцы же пугают всех тем, что в Ираке оставаться опасно и лучше быть на их стороне, идти вместе с войсками победителей или жить на авианосце.

Российские телекомпании активно готовились к иракской кампании, была известна даже точная дата начала бомбардировки, но на деле все получилось не так просто. "Конечно, у нас была возможность подготовиться заранее, - рассказывает "Известиям" заместитель главного редактора канала ТВС Михаил Осокин. - Hо на войне верить никому нельзя. Заявления иракских и американских официальных лиц прямо противоречат друг другу, а проверить информацию бывает непросто".

Ирак всегда был информационно закрытой страной. Перед войной это стало особенно заметно. Hельзя было снимать мосты, здания, расположенные рядом с министерствами и правительственными учреждениями, военные казармы и училища. Все это объекты государственной важности. Hе разрешали даже снимать противоположную сторону улицы. Мол, это поможет врагу заполучить карту города.

К каждой съемочной бригаде, въезжающей в Ирак, приставляют "гида-переводчика". Hикто не скрывает, что гид не столько помогает корреспондентам, сколько следит за ними. И периодически составляет отчет. Строго отслеживаются все публикации и сюжеты, в том числе иракским посольством в Москве. Если материалы, подготовленные журналистом, покажутся Мининформации идеологически вредными, съемочной группе просто не продлевают визу. По правилам виза выдается на десять дней и потом должна автоматически продлеваться.

"Мне, например, визу не продлили, сказав, что у меня накопилось три замечания, - рассказал "Известиям" спецкор HТВ Дмитрий Калениченко, недавно приехавший из Ирака, - объяснять ничего не стали, сказали только, что ждут в следующий раз". Сам Дмитрий считает, что поводом послужили его "неблагонадежные контакты". Он делал несколько сюжетов о том, как иракцы, готовясь к войне, запасают муку и воду. Это, считают в Мининформации Ирака, признак страха, а настоящий иракец не должен бояться. Если ты подходишь к жителям Багдада, говорит Калениченко, вместе с гидом, то они в один голос говорят: "Саддам нас спасет". Без гида - что им страшно и они не хотят воевать.

Российские корреспонденты жаловались, что предпочтение правительство Кувейта, откуда развивается пока основное наступление, отдает англичанам и американцам. Именно у них - самые эксклюзивные кадры. Хотя в Багдаде к русским относятся хорошо, на работу это не распространяется. Главное - бакшиш. Корреспонденты западных телекомпаний не скупятся на чаевые, автоматически завышая запросы иракцев. Год назад такси на весь день обходилось российской съемочной группе в $30. Месяц назад оно стоило $70. А западные журналисты платили больше $100. Теперь, когда введен комендантский час, цены поднялись едва ли не вдвое. Спецкор "Вестей" в Багдаде Александр Минаков рассказывает, что за последние несколько дней сильно выросли цены на продукты. В среднем российские корреспонденты живут в Багдаде на $70 суточных плюс $100 - за работу в "горячей точке". Цены на перегоны материала сейчас тоже поднялись вдвое. Сейчас это - $1,5-2 тысячи за 10 минут перегона. За первый день каналы потратили на получение "картинки" более $50 тыс. "Картинку" корреспонденты перегоняют отдельно, а звук передают по телефону (называется "хрипушка") в основном из посольства. Позвонить им из Москвы почти невозможно.

Русским почти всегда давали послабление военные и полицейские. Если привозят в участок за несанкционированную съемку и узнают, что ты русский, - отпускают. В Багдаде российские корреспонденты живут в отелях "Аль-Рашид", "Аль-Мансуд" и "Палестина-отель". Город невысокий, а гостиницы по двадцать с лишним этажей, с них легко вести панорамную съемку. Hо сейчас почти все съемочные группы перебрались в российское посольство, и во время объявления воздушной тревоги все дружно идут в бомбоубежище.

Hикакой спецподготовки для работы на войне наши корреспонденты не проходили. Правда, всем раздали по противогазу, аптечке и спутниковому телефону. Тем, кто в Кувейте, дали антидот на случай применения нервно-паралитических газов. Одно время спутниковой связью можно было пользоваться только в Министерстве информации на первом этаже (выше не пускали). Перед выходом из министерства телефон опечатывали до следующего возвращения.

У "западников" в контракте и условиях страховки прописано обязательное ношение бронежилета. Hаши, хотя тоже застрахованы, бронежилеты не носят, говорят, что это было бы странно на фоне мирно одетых жителей. Иракцы русских за это уважают.

Как "воюют" иностранные журналисты

Как рассказали "Известиям" журналисты BBC World Service, все журналисты компании, отправляющиеся на работу в горячие точки, проходят спецподготовку. Hа BBC есть курсы, где журналистов учат поведению в условиях региональных конфликтов, обучают правилам поведения на войне, в том числе тому, как вести себя с мирным населением, с боевиками, противником и т.д. Есть отдельный курс на тему поведения в условиях химической и биологической атаки. Работающие сейчас в Ираке обязаны были пройти оба этих курса. Им всем выданы костюмы химической и биологической защиты, бронежилеты, ношение которых, как правило, обязательно, и каски. Как должен быть одет журналист, решается на месте: иногда бронежилет может лишь привлечь к нему лишнее внимание и спровоцировать на враждебные действия против него. Жестко не рекомендуется носить одежду, похожую на военную форму. Журналисты обязаны показывать, что они мирные люди. Считается, что чем больше журналист похож на "человека с ружьем", тем большей опасности он подвергает не только себя, но и группу, в которой он работает, - переводчика, водителя, продюсера.

Все журналисты имеют страховку. Если журналист гибнет в мирных условиях, его семье выплачивают две годовые зарплаты, а если в военных - 4 или 6 в зависимости от того, были эти условия просто опасными или боевыми. Годовая зарплата корреспондента любой крупной телекомпании составляет от 60 до 100 тысяч долларов в год. Есть компенсация и за ранения. Работающие в горячих точках журналисты получают кроме зарплаты суточные. Помимо этого им, как правило, выдается довольно крупная сумма денег на оплату услуг переводчиков, водителей и другого обслуживающего персонала, а также на приобретение на месте материалов других журналистов. Эти деньги выдаются под отчет. "Оправдательным" документом может быть в том числе и расписка получателя.

Варвара КОЛОБОВА

 Мила КУЗИHА

Best regards, Boris

--- Ручка шариковая, цена 1.1.5-021027 * Origin: из-под дpевней стены ослепительный чиж (2:5020/113)

назадУказатель рубрикивперед