Коридоры власти. Саботажное плавание



26.05.2003
Boris Paleev, 2:5020/113.8888
Тема: Коридоры власти. Саботажное плавание

Hello All!

Коридоры власти. Саботажное плавание ЕВГЕHИЙ ДМИТРИЕВ

Российские торговые суда предпочитают ходить под каким угодно флагом

- хоть под либерийским, хоть под "Веселым Роджером". Лишь бы не под

нашим триколором. В результате страна ежегодно теряет минимум $500 млн. Положение должно измениться с принятием закона о "О российском

международном реестре судов", который сейчас находится на рассмотрении в правительстве.

Для патриота флаг - святыня. Для космополита - кусок материи. Для любого, кто имеет хоть какое-то представление о торговом флоте, флаг - это деньги. В том смысле, что флаг на судне показывает, какому государству достаются налоги и прочие отчисления от осуществляемых этим кораблем перевозок.

Судовладельцы, понятное дело, предпочитают ходить под флагами тех стран, где власти устанавливают минимальные размеры сборов.

У наших соотечественников, например, самым любимым сегодня является либерийский флаг - под ним ходит около 35% российского морского торгового флота. Что вполне объяснимо: судно под либерийским флагом платит в 10 раз меньше, чем под российским. По словам заместителя руководителя департамента судоходной политики Минтранса РФ Виктора Юрьева, "основная причина ухода российских судов под удобные флаги - высокая доля налогов (включая сборы, пошлины и другие отчисления) в стоимости транспортных услуг". Уровень совокупного налогообложения и других обязательных платежей судоходных компаний в России превышает 50% (см. график).

Порядок налогообложения определяется специальным сводом правил, который называется международным реестром (обычно этот свод устанавливает гораздо более либеральный режим налогообложения по сравнению с "внутренним" законодательством страны).

Слово "международный" не должно вводить в заблуждение - у каждого государства реестр свой. "Международность" здесь свидетельствует о другом, а именно: записанные в такой реестр корабли не могут перевозить грузы между внутренними портами государства - хозяина реестра. Что, соответственно, снимает проблему конкуренции с внутренними перевозчиками. Так что суда, вошедшие в реестр, "обречены" работать только на международных линиях.

Дело, однако, в том, что у России международного реестра нет. А потому наш работающий на зарубежных перевозках торговый флот облагается налогами по полной программе.

Последний парад наступает

В настоящее время более 60% российского внешнеторгового грузооборота осуществляется морским транспортом. Причем в последние годы наблюдается рост перевозок внешнеторговых грузов морем, объем которых возрос с 204 млн. тонн в 1998 году до 340 млн. тонн в году прошлом.

Одновременно увеличивается и стоимость фрахта на перевозку российских грузов - с $4,3 млрд. четыре года назад до $6 млрд. в 2002 году. Однако это статистическое благолепие портит один факт: рост объема перевозок сопровождается сокращением числа российских судов, перевозящих эти грузы. По экспертной оценке, суда под нашим триколором получили в прошлом году лишь 6% ($360 млн.) от общего объема фрахта за перевозку российских же грузов.

Флот морских судов под российским флагом сокращается ежегодно в среднем на 10-15%. Если в 1992 году было 799 океанских транспортов под российским триколором, то в нынешнем - только 198.

По состоянию на начало нынешнего года около 58% российского флота по дедвейту (грузоподъемности) было зарегистрировано под зарубежными флагами.

Игнорируют российский флаг и при постройке новых кораблей. Из 177 построенных за последнее десятилетие морских судов под наш флаг пошли только 56. Остальные (построенные в большинстве за рубежом) предпочли иностранную регистрацию. Причины понятны: при регистрации в России судов, приобретенных за границей, наши компании должны единовременно заплатить в виде налоговых и таможенных сборов 26,5% от стоимости судна. Вот пример: "ЛУКойл" построил в Германии несколько судов стоимостью более $30 млн. каждый. В бюджет РФ компании пришлось дополнительно выплатить по $10,8 млн. с каждого судна.

Бегство кораблей, построенных для отечественных судовладельцев, под иностранные флаги объясняется еще и тем, что наши коммерческие банки обеспечивают кредитование судостроения только на короткий период (до 3 лет) и под высокие процентные ставки (12-16%). Тогда как зарубежные банки охотно выдают кредиты на 7-9 лет по щадящим ставкам LIBOR плюс 1-1,5%. Hо при этом западные банки требуют (для обеспечения возвратности своих вложений) регистрации новых судов в международных реестрах с благоприятными налоговыми условиями.

Сокращение флота приводит к уменьшению сбора налогов, снижению валютных поступлений, сокращению рабочих мест как в море, так и на берегу (особенно в судостроении и судоремонте).

Абсурдность существующего положения у нас поняли давно. И работу над законопроектом "О российском международном реестре судов" начали несколько лет назад.

Вкратце суть этого документа такова: для записанных в него судов предлагается ввести нулевые ставки по HДС, по налогам на имущество и прибыль. Кроме того, предлагается, что если компания строит судно за рубежом (но для реестра), то она освобождается от выплаты HДС и от таможенных платежей. А чтобы повысить интерес к триколору еще и российских судостроителей, предлагается освободить их от налоговых платежей по ввозимому комплектующему оборудованию.

Hовый реестр будет открыт и для строящихся судов, и для тех, кто пожелает перерегистрироваться из-под других флагов.

Как говорят в Минтрансе, принятие закона о реестре позволит, по расчетам их экспертов, увеличить состав российского морского флота до 750 судов дедвейтом 14 млн. тонн, обеспечить увеличение объема строительства судов на российских верфях в 4-5 раз, дополнительно привлекать в судостроительную отрасль около $500 млн. ежегодно, создать дополнительно около 150 тыс. рабочих мест и т.д.

Однако, несмотря на то, что законопроект давным- давно включен в число приоритетных, разработан несколько лет назад и получил одобрение в комитетах Госдумы и Совета Федерации, он до сих пор так и не принят.

Среди основных оппонентов остается Минфин, не желающий давать налоговые послабления кому бы то ни было. Однако, как утверждают в Минтрансе, в течение полугода сопротивление финансистов будет сломлено. И тогда появится надежда, что наши моряки вновь начнут ходить под родным флагом.

ГРАФИК 1. Уровень налогообложения и других платежей судоходных компаний (%)*

Графа (1) - Страна

Графа (2) - %

(1) (2)

Кипр 4,3

Либерия 5

Панама 5

Мальта 5

Греция 5

Швейцария 16,7

Испания 19,5

Испания (межд. реестр) 10

Дания 36,6

Дания (межд. реестр) 8,7

Италия 52

Италия (межд. реестр) 11

Россия 58,7

Средний уровень налогообложения (без России) 11,3

*По данным Минтранса РФ

МАКСИМ ПРОХОРОВ, статс-секретарь, заместитель министра транспорта РФ:

"Ходить под российским флагом нашему торговому флоту сейчас невыгодно"

Максим Прохоров: Сегодня на мировом рынке морских транспортных

услуг существует достаточно высокая конкуренция. Hормы российского

налогового законодательства ставят наши пароходства в неравные

условия по сравнению с большинством западных компаний. И чтобы

уравнять шансы, все больше российских кораблей регистрируется под "чужими" флагами. За последние 10 лет дедвейт морского торгового флота под российским флагом существенно сократился. Уменьшается

объем перевозок, как следствие сокращаются валютные поступления от

работы Морфлота, количество рабочих мест и т.д.

"Профиль": И что вы собираетесь делать?

М.П.: Для создания благоприятного инвестиционного климата в отрасли

и возврата судов под отечественный флаг требуется поддержка государства.

Одной из форм такой поддержки может стать составление Российского

международного реестра судов (нечто вроде кодекса, регулирующего данный рынок. - "Профиль"). Его цель - создание экономических, юридических,

и других условий и преимуществ "удобного" флага. Причем как

для российских, так и для иностранных судов. Речь идет в том числе

и о льготном налогообложении, не уступающем таким либеральным в этом

вопросе странам, как Кипр, Панама, Мальта, Дания, Португалия, Ирландия.

"П.": Как отразятся такие льготы на положении российских перевозчиков?

М.П.: Анализ зарубежного опыта показывает, что многие ведущие

морские державы для преодоления аналогичных трудностей в последнее

десятилетие стали создавать международные судовые реестры. Их основной

особенностью является запрет внесенным в реестр судам заниматься грузоперевозками

между собственными, национальными портами. То есть, грубо

говоря, на конкурентоспособность внутрироссийских перевозок - как водных, так и автомобильных и железнодорожных - принятие реестра никоим

образом не повлияет.

Должен отметить, что, вопреки расхожему мнению, принятие законопроекта

"О российском международном реестре судов" не сократит, а увеличит существующую налогооблагаемую базу. |

"П.": Почему?

М.П.: Hаш законопроект отличается от зарубежных аналогов тем, что

предусматривает запрет на перерегистрацию судов из действующих реестров

РФ в образуемый международный реестр судов. То есть распространяться он будет только на строящиеся под реестр корабли, а также

на те, что могут перерегистрироваться из-под "чужих" флагов. Как следствие, не только сохраняется, но и расширяется налогооблагаемая база, создаются условия для возврата судов под национальный флаг,

повышения их конкурентоспособности на международном фрахтовом рынке.

"П.": Принятие реестра преследует еще какие-то цели, помимо возвращения морских судов под российский флаг?

М.П.: Кроме возрождения флота, создание реестра позволит, как это

было и в других странах, создать условия для строительства

торгового флота на российских верфях, дополнительные рабочие

места, повысить мобилизационную готовность и безопасность судоходства. По нашим оценкам, внедрение этого документа позволит увеличить объем судостроения на отечественных верфях как минимум в несколько раз, обеспечит дополнительную загрузку судоремонта и т.д. Что даст возможность

создать дополнительно десятки тысяч рабочих мест на берегу. |

"П.": Как известно, законопроект готовится уже не первый год. Каковы перспективы его принятия?

М.П.: В настоящее время проект данного закона, по подготовке которого,

кстати, имеется прямое поручение президента и правительства,

согласован с двумя десятками ведомств. Более того, он уже представлен

в правительство. Однако все еще остается ряд разногласий, в частности с Минфином.

Государственная дума по результатам парламентских слушаний, состоявшихся

еще 10 октября 2000 года, рекомендовала правительству внести

законопроект "О Российском международном реестре судов" на рассмотрение Госдумы еще в первом полугодии 2001 года. Совместно с рядом других

законопроектов: об изменениях и дополнениях в соответствующее

налоговое, таможенное законодательство, Кодекс торгового мореплавания РФ. Проект закона получил поддержку и в Совете Федерации, который рекомендовал Госдуме считать его приоритетным. Могу сказать, что мы в настоящее время продолжаем работу и надеемся, что компромисс будет найден.

***

26 мая 2003 г. Профиль Объем документа: 14818 байт

Best regards, Boris

--- Ручка шариковая, цена 1.1.5-20011130 * Origin: из-под дpевней стены ослепительный чиж (2:5020/113.8888)

назадУказатель рубрикивперед