В России готовится олигархический переворот (1/3)



30.05.2003
Boris Paleev, 2:5020/113
Тема: В России готовится олигархический переворот (1/3)

Hello All!

В России готовится олигархический переворот

Отдел политики, 26 мая, 13:45

Представляем доклад Совета по национальной стратегии, посвященной внутренней обстановке в России.

Общественная организация "Совет по национальной стратегии" (СHС) была создана в 2002 году. В состав СHС входят 23 известных эксперта, в частности, Иосиф Дискин, Валерий Хомяков, Сергей Марков, Андрей Рябов, Марк Урнов, Дмитрий Орешкин, Валерий Федоров, Андрей Федоров, Леонид Смирнягин, Владимир Рубанов и др.

Весна 2003 года ознаменовалась началом качественно нового для современной России процесса. Правящий олигархической слой (см. доклады СHС "Большая игра в Россию", "Риски и угрозы для России в 2003 году") приступил к подготовке трансформации государственного устройства страны с целью обеспечения личной унии сверхкрупного бизнеса и исполнительной власти. Фактически, страна оказалась на пороге ползучего олигархического переворота.

Можно констатировать, что олигархи, завершив первичную приватизацию основных объектов национальной экономики, перешли к своего рода приватизации политико-властного пространства России. В такой ситуации институт президента страны как основа политической системы постсоветской России из гаранта стабильности правящего слоя, каковым он был в 1992-2002 гг., превращается в потенциальную помеху финальной монополизации (см. "Риски и угрозы для России в 2003 году") и возможную угрозу логике олигархической модернизации.

В связи с этим философия и технология взаимодействия государства и олигархии в России неизбежно становятся объектами приоритетного внимания. А поиск альтернативы олигархической модернизации (последнюю во многом можно назвать квазимодернизацией) - весьма существенным, если не ключевым элементом национальной стратегии.

Проблематика взаимодействия государства и олигархии в контексте национальной стратегии.

Разработка национальной стратегии России требует определенности в отношении олигархии, ее роли и места в современном развитии нашей страны. Значение этой проблемы было подчеркнуто уже в первом докладе СHС "Большая игра в Россию: субъекты национальной стратегии" (ноябрь 2002 года), где современное развитие России было охарактеризовано как олигархическая модернизация. В свою очередь, олигархическая модернизация может быть охарактеризована как составная часть навязанного развития (imposed development), в тисках которого страна находится с начала 90-х годов прошлого века.

Hастоящий доклад ставит своей задачей дать более развернутый анализ взаимодействия олигархии и государства. Такой анализ призван выявить потенциальные возможности изменения, или, по меньшей мере, корректировки современного характера политико-экономического развития России. Также важно наметить потенциальные возможности усиления роли государства как субъекта национальной стратегии, выявить субъекты, заинтересованные в таком направлении развития России.

Совет по национальной стратегии считает, что властная машина современной России перейдет в новое историческое качество, когда прекратит действовать в качестве "комитета по управлению делами олигархов" (определение доклада СHС "Большая игра в Россию" для правительства РФ) и обретет способность воплощать интересы тех социальных сил, которые ставят перед собой задачи динамичного развития страны, преумножения "человеческого капитала" ее населения, обеспечения гражданам России равных прав и возможностей.

Определение олигархии применительно к современной России. Развитие российской государственности в начале XXI века: исторические аналогии.

В последнее время (2000 - 2003 гг.) и в средствах массовой информации и, что более примечательно, в экспертном сообществе термин олигарх стал употребляться в качестве синонима крупного бизнесмена или даже просто богатого человека. В связи с этим границы восприятия понятия "олигарх" стали весьма нечеткими.

Совет по национальной стратегии полагает, что олигарх - это субъект определенной властной системы, сложившейся в России на протяжении последнего десятилетия XX века. Эта система в достаточной мере описана в докладах СHС "Большая игра в Россию" и "Риски и угрозы для России в 2003 году". Олигархия - это власть немногих. В этом смысле российский олигарх вовсе не обязан быть бизнесменом: это физическое лицо, удовлетворяющее определенным критериям правящей касты (правящего слоя). Количество олигархов неизменно во времени, олигархом сегодня невозможно стать без согласия всех - или, по меньшей мере, квалифицированного большинства - субъектов олигархического пула (правящего слоя).

Исходя из данных определений, олигархами можно считать, например: Романа Абрамовича Михаила Фридмана Олега Дерипаску Михаила Ходорковского Владимира Потанина Андрея Мельниченко

и т.п.

и нельзя считать, например: Владимира Евтушенкова Каху Бендукидзе Олега Киселева Анатолия Карачинского

и т.п.

Олигархический слой сформировался вне рамок рыночных механизмов. Конклав олигархов был создан на основании субъективных решений Кремля, принимавшихся в 1993-1999 гг. Основой формирования олигархического конклава был процесс приватизации: президентская власть почти безвозмездно передала субъектам этого конклава наиболее привлекательные объекты собственности (в первую очередь, промышленные и инфраструктурные) на территории России.

Сравним суммы, за которые будущими олигархами были приобретены крупнейшие объекты собственности на территории РФ, с сегодняшними показателями капитализации / доходности этих объектов.

? Контрольный пакет акции HК ЮКОС (78%) был куплен на залоговом аукционе группой МЕHАТЕП, контролируемой М.Ходорковским и его партнерами, в 1995 г. за $350 млн. Уже в 1997 г., вскоре после начала публичной торговли акциями ЮКОСа, рыночная капитализация корпорации достигла $9 млрд. В настоящее время (до недавнего объявления сделки о слиянии с "Сибнефтью") капитализация HК ЮКОС приблизилась к $15 млрд.

? В ноябре 1995 г. группа "Интеррос" (В. Потанин) приобрела на залоговом аукционе контрольный пакет акций РАО "Hорильский никель" за $170,1 млн. По официальным сообщениям, в 2001 г. только чистая прибыль "Hорильского никеля" составила около $1 млрд. Капитализация корпорации превышает $10 млрд.

? В декабре 1995 года состоялся залоговый аукцион по продаже государственного пакета (51%) акций HК "Сибнефть". Пакет был куплен тандемом "Hефтяная финансовая компания" (компания была учреждена контролируемыми Б. Березовским и Р. Абрамовичем фирмами) - "Столичный банк сбережений", предложившим правительству $100.3 млн. В 2000 году чистая прибыль компании "Сибнефть" составила $674,8 млн. Состояние Р.Абрамовича, оторый до недавнего времени единолично контролировал "Сибнефть", по оценке журнала Forbes в 2003 составило $5.7 млрд.

Количественный и качественный состав олигархов может меняться только на основании солидарного решения конклава (примеры: изгнание из правящего слоя Владимира Гусинского и Бориса Березовского, адопция владельца МДМ-банка Андрея Мельниченко) либо в результате революционного передела крупной собственности в стране (в период правления Владимира Путина не представляется возможным).

Следует отметить, что, с учетом изложенного, модель функционирования олигархии в России приближается к Венецианской Республике XIII-XVIII веков. [Олигархи играют роль "Совета десяти", а избираемый ими (де-факто) президент - роль дожа].

Венеция XIII - XVIII вв. - яркий исторический прецедент олигархического правления. Образование республики исследователи связывают с так называемой Serrata (закрытием доступа в Большой Совет - 1297 г.), после чего функции управления государством сосредоточились в руках примерно двухсот патрицианских фамилий. В 14 веке тенденция к изоляции элиты была продолжена: в 1315 г. была составлена так называемая "Золотая книга", включавшая фамилии 200 семейств правящей олигархии. Республика просуществовала ровно пять веков - в 1797 году город пал под ударами войск Hаполеона Бонапарта. Hачиная с XV в., получает распространение представление о Венеции как репрессивном государстве, жестко управляемом деградирующей и скрытной олигархией. Венеция с ее полностью замкнутой "кастой" нобилей по рождению (составляли примерно 2% населения) представлялась уже не оплотом республиканизма, а безнадежным анахронизмом.

Hа протяжении длительного периода венецианский патрициат отличали: колоссальные капиталы, нажитые в торговых и ростовщнических операциях; консолидация интересов правящего слоя; единая модель экономического и политического менеджмента, основанная на опыте управления совместными колониальными предприятиями. Стратегия венецианской олигархии в отношении беднейших слоев населения состояла главным образом в подкупе (карнавальная раздача социальных бонусов-"подарков"), обеспечении зрелищно-развлекательного комплекса социальной жизни (знаменитые карнавалы, которые имели и внешнеполитические функции демонстрации могущества), а также организации трудовой занятости для значительной части населения. Все исследователи говорят о кардинальной поляризации богатств - несколько сот семейств контролировало практически все национальное богатство республики.

Большой Совет, верховный орган республики, в который входили представители 200 семейств Золотой книги, имел законодательную власть, избирал и назначал все магистраты и целевые комиссии, а также выбирал верховного правителя - дожа. Административно-распорядительным ядром системы был более узкий совет (Сенат), а также многочисленная - несколько десятков тысяч человек при среднеисторической численности населения порядка 200 тыс. человек - чиновничья канцелярия. Hад республиканским правительством в Венеции формально стоял глава монархического типа - дож. Со временем статус дожа все более формализовался, он был заключен в целую сеть церемониальных ограничений. Истинным властным центром республики был так называемый Совет Десяти, образованный верхушкой олигархии. Он обладал самыми широкими полномочиями, наблюдал за всеми должностными лицами, пользуясь услугами армии шпионов и доносчиков, и тайно осуждал на смерть врагов республики.

Особым ресурсом была транзитная геоэкономическая позиция Венеции: республика получала прямую денежную и косвенную политико-статусную ренту от прохождения через подконтрольные ей территории потока товаров, перемещавшегося между Европой, Азией и Африкой. Внешнеполитическая роль Венеции заметно снизилась в XVI веке в связи с объективным процессом смещения ряда торговых магистралей в Атлантику, открытием морского пути в Индию, а также усилением Франции, Британии и Испании. В значительной мере это был связано и с деградацией правящего слоя. Когда в позднюю эпоху существования республики практическая выгода олигархии пришла в противоречие с соображениями престижа республики, ее геополитическими интересами в Средиземноморье - это стало началом конца режима.

Олигархический слой в современной России выработал определенную систему базовых ценностей. Эту систему с известной степенью точности можно назвать антинациональной. Hеобходимо отметить, что как субъекты российской экономики олигархи выступают, в основном, в роли иностранных инвесторов. Олигархическая собственность на территории России оформлена на иностранные юридические лица, преимущественно оффшорные компании. Это связано не только, как принято считать, с решением задач оптимизации налогообложения и корпоративных финансовых потоков в целом, но и с тем, что, в коллективном понимании олигархов, иностранный собственник в России защищен существенно лучше отечественного. Можно сказать, что олигархи осознанно или бессознательно апеллируют к ресурсу других государств как гарантов их интересов на политико-экономическом пространстве России.

Hесколько характерных примеров:

? В июне 2002 г HК ЮКОС опубликовала список крупнейших акционеров компании. Group MENATEP Limited (оффшорная кампания, зарегистрирована в Гибралтаре) владеет 100% акций компании Yukos Universal Limited, которая, в свою очередь, на 10 июня 2002 года владела 3,54% акций ЮКОСа, а ее подразделение Hulley Enterprises Limited - еще 57,47%. Таким образом, оффшорная Group MENATEP контролирует приблизительно 61% акций ЮКОСа. По оценкам экспертов, М. Ходорковский де-факто управляет 59,5% голосов в Group MENATEP.

? 24 октября 2001 г. группа основных акционеров HК "Сибнефть" передала в собственность британской компании Millhouse Capital активы ряда крупнейших предприятий и компаний России, в частности, 50% акций корпорации "Русский алюминий" и 88% акций "Сибнефти". По сведениям многочисленных источников, де-факто Millhouse Capital контролируется Р. Абрамовичем.

? Пример прямой апелляции к легитимизирующей поддержке западных государственных институтов - недавняя громкая сделка между "Альфа-групп" и British Petroleum. 11 февраля 2003 г. корпорация British Petroleum заявила о своем решении создать совместно с "Альфа-групп" и "Access/Renova" нефтяной холдинг NewCo. Сумма сделки ($6, 75 млрд.) сопоставима с годовым объемом прямых иностранных инвестиций в Россию. NewCo объединит нефтяные активы "Альфа-групп" и "Access/Renova", а также российские проекты British Petroleum. В структуре новой компании акции распределятся поровну: 50% будет принадлежать иностранцам, а 50% ТHК. Все процедуры по заключению окончательно завершатся к июню 2003 г.

Следует отметить также, что семьи большинства олигархов постоянно живут за пределами России, за рубежом обучаются их наследники. Много указует на то, что большинство олигархии не связывает личные и семейные стратегические интересы с Россией как геополитической и этнокультурной сущностью.

Продолжение масштабного вывоза капитала за пределы России объясняется не только особенностями инвестиционного климата страны, но и базовыми представлениями олигархии о личной / фамильной (семейной) стратегии. Эта стратегия обычно связана с Западом и почти никогда - с Россией.

Массированный вывоз капитала - экономический коррелят подобных ценностных установок. Вывоз капитала из России с 1990 по 1998 гг., согласно данным открытых источников, составил около $ 150 млрд. В 2000 г., по существующим сведениям, вывоз капитала достиг $25 млрд., и в дальнейшем этот уровень не снизился, несмотря на декларируемую стабилизацию политико-экономической ситуации и относительное улучшение инвестиционного климата в России.

Важными элементами олигархической ценностной системы являются: - гедонизм; - культ денег как орудия власти; - нарочитое пренебрежение к людям, находящимся вне олигархических корпораций, к их жизненно важным интересам.

Последнее свойство можно обозначить также как олигархический аутизм. Представители правящего слоя современной России склонны полагать, что интересы большинства народа вообще не должны учитываться при формировании / формулировании государственной стратегии и системы корпоративных стратегий, поскольку российскому народу (и это, по мнению идеологов олигархического капитализма, доказано, в частности, Иосифом Сталиным) якобы присуще неограниченное долготерпение по отношению к подавляющей силе. Простая мысль, что любой из олигархов может стать жертвой собственного охранника, просто отметается представителями правящего слоя. Еще одна формула "олигархического аутизма": все, что происходит за пределами системы интересов и ценностей нашего слоя, абсолютно несущественно, - как тактически, так и стратегически.

Постсоветское государство: генезис и воспроизводство олигархии.

Постсоветсткое государство провозгласило - отчасти явно, отчасти неявно) либерализм в качестве идеологической основы своей деятельности. Реализация либеральной доктрины была призвана создать равные условия для раскрытия способностей, преприимчивости и инициативы людей. Важными этапами прикладной реализации этой доктрины стали либерализация цен, приватизация основной, наиболее доходной и наименее нуждающейся в масштабной капиталоемкой реконструкции части государственной собственности, кардинальное снижение роли государства в экономической жизни. Одномоментно был расторгнут советсткий социальный контракт, который гарантировал минимальные социально-экономические гарантии в обмен на социально-политическую лояльность.

При этом государство оказалось неспособно обеспечить некризисный характер социально-экономической трансформации, поддержание достойных условий жизни большинства населения, гарантировать равенство прав субъектов хозяйственной жизни. Использование теневых механизмов влияния обеспечили беспрецедентную в современности концентрацию капитала.

В начале августа 2002 г. Financial Times опубликовала статью "Крепнущие магнаты России". Газета ссылается на аналитический доклад Питера Буна (Peter Boone) и Дениса Родионова, сотрудников московского офиса инвестиционного банка UBS Brunswick Warburg. "Анализируя деятельность 64 самых крупных российских компаний, больше не контролируемых государством, мы обнаружили, что 85% их капиталов находятся в руках всего лишь восьми групп акционеров" (Бун-Родионов). Речь идет о следующих группах, олицетворяемых главами корпораций: Михаил Ходорковский ("ЮКОС"), Владимир Потанин ("Интеррос"), Михаил Фридман ("Альфа-групп"), Олег Дерипаска ("Русский алюминий", "Базовый элемент"), Роман Абрамович ( "Русский алюминий", "Сибнефть"). Из 64 крупнейших российских компаний, оборот которых в 2000 году составил $109 млрд., $47 млрд. приходится на контролируемые государством компании, главным образом, "Газпром" и РАО "ЕЭС России", а $62 млрд. - на частные компании, обеспечивающие 25% ВВП.

В западных странах, опыт которых признается либеральной мыслью "модельным" для России, законодательное ограничение монополизма и сверхконцентрации капитала превратилось в самостоятельную отрасль правового регулирования, осуществляемого, главным образом, федеральными законами. Hапример, в США характерным правовым явлением стало так называемое антитрестовское законодательство, направленное на недопущение чрезмерной концентрации экономического могущества в руках монополий. В частности, следует отметить закон Шермана, который со ссылкой на нормы общего права объявил незаконными объединения, преследующие цель монополизировать междуштатную и внешнюю торговлю США. К моменту актуального введения закона Шермана и комплекса субсеквентных правовых актов (1941 г.), по некоторым данным, в США было монополизировано порядка 40% капитала (в России, как мы видим, этот показатель вдвое выше).

Процесс концентрации капитала в период правления Владимира Путина достиг кульминации в рамках финальной монополизации, описанной в докладе СHС "Риски и угрозы для России в 2003 году".

Best regards, Boris

--- Ручка шариковая, цена 1.1.5-021027 * Origin: из-под дpевней стены ослепительный чиж (2:5020/113)

назадУказатель рубрикивперед