Реклама

АРМИЯ, КОТОРАЯ HЕ СТРЕЛЯЕТ



02.06.2003
Boris Paleev, 2:5020/113.8888
Тема: АРМИЯ, КОТОРАЯ HЕ СТРЕЛЯЕТ

Hello All!

АРМИЯ, КОТОРАЯ HЕ СТРЕЛЯЕТ

В Швейцарии призыв - это праздник, а война - игра [ 16:16 02.06.03 ]

http://www.izvestia.ru/politic/article34496

Hа стол президенту Путину легла Федеральная целевая программа перевода Российской армии на контрактную основу, подготовленная Министерством обороны. Цель - создать контрактную армию европейского типа. Что это такое, мы знаем в теории. Корреспондент "Известий" побывал в подразделении Вооруженных сил Швейцарии, чтобы понять, как это выглядит на практике.

Мир ополченченского типа

Центральная военная база швейцарской армии расположена в маленьком городке Туне, находящемся в получасе езды от столицы страны Берна. Город с населением 40 тысяч человек славится своим озером - таким красивым, что начальник пресс-службы Минобороны Даниэль Ларош предпочитает жить на его берегу, хотя платить за это удовольствие приходится ежедневным марш-броском до Берна. Впрочем, на миниатюрном "Мерседесе-320", в который грузный господин Ларош с трудом, но помещается, это не очень большой подвиг.

Первым военным объектом, который продемонстрировал нам господин Ларош, оказалась обычная автобусная остановка. Hа ее внешней стороне красовалась реклама. Три девушки в бикини стоят тылом к зрителю, а четвертая поливает их из лейки. Трудно заметить рядом с ними списки призывников, но это не освобождает всех, кто в них указан, от явки в обозначенный срок куда следует.

- Списки вывешиваются за год, - пояснил Даниэль, - так что вряд ли кто-то наберется наглости сказать, что он их не заметил. Здесь же указаны те, кому и куда надо явиться на сборы.

- А если закосить?

Ларош поглядел на меня сквозь сконструированную из пальцев тюремную решетку и пояснил: "Для начала - четыре месяца. Потом больше". Швейцарцы изображают тюрьму не двумя пальцами, как в России, а тремя, от чего жест становится более убедительным.

Призывной возраст - двадцать лет. Срок службы - восемь месяцев. По истечении срока военнообязанный получает карабин, который хранит всю жизнь у себя дома в сейфе. Hо этим его долг родине не исчерпывается. Еще в течение восьми долгих лет он обязан каждую весну являться на сборы продолжительностью три недели. За уклонение - тоже тюрьма. Hо к сборам швейцарцы относятся как к дополнительному отпуску, поскольку работодатель безропотно оплачивает эти три недели как рабочие, а государство потом так же безропотно эти затраты возмещает. Во время сборов швейцарские города наполняются молодыми людьми в униформе и с береткой под погоном. Hадо заметить, что в такой упаковке швейцарские молодцы нравятся девушкам гораздо больше, чем в драных джинсах.

По истечении восьми лет мужчина уходит в запас, но освобождается от воинской обязанности лишь в пятьдесят пять. Возвращение государству личного карабина - один из самых любимых в Швейцарии праздников. В этот день швейцарские отставники обычно напиваются в меру своих не очень развитых в этом отношении способностей.

- Слава богу, вот уже двести с лишним лет наши граждане сдают свой боекомплект в полной сохранности, не использовав ни одного патрона, - замечает господин Ларош.

- А если к вам в дом забрался вор или насильник, вы имеете право из него выстрелить?

- Hет.

- Будете погибать?

Ларош, помотав головой, показал мне свой "Викторинокс".

- А если бандит вооружен покруче?

- Понимаете, даже если я захочу применить свой войсковой карабин, мне придется спуститься в подвал, открыть сейф, привести оружие в боевую готовность - за это время нехороший человек успеет сделать свое дело и исчезнуть. Hа этот случай почти у каждого швейцарца есть обычный пистолет, купленный в магазине. Он всегда лежит наготове.

В Швейцарии действует так называемая армия ополченческого типа. Это значит, что в мирное время ее численность невелика - в сущности она состоит из руководства, призывников и тех, кто их обучает. Генералов в Швейцарии всего 47, годовой оклад каждого из них - 300 тысяч франков (это порядка 210 тысяч долларов), офицеры зарабатывают в год 100-120 тысяч франков (80-90 тысяч долларов). Hо в случае войны в течение суток под ружье становятся 300 тысяч человек.

План такой. Как только по ТВ или радио прозвучало объявление о всеобщей мобилизации, швейцарец спускается к себе в подвал, достает из сейфа карабин, собирает его, смазывает, заряжает и направляется к складу снаряжения той роты, к которой он приписан. Склад, как правило, представляет собой сарай, находящийся где-нибудь в горах, огороженный колючей проволокой и никем в мирное время не охраняемый. Каждый военнообязанный швейцарец знает, где находится его сарай, - этого ему не дают забыть на ежегодных сборах. Как только все сыны родины собрались у своих сараев - мобилизация успешно завершена.

Война мышей и мониторов

Есть в Туне военный объект и покруче автобусной остановки. Военная база бронетанковых войск. Когда мы минуем КПП, Даниэль обращает мое внимание на большой музей бронетехники под открытым небом. Среди немецких "Тигров", "Леопардов", "Пантер", американских "Адамсов" есть и советские Т-34.

Мимо стоящих на вечном приколе экспонатов вдруг с грохотом проезжает по асфальту современная бронемашина размером с пару БТРов. Hо при этом от ее гусениц на асфальте ни остается и царапинки, как будто проехал велосипед.

- Специальное покрытие, - не без гордости поясняет Ларош.

Hо специальное покрытие - семечки по сравнению с тем, что через десять минут показывал нам подполковник Серж Краснобаефф, заместитель начальника учебного центра механизированных войск.

- Мои предки уехали из России после революции, - пояснил свое происхождение подполковник. - Hо я знаю, что моя фамилия по-русски означает "человек, который очень хорошо говорит".

Серж, который очень хорошо говорит, продемонстрировал, как швейцарские танкисты без шума и пыли учатся воевать.

- Швейцария - очень большая страна, - пошутил Краснобаефф, - но на танке особо не разъездишься. Да и экологи не разрешают. Поэтому основное обучение приходится проводить в виртуальном пространстве, хотя потом солдаты все-таки получают возможность немного потренироваться и на реальном полигоне. Hаша обучающая система называется ELTAM. С ее помощью легко научиться участвовать в бою, в котором задействованы разные рода войск. Первый уровень обучения предназначен для личного состава от солдата до командира взвода. Для этого у нас есть тренажеры водителя танка и стрелка.

Тренажер водителя называется Thompson-CSF. Я залез в люк и оказался в темной кабине - из всех инструментов управления мне был знаком только руль. Для меня запустили простейшую программу, на швейцарском армейском жаргоне именуемую "лягушка в футбольном мяче". Я лишь сидел на стуле, смотрел в окошко на виртуальную местность и подпрыгивал на колдобинах. Для человека, привыкшего к российским дорогам, испытание нетяжкое.

В следующем помещении - четыре тренажера для экипажей мотострелковой машины. Все четыре участвуют в одном бою и действуют сообща. Процесс обучения очень напоминает усовершенствованный вариант обычной компьютерной мочилки.

- Во времена "холодной войны" в качестве мишени у нас были в основном советские танки Т-80, - признался Ларош. - Теперь не только.

- Первая цель - БТР-60, - скомандовал Краснобаефф, и в следующую секунду по нашему советскому броневику вдарила болванка. Прощай, родимый экипаж. - Вторая цель - Ми-24! - не унимался подполковник. - Хочешь сбить? - обратился он ко мне.

- Лучше вы сами.

Мы брали городок Штандорф, в котором засел некий абстрактный неприятель на российской бронетехнике. В следующей комнате Серж предложил нам почувствовать себя в пылу этого сражения. Комната представляла собой круговую панораму поля боя, посередине стояла танковая башня для обучаемого бойца. Подполковник нажал какую-то кнопку, и вся панорама пришла в движение, а помещение наполнилось танковым ревом. Я на полном серьезе мчался на танке по полю боя, а Краснобаефф стоял рядом и почему-то не отставал. Объясняя мне тактику боя, он заводился все сильнее и сильнее и, когда наконец Штандорф был успешно взят, уже не мог остановиться: "А теперь мы двинемся дальше! -- кричал подполковник. - Hа Мерлбах!" Еще через десять минут каким-то чудом был взят и Мерлбах.

Последний объект нашей боевой экскурсии - командный пункт. Здесь выяснилось, что все это время я был лишь пешкой в игре, которую вели сидящие здесь офицеры. Они определяют тактику и стратегию боя, отрабатывают взаимодействие танковой бригады, а солдаты типа меня лишь стреляют и ездят. Противник на мониторах обозначен красным цветом, свои войска - синим.

- Это не потому, что мы подразумеваем под врагом Россию, - пояснил Серж. - Такое обозначение пошло еще от Hаполеона.

Подполковник стал на наших глазах режиссировать целое сражение. Сначала заработала артиллерия, потом авиация, потом пошли танки. При этом он все время повторял одну фразу: "А если вы сделали что-то не так, то всегда можно вернуться в меню..."

 Дмитрий СОКОЛОВ-МИТРИЧ, Тун (Швейцария)- Москва

Best regards, Boris

--- Ручка шариковая, цена 1.1.5-20011130 * Origin: из-под дpевней стены ослепительный чиж (2:5020/113.8888)

назадУказатель рубрикивперед