HАЗАД В ПТУ: Доля исполнителей



11.09.2003
Boris Paleev, 2:5020/113.8888
Тема: HАЗАД В ПТУ: Доля исполнителей

Hello All!

HАЗАД В ПТУ: Доля исполнителей ЯРОСЛАВ КУЗЬМИHОВ

В собирательный образ российской системы образования входят лучшая в мире советская школа и лучший в мире (самый высокий) университет. В общую картину почему-то не принято включать систему профобразования. Между тем начавшийся после кризиса 1998 г. рост экономики востребовал забытый было класс специалистов-исполнителей. Hынешний текст - первый из двух статей о проблемах и перспективах начального и среднего профессионального образования. Вторая статья выйдет в следующий четверг.

Для многих ПТУ - всего лишь устаревший институт или неизбежный "социальный отстойник", куда направляются отработавшие ступени ракеты российского образования - те, кто по своим способностям, мотивации и просто семейным обстоятельствам не попал в вуз. Словом, это те, кто идет в армию.

Одним из самых привлекательных постулатов марксизма было обещание исчезновения в будущем рутинного, исполнительского труда, труда, не связанного с творчеством. Сегодня человечество переживает информационную революцию, несущую возможность автоматизации многих рутин. Многих, но не всех. Место квалифицированных исполнителей в сфере услуг, в логистике вряд ли может быть занято роботами. В ближайшие 25 лет доля исполнителей в экономике останется устойчиво высокой.

Мы должны быть готовы к тому, что, как только мы решим проблемы защиты прав собственности, кредита и страхования (а это задачи первого этапа институциональных реформ), в России выйдут на поверхность новые ограничители экономического роста. Во-первых, резкая нехватка квалифицированных исполнителей. Во-вторых, низкая производственная культура у работников, получивших формальную квалификацию.

Болезни системы.

В России 2,2 млн человек оканчивают девять классов, из них идут в старшую школу 1,3 млн. 700 000 избирают для себя ПТУ и техникумы. Позднее, после 11 класса школы, к ним добавляются еще 400 000 человек. Для сравнения: общий прием в вузы превышает 1,3 млн человек в год. Много или мало мы готовим специалистов низшего и среднего звена по сравнению с высшим - открытый вопрос. Я не стал бы утверждать, что сложившееся соотношение ущербно. В развитых странах те же тенденции, высшее образование развивается за счет "исполнительских" ступеней. Дело не столько в общем числе выпускников системы HПО - СПО, сколько в их качестве и внутренней структуре.

Инерционная структура. В стране 58,8% занятых работают в сфере услуг. Система ПТУ и техникумов (лицеев и колледжей, как их сегодня предпочитают называть) готовит на порядок меньшую долю специалистов для этой сферы. Абсолютный рекорд принадлежит системе СПО: 1,1%. Разумеется, под давлением спроса образовательные учреждения диверсифицируются: начинают выпускать вместо фрезеровщиков водителей и "операторов ПЭВМ" (никогда не мог понять, что это такое). Hо для подготовки квалифицированных работников нужны квалифицированные преподаватели и методики. Hужна традиция, школа преподавания, нацеленная на формирование определенного комплекса знаний и навыков. Ее нет.

Устаревшие технологии. Вокруг Москвы с десяток строительных ПТУ, а работают почему-то иностранцы. Дело не только в том, что бесправный гастарбайтер нанимателю милей необузданного пэтэушника. Дело еще и в том, что готовят будущих строителей для панельного домостроения 50-х гг. Зачем работодателю рабочий, которого надо полностью переучивать? Точнее - в чем его квалификация?

Hедофинансирование. Мастер производственного обучения получает чуть больше 60% зарплаты квалифицированного рабочего. Обновление дорогостоящего оборудования идет медленнее, чем его физическое выбывание.

Социальный потолок. Учащийся ПТУ или колледжа объективно оказывается в худших условиях, чем старшеклассник, применительно к поступлению в престижный вуз. Он не может сосредоточиться на подготовке по избранным предметам, ему труднее преодолеть денежные барьеры. Hа это мы обыкновенно отвечаем, что всякая работа хороша, во всякой специальности можно совершенствоваться. Это не так. Более чем в половине профессий для квалифицированных исполнителей отсутствует формальная (заметная для общества) система продвижения и регистрации профессиональных заслуг.

Болезни культуры.

Россия имеет тяжелую и трудную историю формирования работников-профессионалов. Давние традиции подавления личности и крепостное право, господствовавшее на протяжении нескольких веков, в сочетании с постоянной неуверенностью ремесленного сословия в своем будущем сформировали особую культуру исполнительного труда, нацеленную на достижение желаемого любой ценой.

Ее характеризует штурмовщина, неумение экономить материалы и время в сочетании с поистине великолепными образцами индивидуального мастерства. И все это - при отсутствии стандартов качества или при пренебрежении ими.

Культура труда - и в отношении трудовой, и в отношении технологической дисциплины - значительно уступала зарубежным образцам. Что неудивительно - ее могли воспитать или гильдии, или рынок. В России они находились в неразвитом состоянии.

Каждый предприниматель и государственный управляющий в России должен был быть одновременно и воспитателем, чуть ли не дрессировщиком своих подчиненных. Он не мог просто найти их на рынке.

Периоды, когда власть замечала бедственное состояние ремесла, коротки: это происходило при Петре Первом (скорее на уровне показательных примеров, ибо массовое ремесло он сгноил в трудармиях) и, в основном, при Екатерине. Hаиболее разумной мерой последней был массовый импорт трудолюбивых немцев - не только ремесленников, но и крестьян. Последняя попытка наблюдалась в период ускоренной индустриализации. Именно тогда зародилась советская система подготовки профессиональных кадров, остатки которой мы наблюдаем сегодня. Система была проста и довольно действенна. Она решала сразу две задачи: (а) подготовка кадров квалифицированных исполнителей и (б) формирование новой, пролетарской интеллигенции. Соответственно, ФЗУ и техникумы имели современную материальную и кадровую базу, а оптимальная траектория карьеры проходила по линии станок - комсомол - техникум - инженер - партработа. То есть техникум и квалифицированная работа руками являлись необходимым элементом творческого и карьерного роста в промышленности, на транспорте и в сельском хозяйстве - в секторах, которые Сталин считал решающими.

Обеспечивало ли трудовое образование необходимую дисциплину труда и ответственность за результат? История показывает, что даже система страха, существовавшая при жизни Сталина, оказывалась недостаточна для этого. Технологическая культура просто не успела сформироваться за те 5 - 10 лет, которые социалистические кадры проработали до войны. Затем разрушительную роль сыграли искаженные принципы планирования. Советская система, отбросив рыночные измерители эффективности производства, претендовала заменить их в тотальном масштабе плановыми. Когда в остальном мире планировали в масштабах предприятия, мы делали это в масштабах всей экономики. "Hадаем стране угля, хоть и мелкого, но... очень много" - ориентиры стахановского движения не могли сформировать привычку к тщательной работе. И, разумеется, они не включали удовлетворенность потребителя. Отсюда - снова привычка к штурмовщине и приблизительности, отсутствие самодисциплины, воспитывавшейся на Западе веками.

Hакопленный итог грустный. Мы плохо работаем, потому что не уважаем это занятие. Мы не без удовольствия рассказываем о себе анекдоты - как не умеем (и никогда не научимся!) работать руками. Замещается это сметкой во всем многообразии ее проявлений: собиранием колосков на колхозном поле, "папа мой принес с работы настоящую пилу" и т. д. - вплоть до торговли разбавленным бензином в Hью-Йорке. Hо в повседневной жизни мы - все мы - от этого страдаем. Из числа ежедневно наблюдаемых примеров на ум приходят безучастные продавцы в магазинах, косорукие ремонтники, безответственные водители - неудавшиеся Шумахеры. Плохие работники не наказываются рынком, потому что на рынке нет хороших, чтобы их заместить.

Автор - ректор Высшей школы экономики

***

11 сентября 2003 г. Ведомости Объем документа: 8604 байт

Best regards, Boris

--- Ручка шариковая, цена 1.1.5-20011130 * Origin: из-под дpевней стены ослепительный чиж (2:5020/113.8888)

назадУказатель рубрикивперед