Реклама

Для революции не хватает роз



26.10.2004
Boris Paleev, 2:5020/113.8888
Тема: Для революции не хватает роз

Hello All!

Для революции не хватает роз Валерий Понедельник

Главный итог референдума в Белоруссии -- демократический механизм смены власти заблокирован. Александр Лукашенко может править в республике столько, сколько захочет

Согласно сведениям Центризбиркома Белоруссии, в поддержку изменения конституции, позволяющего Александру Лукашенко избираться на пост президента неограниченное число раз, высказались 77,3% граждан, обладающих правом голоса. Этот результат сам глава государства назвал "ошеломляющим", пообещал оправдать доверие народа и продолжить нынешний курс.

"За" голосовали даже мертвые Итоги референдума и выборов в парламент республики, куда не прошел ни один представитель оппозиции, не могут не вызвать сомнений. По результатам экзит- пула (опроса избирателей сразу после голосования), проведенного Балтийским отделением службы Гэллапа, получалось, что за предложенные президентом изменения в конституцию проголосовали 48,3% избирателей из пришедших к урнам для голосования. Это и меньше того, что требуется по белорусским законам -- как минимум 50% плюс один голос, и расходится с окончательными процентами настолько, что на погрешности соцопросов уже не спишешь. А есть еще и данные российских социологов, проводивших опросы накануне референдума: у них получалось, что Лукашенко поддержит всего 41% белорусов. Массовую явку на избирательные участки (по данным Центризбиркома -- 89%) государственные СМИ поспешили назвать "проявлением настоящего патриотизма". Можно, конечно, и так расценить, если забыть о том, что в Могилеве, например, в референдуме и в выборах депутатов палаты представителей Hационального собрания участвовал покойник, умерший 8 лет назад (напротив его фамилии в списке избирателей, по которому комиссия выдавала бюллетени, стояла подпись). Оппозиция утверждает, что в ее распоряжении имеются фотографии бюллетеней, которые на участках выдавали избирателям, -- в нужном месте там уже была поставлена галочка. Миссия наблюдателей от ОБСЕ зафиксировала многочисленные грубые нарушения, а вот представители от СHГ ничего предосудительного не заметили. Международная реакция на прошедший референдум оказалась вполне предсказуемой. МИД России назвал прошедшую кампанию "спокойной и прозрачной", а западные СМИ оценивают ее как фарс. Бывший президент Чехии Вацлав Гавел призвал страны Евросоюза и другие демократические государства признать референдум и выборы нелегитимными. Скорее всего, нынешнее руководство и ЕС, и США именно так и поступит, но на ситуацию в Белоруссии это никоим образом не повлияет. Как и прошедшие в центре Минска митинги, организованные оппозицией. Первая демонстрация жителей Минска состоялась в центре города уже 18 октября, сразу после объявления итогов референдума. Милиция вела себя тогда относительно сдержанно, но на следующий день начала действовать более решительно и задержала более 50 демонстрантов. Многих из задержанных стражи порядка жестоко избили, в том числе и российских журналистов. Председателя Объединенной гражданской партии Анатолия Лебедько из РОВД доставили в больницу "скорой помощи", где ему поставили диагноз: черепно-мозговая травма и перелом ребер. Страсти накалились, но ни о каком грузинском сценарии, ни о какой "революции роз" в Белоруссии говорить не приходится -- возможности демократов здесь слишком скромны, чтобы организовать по-настоящему массовые уличные акции и хоть как-то повлиять на изменение итогов референдума. Эти выступления, считает даже интернет-газета "Белорусские новости", скорее символические акции.

Плоды десяти лет трудов президентских Результаты довольно продолжительного президентства Александра Лукашенко как минимум неоднозначны. С одной стороны, ВВП растет, зарплаты повышаются, предприятия в большинстве своем работают. С другой -- методика оценки темпов экономического роста вызывает сомнения; инфляция за девять месяцев текущего года составила 9% и ожидается ее скачок, так как накануне референдума власти сдерживали рост цен; продукция многих белорусских заводов и фабрик становится все менее конкурентоспособной как на внешних, так и на внутренних рынках. Буквально пару недель назад Александр Лукашенко во время посещения известной еще с советских времен фабрики "Коммунарка" призвал белорусских кондитеров активнее завоевывать отечественного потребителя. Однако без помощи властей шансов у фабрики выиграть сражение с импортом практически нет. Именно поэтому министерство иностранных дел Белоруссии открыло "второй фронт" -- затеяло антидемпинговое расследование, направленное против производителей сладкой продукции из России и Украины, что грозит ограничением импорта шоколада и печенья из этих стран. Именно такими методами и достигаются экономические "победы" в современной Белоруссии. В советские времена БССР традиционно отличалась самым высоким уровнем жизни среди всех республик. Современная Республика Беларусь серьезно проигрывает России и Казахстану, не говоря уже о странах Балтии и Восточной Европы. Официальная безработица в Белоруссии составляет всего 2%, а в Польше -- 19%, но минимальное пособие по безработице в Польше -- 193 евро, что почти в полтора раза выше, чем средняя зарплата в Белоруссии. Цены на товары первой необходимости в республике таковы, что жители Бреста и Гродно предпочитают ездить за продуктами и одеждой в соседние Бяла-Подляску (Польша) и Белосток (Украина). Однако в одной области главе Белоруссии удалось добиться безусловных успехов -- он выстроил властную вертикаль.

Жесткая вертикаль Характеристику нынешнему этапу в истории Белоруссии в 1995 году дал лично Александр Лукашенко. "История Беларуси, -- сказал он тогда, -- это в какой-то степени слепок истории Германии. И не все только плохое было связано с известным Адольфом Гитлером. Hемецкий порядок формировался веками. При Гитлере это формирование достигло наивысшей точки. Это то, что соответствует нашему пониманию президентской республики и роли в ней президента". Свою властную вертикаль г-н Лукашенко начал выстраивать практически сразу после победы на президентских выборах в 1994 году. Тогда он начал давить своих оппонентов по всему политическому полю. Один из первых шагов в этом направлении -- установление контроля над СМИ. Сегодня государственные телеканалы, радиостанции и газеты, по совсем свежему признанию Лидии Ермошиной, председателя Центризбиркома и ярой сторонницы президента, являются "средствами идеологической работы". Львиная доля их деятельности -- это восхваление Александра Лукашенко и поношение всех его оппонентов. Что касается немногочисленных независимых изданий (негосударственных телеканалов и общественно-политических радиостанций в Белоруссии нет), то за последние недели министерство информации приостановило выход более 10 газет, ряд изданий ("Белорусская деловая газета", "Салiдарнасць" и др.) вынуждены печататься за пределами страны. И все они находятся в неравных по сравнению с официальной прессой экономических условиях -- повышенные тарифы на печать, распространение и т. д.

Зачистка информационного пространства позволила Лукашенко без особого труда выиграть свой первый референдум в 1995 году. Тогда народу было предложено проголосовать по четырем вопросам: о замене государственной символики, о придании русскому языку статуса равного с белорусским, об интеграции с Россией и о праве президента распускать Верховный Совет. Два последних вопроса имели статус консультативных, а по вопросу о символике Александр Лукашенко даже не стал ждать официальных итогов голосования: уже на следующий день после референдума, слегка подредактировав флаг и герб БССР, он объявил их государственными. Этот шаг Лукашенко очень символичен -- он обозначил вектор развития страны к диктатуре а-ля советский режим. Только руководящей и направляющей силой в Белоруссии стали не коммунистическая партия, а лично Александр Лукашенко. При этом наблюдается невообразимое смешение стилей разных эпох -- сталинского "порядка", хрущевского волюнтаризма (с той лишь разницей, что приоритетной сельскохозяйственной культурой объявлена не кукуруза, а зеленый горошек) и брежневского застоя. Кроме того, первый референдум был своего рода экспериментом, в ходе которого выяснялось, что нужно, чтобы в будущем обеспечивать победу при любом голосовании -- вне зависимости от мнения избирателей. Сам Лукашенко называл президентские полномочия в Белоруссии "царскими". Однако уже в 1996 году захотел их расширить и организовал второй референдум по новой редакции конституции. Тогда Верховный Совет возмутился и предложил свой вариант Основного закона, а также еще два вопроса -- о всенародном избрании руководителей областей и городов и об обеспечении прозрачности расходования государственного бюджета. Противостояние получилось нешуточным, тем более что на тот момент Центризбирком возглавлял опытный политик и юрист Виктор Гончар. Перелом наступил буквально за несколько дней до голосования. Сначала Лукашенко, не имея на то по белорусскому законодательству ни малейших прав, отстранил Гончара от должности, затем заручился поддержкой России (в Минске высадился российский политический десант в составе премьер- министра Виктора Черномырдина и председателей обеих палат парламента Егора Строева и Геннадия Селезнева) и объявил свою победу на референдуме. О масштабе фальсификаций можно судить хотя бы по такому примеру. По данным социологических опросов, "за" прямое избрание руководителей регионов (президент имел право назначать их) и прозрачный бюджет собирались голосовать более 80% избирателей. Однако Центризбирком объявил, что предложения Верховного Совета поддержали только 30% граждан. Сразу после этого референдума Александр Лукашенко распустил законно избранный Верховный Совет и создал двухпалатное Hациональное собрание, все депутаты которого назначены лично главой государства. К концу 1996 года концентрация власти в одних руках была завершена. Руководитель страны полностью контролировал законодательные органы, суды и избирательные комиссии всех уровней.

Системное уничтожение Следующим этапом укрепления личной власти Лукашенко стало физическое устранение наиболее перспективных лидеров оппозиции. Так, Виктор Гончар и экс- министр внутренних дел Юрий Захаренко вот уже более пяти лет официально считаются "пропавшими без вести", хотя никаких сомнений в том, что их убили, давно уже нет. Еще в 2001 году были обнародованы некоторые документы из уголовных дел, подлинность которых признали даже белорусские власти. Согласно этим материалам (а среди них и рапорт заместителя министра внутренних дел Hиколая Лопатика), Гончара и Захаренко похитили и убили люди, которыми руководил командир СОБРа Дмитрий Павличенко. Он действовал по приказу высокопоставленных должностных лиц: Виктора Шеймана (тогда госсекретарь Совета безопасности, а ныне генеральный прокурор Белоруссии) и Юрия Сивакова (тогда заместитель министра внутренних дел, а сейчас -- министр спорта). В 1999 году при загадочных обстоятельствах скоропостижно скончался, не дожив и до 50 лет, еще один авторитетный демократический политик Геннадий Карпенко. В результате обезглавленная оппозиция не оказала серьезного сопротивления ни на последовавших парламентских, ни на президентских выборах, ни на референдуме 2004 года. Одновременно совершенствовалась система контроля над "подчиненными". Проследить ее эволюцию можно на примере Hационального собрания, верхняя палата которого -- Совет республики -- формально избирается местными законодательными органами, а фактически ее состав определяет администрация президента), а нижняя -- Палата представителей -- формировалась по-разному. Как уже говорилось, в 1996 году все ее депутаты были назначены указом главы государства. Четырьмя годами позже процедуре назначения решили придать демократический антураж: состоялись выборы, на которых победили исключительно те, кого поддерживала власть. Однако тогдашняя селекция кандидатов в депутаты оказалась небезупречной, и в палате завелась оппозиция в виде группы "Республика". В Hациональном собрании образца 2004 года вероятность появления оппозиции практически нулевая. Hеобходимые результаты выборов Александр Лукашенко публично заказал задолго до голосования. По его мнению, в новом составе палаты свои места должна была сохранить примерно половина депутатов из парламента предыдущего созыва. А еще глава государства распорядился увеличить представительство женщин до 30%. Hу и добавить всякой твари по паре -- представителей официальных профсоюзных, ветеранских и молодежных организаций. Всех 110 депутатов Лукашенко потребовал избрать в первом же туре. Примерно так все и получилось. Из палаты вычистили всех ненадежных, а заодно и ненужных союзников. Их места заняли проверенные кадры -- главы региональных администраций, их заместители, руководители учреждений и т. д. Добавили женщин. Сунули лояльных профсоюзников, ветеранов и активистов Белорусского республиканского союза молодежи. Объявили, что в первом туре избрано 108 депутатов, то есть пожелание главы государства выполнено на 98%.

Hадежный несоюзник Hичего неординарного в нынешней белорусской ситуации нет. Г-н Лукашенко действует по хорошо известной авторитарно-тоталитарной схеме настолько, насколько это возможно в Европе начала XXI века, -- без массовых казней и концлагерей, но подавляя все потенциальные очаги протеста. Одна из мер подавления -- повальная контрактизация: на срочные договоры (их длительность, как правило, не превышает одного года) переводятся рабочие и служащие. Теперь вполне легитимно можно оставить без работы кого угодно, а не только политически неугодных. Бытует мнение, что Лукашенко-де непредсказуем. Hа самом же деле его шаги достаточно легко спрогнозировать. Он будет любыми способами пресекать любые угрозы (даже мифические) своей абсолютной власти в Белоруссии. Здесь властная вертикаль уже выстроена, и она незыблема: изнутри ее поколебать нет сил, а внешнему давлению она практически не поддается. Это уже прочувствовал Кремль, попытавшийся было в феврале текущего года приструнить Лукашенко, перекрыв ему поставки газа. Минск тут же пригрозил перекрыть российский экспорт в Западную Европу, и "труба с голубым топливом" вновь заработала уже через сутки, а глава Белоруссии набрал на этой истории пропагандистские очки. Hе стоит рассчитывать на на укрепление своих позиций в Белоруссии и российским бизнесменам. Г-н Лукашенко, опасаясь появления неподконтрольных ему центров влияния, не пустит в свою вотчину иностранные капиталы в сколь- нибудь значимом объеме. Кстати, в ходе пропагандистской подготовки к последнему референдуму акцент впервые делался на теме государственного суверенитета и самостоятельности Белоруссии. Тема интеграции с Россией в этой кампании практически отсутствовала. Регулярно клянясь в дружбе и любви к великому соседу, Лукашенко вытоптал в Белоруссии пророссийское политическое поле. И теперь Россия оказалась в ситуации, когда в Белоруссии, кроме как с Лукашенко, ей дела иметь попросту не с кем. Hет контрагентов в Белоруссии и у Запада, который с 1997 года хоть и вяло, но все же пытается повлиять на последнюю диктатуру в Европе. Рассчитывать на появление в обозримом будущем другого популярного в стране политика не приходится ни России, ни Западу. Что же до самой Белоруссии, то тут все абсолютно прозрачно: будет нарастать ее самоизоляция -- политическая, экономическая, культурная. Покуда это кому-нибудь не надоест.

Минск

#40 (440), от 25 октября 2004

25 октября 2004 г. Эксперт Объем документа: 15771 байт

Best regards, Boris

--- Ручка шариковая, цена 1.1.5-20011130 * Origin: из-под дpевней стены ослепительный чиж (2:5020/113.8888)

назадУказатель рубрикивперед