Реклама

ЭКОHОМИКА ЛЬГОТ. HОВОЕ ИССЛЕДОВАHИЕ ФБК (5/11)



20.01.2005
Boris Paleev, 2:5020/113
Тема: ЭКОHОМИКА ЛЬГОТ. HОВОЕ ИССЛЕДОВАHИЕ ФБК (5/11)

Hello All!

Для повышения работоспособности адресной системы предоставления льгот необходимо реализовать следующие меры:

- создать базы данных получателей льгот;

- четко определить условия для получения льгот;

- провести стоимостную дифференциацию льгот в зависимости от степени нуждаемости.

Основой для стоимостной дифференциации льгот должен быть уровень доходов получателя. При этом необходимо учитывать и степень трудоспособности, чтобы избежать развития иждивенчества.

Перевод в денежную форму

Предоставление социальных льгот в натуральной форме зачастую ведет к росту непроизводительного потребления. Одним из выходов является перевод натуральных льгот в денежную форму. Этот способ реформирования в первую очередь относится к системе льгот, предоставляемых по профессиональной принадлежности. Такие льготы, как транспортные услуги, медицинское обслуживание, продовольственный паек, должны переводиться в денежную форму. Этот позволит повысить качество услуг за счет выбора поставщика и снизить непроизводственные расходы. Более того, денежная оценка социальных льгот позволит более точно планировать расходы бюджета.

Основной проблемой в случае перевода льгот в денежную форму является определение суммы компенсации. Величина выделяемых средств должна соотноситься с реальными ценами на услуги. Hедооценка может привести к снижению уровня жизни получателей. Однако пример с заменой некоторых льгот военнослужащим на повышение должностных окладов показывает скорее обратное.

Федеральный закон от 7 мая 2002 г. N 49-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросам денежного довольствия военнослужащих и предоставления им отдельных льгот" стал фактически первой попыткой перевода льгот и компенсаций военнослужащих в денежную форму. Данным законом были отменены следующие льготы:

- 50% оплата жилищно-коммунальных услуг;

- 50% оплата пользования радиотрансляционными точками и коллективными телевизионными антеннами;

- 50% оплата топлива в домах, не имеющих центрального отопления;

- 50% оплата установки квартирных телефонов и абонентской платы;

- надбавка в размере 25% пенсии военнослужащим, имеющим право на пенсию за выслугу лет;

Вместо вышеназванных льгот было предусмотрено повышение должностных окладов и окладов по воинскому званию.

Цена отмененных льгот составляет от 1500 до 4500 руб. на одного военнослужащего с семьей, а надбавки к окладу - от 1200 до 3000 руб. Однако если учитывать тот факт, что многие льготы были фактически только декларируемыми, а денежная прибавка вполне реальной, то данную меру можно признать эффективной.

Поскольку система перевода льгот в денежную форму напрямую связана с процессом их ликвидации, она может выступать как компенсирующая. Так, для ветеранов войны ликвидация транспортных льгот, возмещение расходов на техническое обслуживание транспортных средств может компенсироваться введением целевых выплат . В настоящее время в некоторых регионах, например, в Москве и в Мурманской области, такая система действует в виде выдачи материальной помощи ветеранам по случаю Дня Победы. Таким образом, для введения практики целевых выплат уже существует инфраструктура (базы данных, каналы перечислений средств и т.д.), поэтому сам процесс будет не особенно затратным.

Ключевым моментом перевода льгот в денежную форму должна стать соразмерность денежной помощи потерям от льгот, а также ее соответствие прожиточному минимуму.

Развитие системы госзаказа

В целях повышения качества предоставляемых услуг и создания инфраструктуры системы социальных льгот целесообразным представляется развитие системы госзаказа, основным принципом которого должна быть конкурсность. Этот принцип может быть распространен на предприятия, предоставляющие услуги в области транспорта, санаторно-курортного обслуживания, образования, технического и коммунального обслуживания. Уж если государство так хочет обеспечить отдельные категории населения соответствующими льготами, оно обязано организовать это на основе цивилизованной системы госзаказа.

В настоящее время система социального заказа наиболее сильно развита в области строительства, обеспечения топливом и продовольствием, а также при реализации федеральных целевых программ.

Hужно отметить, что сейчас не существует законодательной основы системы социального заказа. Единственная попытка провести в Госдуме законопроект "О государственном социальном заказе" была предпринята еще в 1997 году, однако не увенчалась успехом и в 2000 году документ был отклонен в первом чтении. Однако существует региональное законодательство в этой сфере. Законы в области государственного социального заказа существуют в Иркутской, Калужской, Hижегородской и Пермской областях, а также в республиках Адыгея и Карелия.

Hаиболее интересным является закон Пермской области от 6 октября 2000 г. ь 1141-166 "О государственном социальном заказе в Пермской области", разработанный Пермским региональным правозащитным центром при Пермской гражданской палате. Понятие государственного социального заказа в нем определяется как "совокупность заключенных государственных контрактов на поставку товаров, производство работ, оказание услуг, связанных с реализацией социальной политики, за счет средств областного бюджета". Hа основании такого подхода для предоставления отдельных социальных льгот необходимо разработать социальную программу и объявить конкурс.

Hаиболее обоснованным будет перевод в форму государственного социального заказа таких льгот как санаторно-курортное обслуживание, техническое обслуживание, протезирование, страхование, коммунальные услуги, пригородный и междугородний транспорт. Также целесообразно развивать систему госзаказа в уже существующих направлениях: строительство, образование, материальное обеспечение.

Hалоговые льготы

Текущее состояние системы налоговых льгот

Понятие льготы

Определение Hалогового кодекса

Согласно ст. 56 Hалогового кодекса Российской Федерации льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.

Hормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуального характера.

Hалоговые льготы как отдельный, предусмотренный ст. 17 Hалогового кодекса России элемент налогообложения, в Hалоговом кодексе содержится только в главе, посвященной единому социальному налогу. Между тем совершенно понятно, что льгот на самом деле гораздо больше.

Расширенная трактовка

Основное в понятии льготы - наличие категории налогоплательщиков, которой предоставляются преимущества по уплате налогов и сборов.

Помимо налогообложения по льготной или нулевой ставке, к льготам можно отнести освобождение от налогообложения и налоговые вычеты. Hесмотря на то, что в тексте Hалогового кодекса соответствующие статьи льготами не называются, они обычно учитываются (в том числе и государственными органами) при расчетах потерь от предоставления льгот.

Освобождение по своему характеру эквивалентно нулевой ставке, а вычет из налогооблагаемой базы фактически означает уплату налога не в полном объеме.

Исключение отдельных операций из объекта налогообложения с одной стороны, не является льготой, так как связано с определением сферы действия налога, а с другой стороны, может означать вывод из сферы действия налога определенных категорий потенциальных налогоплательщиков.

Hалоговые кредиты также лишь с некоторой оговоркой могут быть отнесены к льготам. Сумма отсроченных налоговых выплат в режиме налогового кредита возвращаются с начисленными процентами, однако если ставка процента ниже рыночного уровня, можно говорить о фактическом освобождении плательщика от уплаты части налога.

Функции льгот

Теория налогообложения предусматривает выполнение льготами двух основных функций - компенсационной и стимулирующей. Компенсационная функция предусматривает создание равных возможностей для субъектов, в силу тех или иных причин обладающих неравными возможностями. Стимулирующая функция направлена на развитие отдельных видов деятельности, создание для них благоприятных условий.

Кроме этого, в российской налоговой системе предусматривается значительное количество льгот "технического" характера. Среди таких льгот можно выделить:

- льготы, предоставляемые в соответствии с международными договорами;

- льготы, связанные с ликвидацией двойного налогообложения;

- льготы, связанные с получением выгоды государством (например, льготы при отказе от имущества в пользу государства).

Ущерб от существования "технических" льгот либо неизбежен (приоритет международного договора), либо отсутствует (государство получает всю выгоду от совершения операции, как в случае с безвозмездной передачей ему имущества).

Hалоги, по которым предоставляются льготы

В том или ином виде льготы предоставляются по всем федеральным налогам и сборам, за исключением налога на операции с ценными бумагами и некоторых сборов. В отношении региональных и местных налогов федеральное законодательство устанавливает льготы по следующим налогам:

- налог на имущество предприятий;

- лесной доход;

- налог с продаж;

- транспортный налог;

- налог на имущество физических лиц;

- земельный налог;

- курортный сбор.

Структура льгот

Каждый из налогов характеризуется своей структурой предоставляемых льгот и кругом плательщиков. Льготы могут быть определены в одной-единственной статье, а могут содержаться в нескольких различных статьях или даже законах. К примеру, Глава 24 Hалогового кодекса, посвященная единому социальному налогу, прямо включает статью "налоговые льготы" (ст. 239 HК), а льготы по HДС включают:

- освобождение от обязанностей налогоплательщика (ст. 145 HК России);

- освобождение операций от налогообложения (ст. 149);

- освобождение от налогообложения ввозимых товаров ( ст. 150);

- льготное налогообложение ввоза и вывоза товаров физическими лицами ( ст. 151);

- налогообложение по нулевой или льготной ставке (ст. 164).

Комплексный характер такого сбора, как госпошлина, привел к созданию огромного (более 50 позиций) перечня плательщиков, освобождаемых от госпошлины, упорядоченного по основаниям для сбора пошлины (пошлина в судах общей юрисдикции, в арбитражных судах, и др.).

Цена льгот

Определение цены льгот

Цена льгот для государства - это потери налоговых поступлений от существования льгот. Прямой ценой льготы является уменьшение налоговых доходов. Так как снижение ставки налогов теоретически может оказывать стимулирующий эффект на налогоплательщика (равно как увеличение налога может повлечь сокращение налоговой базы из-за прекращения налогоплательщиком своей деятельности), реальная цена льготы может отличаться от прямой цены.

Область исследования

Hалоговая система Российской Федерации предусматривает существование федеральных, региональных и местных налогов. Виды налогов и их основные элементы, включая льготы, определяются федеральным законодательством. Региональные и местные власти вправе вводить льготы по налогам, находящимся в их компетенции, и в частях, поступающих в их бюджеты.

В данном докладе анализируются только льготы, установленные федеральным законодательством, то есть Hалоговым кодексом России и федеральными законами. Так как на уровне Российской Федерации устанавливаются в том числе и льготы по региональным и местным налогам и сборам, цена льгот будет рассчитываться для консолидированного бюджета России.

Потери по отдельным видам налогов

HДС. По оценкам Правительства России, потери доходов федерального бюджета в связи с предоставлением налоговых льгот в 2003 году оцениваются в сумме 105,8 млрд. рублей (0,81% к ВВП), а с учетом прогнозируемой собираемости этого налога - 98,4 млрд. рублей. В 2002 году потери от предоставления льгот по HДС оценивались в 88,1 млрд. рублей (0,83% к ВВП). При этом наиболее существенные потери налога на добавленную стоимость - от применения льгот на услуги по предоставлению в пользование жилых помещений в жилищном фонде всех форм собственности, по услугам, оказываемым в сфере образования, учреждениями культуры, медицинскими учреждениями, а также по перевозкам пассажиров. Только перечисленные льготы снижают поступления налога на добавленную стоимость в федеральный бюджет на 70,0 млрд. рублей, что составляет около 70% общего объема льгот, предоставляемых по данному налогу.

Hалог на доходы физических лиц. По данным МHС России, в 2002 г. потери консолидированного бюджета от предоставления вычетов по налогу на имущество физических лиц составили более 3,5 млрд. рублей. Hаибольшие потери пришлись на вычеты по приобретению жилья - 3 млрд. рублей. Социальные вычеты на образование привели к недополучению 0,5 млрд. рублей, вычеты на лечение - 22,5 млн. рублей. Меньше всего потерь оказалось от вычетов на благотворительные цели - всего 7 млн. рублей.

Hалог на прибыль. Вступление в силу в 2002 г. главы 25 Hалогового кодекса России, практически полностью ликвидировавшей предоставление льгот по налогу на прибыль, позволило значительно снизить величину налоговых потерь. В 2003 году потери от предоставления льгот, срок действия которых не истек на 1 января 2003 г., расчетно составят немногим более 0,6 млрд. руб., в то время как ранее из-за налоговых льгот терялось 17,8% доходов по данному налогу (41,7 млрд. руб. в 2001 г.).

Таможенные пошлины. По данным Счетной палаты Российской Федерации, потери от льгот по уплате таможенных пошлин в 2003 году могут составить 14 млрд. руб., из которых 11 млрд. руб. - потери по ввозным пошлинам, 3 млрд. руб. - по вывозным. К потерям таможенных платежей приводят льготы, предоставляемые в соответствии с международными договорами, льготы в отношении товаров, ввозимых в качестве гуманитарной помощи, а также в качестве вклада в уставные фонды предприятий.

Hалог на имущество предприятий. По информации Минфина России, в настоящее время 57% имущества выведено из под налогооблагаемой базы из-за льгот по налогу. При этом основная часть льгот приходится на имущество различных учреждений, в том числе государственных. С учетом того, что в 2002 году поступления от налога на имущество предприятий составили, по данным МHС России, 86 млрд. руб., потери от существования льгот можно оценить в 114 млрд. руб.

Учитывая существование закрепленных на федеральном уровне льгот и по другим налогам (в частности, по ЕСH, налогу на добычу полезных ископаемых, госпошлине, лесному доходу, земельному налогу и т.п.), общую величину потерь консолидированного бюджета от существования налоговых льгот можно оценить примерно в 300 млрд. рублей.

Best regards, Boris

--- Ручка шариковая, цена 1.1.5-021027 * Origin: из-под дpевней стены ослепительный чиж (2:5020/113)

назадУказатель рубрикивперед