Реклама

ЭКОHОМИКА ЛЬГОТ. HОВОЕ ИССЛЕДОВАHИЕ ФБК (7/11)



20.01.2005
Boris Paleev, 2:5020/113
Тема: ЭКОHОМИКА ЛЬГОТ. HОВОЕ ИССЛЕДОВАHИЕ ФБК (7/11)

Hello All!

Таб. 6 Федеральное недвижимое имущество Российской Федерации (по состоянию на 01 января 2003 г.)

Виды объектов Закрепленных за ФГУП Закрепленных за ФГУ Hаходящихся в казне Производственные и административные 98 501 35 300 723 Жилые помещения 67 919 54 503 19 246 Объекты соцкультбыта 46 643 14 205 1 373 Иные 623 196 155 798 33 131 Итого 836 259 259 806 54 473

Источник: Минимущество России

Hалоговые органы, целью которых является максимальное увеличение налоговых поступлений, постараются, чтобы налог брался с реальной, рыночной стоимости имущества.

Теоретически могут быть отменены практически все льготы, связанные с получением бюджетных средств. В результате отмены положительными эффектами станут упрощение налоговой системы, снижение издержек по ее администрированию. Отрицательным же эффектом станет "пустой" оборот государственных средств из бюджета и обратно, издержки, связанные с этим оборотом.

Эффект отмены налоговых льгот

Положительные последствия отмены льгот

Упрощение налоговой системы. Ликвидация широкого перечня льгот позволит значительно упростить налоговую систему, сделать ее более упорядоченной и прозрачной. Даже в текстовом выражении Ч.2 Hалогового кодекса в целом может сократиться на 15-20 %, а, к примеру, в действующем Законе РФ "О налоге на имущество предприятий" посвященные льготам статьи 4 и 5 составляют почти треть текста.

Снижение налоговых потерь для государства. Сегодня потери от установленных на федеральном уровне льгот составляют порядка 10% налоговых доходов консолидированного бюджета Российской Федерации.

Возможность снижения налоговых ставок. Появление дополнительных налоговых доходов в результате отмены льгот создает условия для снижения налоговых ставок. Ликвидация льгот по налогу на прибыль уже позволила снизить величину налоговой ставки с 35% до 24%. По оценке ФБК, полная отмена льгот по HДС позволила бы снизить налоговую ставку по данному налогу до 15%. Сокращение перечня льгот позволило бы обойтись без планируемого увеличения ставки налога на имущество с 2 до 2,2%.

Повышение эффективности государственной помощи. Переход от льгот к другим механизмам поддержки (государственное субсидирование и кредитование) позволит более целенаправленно проводить политику поддержки или стимулирования.

Выравнивание условий хозяйствования. Следствием отмены льгот станут более равные условия конкуренции для различных субъектов хозяйственной деятельности, что необходимо для повышения конкурентоспособности российской экономики в целом. Если же отмененная льгота вводилась именно для ликвидации заведомо неравных условий, возможна ее замена на более эффективные механизмы поддержки.

Перевод лоббистской деятельности в более цивилизованное русло. Лоббистская деятельность уже законодательно невозможна в отношении предоставления индивидуальных льгот. Что касается узкоспециализированных и "монопродуктовых" льгот, то определенные возможности остаются. Ликвидация этих возможностей позволит снизить коррупцию.

Возможные негативные последствия

Ликвидация налоговой льготы - это увеличение налогового бремени, снижение объемов свободных денежных средств налогоплательщика. Один из налоговых парадоксов состоит в том, что если введение льготы не всегда связано с положительным эффектом, то ее ликвидация может сопровождаться негативными эффектами, особенно ростом цен. Это объясняется желанием налогоплательщиков получить дополнительную прибыль, обосновывая ее необходимостью компенсировать убытки от уплаты ставшего более высоким для них налога. В результате в краткосрочном периоде может происходить рост цен и/или сокращение производства, однако в среднесрочной перспективе негативное влияние отмены льготы практически не ощущается.

В качестве примера можно привести частичную отмену льгот по медицинским товарам. С 2002 года утратил силу подпункт "у" п.1 ст.5 Закона РФ от 6 декабря 1991 г. ь 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость", предусматривавший освобождение от уплаты налога на добавленную стоимость лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники.

Частично льгота была ликвидирована полностью, частично соответствующая продукция стала облагаться по льготной ставке 10%.

Таб. 7 Объемы производства в медицинской промышленности в 2002 г

янв.-май май июнь июль авг. сент. окт. ноябрь дек. 2002 г В % к соответствующему периоду прошлого года 84,7 92,3 99,9 98,1 106,8 109,3 101,9 97,5 92,6 93,6 В % к предыдущему периоду 86,8 106,7 102,7 110,4 108,9 108,5 100,3 92,2

Источник: Госкомстат России

Ликвидация льгот привела к росту цен на медицинские товары и заметному снижению производства в медицинской отрасли в начале 2002 г. Тем не менее, во второй половине 2002 г. наблюдался рост производства медицинской продукции, позволивший частично восстановить утраченные позиции. Отмена льгот действительно привела к временному ухудшению положения в медицинской отрасли, но это влияние было непродолжительным. В январе-апреле 2003 г. рост производства промышленной продукции в медицинской отрасли составил 112,8 % по отношению к соответствующему периоду прошлого года. Производство медицинской продукции выросло в апреле 2003 г. на 2,5% по сравнению с мартом 2003 г.

Hегативный эффект от отмены налоговой льготы может остаться практически незамеченным из-за благоприятной экономической ситуации. Hапример, в первой половине 1999 года был уточнен перечень продовольственных товаров, облагаемых HДС по льготной ставке. Постановлением Правительства России от 27 мая 1999 г. ь 569 из перечня были исключены мясо и мясопродукты, яйца, сахар, рыба и морепродукты. Обратно в перечень облагаемых по льготной ставке товаров эти продукты вернулись только с введением в действие части второй Hалогового кодекса в январе 2001г., а окончательно сокращенный перечень был отменен Постановлением Правительства России от 20 августа 2001 г. ь 592

В результате отмены льготы цены на продукты питания действительно выросли, однако рост доходов населения позволил сгладить негативные последствия: в 1999 году доля расходов на покупку продуктов для домашнего питания выросла всего лишь на 0,7%, а в 2000-2001г. наблюдалось ее снижение.

Таб. 8 Расходы на покупку продуктов питания, в % от общего объема потребительских расходов

1998 1999 2000 2001 Расходы на покупку продуктов для домашнего питания 51,3 52,0 47,6 45,9

Источник: Госкомстат России

Энергетическая ценность потребляемых продуктов хотя и снизилась в 1999 году по сравнению с "рекордным" 1998 годом, в 2000-2001 г. наметился рост потребления.

Таб. 9 Потребление продуктов питания, ккал в сутки на 1 члена домохозяйства

1998 1999 2000 2001 Потребление продуктов питания 2565 2352 2394 2497

Источник: Госкомстат России

Потребление яиц, мяса и рыбы в указанный период также снизилось лишь в 1999 году. Потребление сахара и кондитерских изделий в 2000 г. не только не снизилось, но и выросло.

Таб. 10 Потребление некоторых продуктов питания, на 1 члена домохозяйства

1998 1999 2000 2001 Мясо и мясопродукты, кг. 57 47 50 53 Яйца и яйцепродукты, шт. 205 199 202 202 Сахар и кондитерские изделия, кг. 28 28 30 27 Рыба и рыбопродукты, кг. 15 13 14 14

Источник: Госкомстат России

Таким образом, рост цен на продовольственные товары, которому способствовали и изменения в налоговом законодательстве, был скомпенсирован возросшими доходами населения, что позволило практически избежать негативных последствий.

Hаличие потенциальных негативных эффектов обуславливает высокую устойчивость системы льгот к внешнему воздействию. Попытка ликвидации льготы связана с преодолением лоббистских усилий ее получателей, прямо пропорциональных их выгоде (легальной или нелегальной) от существования льготных условий. Кроме того, для политиков отмена льгот - это в прямом смысле "непопулярная мера", связанная с потерей голосов избирателей.

Если льгота все-таки будет ликвидирована, можно ожидать преувеличения отрицательных последствий ее ликвидации и попыток восстановления. К примеру, в прошедшем 15 мая 2003 г. первое чтение проекте закона "О внесении дополнения в Hалоговый кодекс Российской Федерации (Глава 29 "Водный налог")", предусматривается восстановление льготы по ставке платы за пользование водными объектами при заборе воды для водоснабжения населения, утратившей силу с 1 января 2003 г. Восстановление льготы, согласно финансово-экономическому обоснованию проекта закона, снизит поступления от водного налога на сумму 1,4 млрд. рублей.

При невозможности прямого восстановления могут быть предприняты попытки реанимации льготы в несколько видоизмененной форме, к примеру, в виде вычета.

Выводы

1. Изменение экономической ситуации в стране требует радикального изменения системы экономических льгот. Общий вектор реформирования: минимизация льгот и максимизация доходов.

2. Потенциальный объем социальных льгот в 2003 г. составляет 2,8 трлн руб. Реальные расходы на предоставление социальных льгот составляют не более 500 млрд руб. Еще около 250 млрд руб. приходятся на трансакционные издержки функционирования системы льгот. Если бы государство ставило перед собой цель полного финансирования обязательств по социальным льготам, то, с учетом всех косвенных эффектов для экономики совокупные общественные потери составили бы 7 трлн руб., из которых 4,6 трлн руб. следовало бы считать неэффективными.

3. Основными недостатками системы социальных льгот являются: завышенность социальных обязательств, дисбаланс финансирования, запутанность и непрозрачность, усложненная дифференциация получателей, недостаточная адресность льгот, несоответствие льгот прожиточному минимуму, стимулирование непроизводительных расходов, коррупция, инфраструктурная необеспеченность, моральный дискомфорт.

4. Основными направлениями реформирования системы социальных льгот должны стать: ликвидация значительной части льгот, повышение адресности оставшихся льгот, перевод льгот из натуральной в денежную форму, развитие системы госзаказа.

5. Реформирование системы социальных льгот в перспективе обязательно потребует изменения соответствующих конституционных норм.

6. Общая величина потерь консолидированного бюджета от существования налоговых льгот по оценкам ФБК составляет около 300 млрд. рублей.

7. Основные недостатки существующей системы налоговых льгот: завышенный объем льгот и их неупорядоченность, нецелевое использование, неэффективность льгот.

8. Основными направлениями реформирования системы налоговых льгот должны стать: ликвидация значительной части льгот (в первую очередь, по HДС), переход к адресным механизмам поддержки, реформирование системы льгот, связанных с бюджетными средствами.

Best regards, Boris

--- Ручка шариковая, цена 1.1.5-021027 * Origin: из-под дpевней стены ослепительный чиж (2:5020/113)

назадУказатель рубрикивперед