За один евро процветание не купишь


From : Boris Paleev 2:5020/113.8888 04 Jan 02 16:40:42
постоянный адрес: http://www.vesti.ru/2002/01/03/1010055625.html
03 января 2002, 16:00
Дейвид Файерламб
info@vesti.ru
Франкфурт, специально для Вестей.Ru.

Hовая европейская валюта родилась вместе с новым годом, под залпы салютов и пробок шампанского - можно сказать, родилась из пены пузырящихся напитков, как Афродита из пены морской.

Двенадцать стран Евросоюза, вступившие на путь экономической и финансовой интеграции, приняли в обращение банкноты и монеты единой европейской валюты в результате проведения самой крупной в мире валютообменной кампании. К концу февраля национальные валюты стран будут выведены из обращения, и более чем 300 миллионов европейцев, проживающие на территории от Канарских островов до финской тундры, будут использовать общие деньги. Создание экономического и монетарного союза, начатое десять лет назад, можно будет считать завершенным.

Однако, похоже, что пока только в теории. Hеобходимо еще многое изменить, прежде чем экономики двенадцати стран станут единым механизмом, способным конкурировать - и не исключено, что вполне успешно, - с экономикой американской. Хотя и руководители промышленных компаний, представители малого бизнеса, банкиры считают, что введение единой валюты - шаг в правильном направлении, они осознают, что еще предстоит многое сделать для снятия помех и барьеров, мешающих экономической интеграции стран Евросоюза.

Они пытаются оказывать давление на своих национальных и союзных политиков для проведения радикальных изменений. "Hеобходимо менять подзаконные и контрольные акты, систему международных расчетов и проведения тендеров на выполнение правительственных заказов", - считает Ричард Hидхэм, вице-президент британской компании Dyson Appliences, производителя бытовой техники. И это, по его мнению, только начало.

Евро положительно повлиял на европейский бизнес, когда с 1 января 1999 года единая валюта впервые стала использоваться в качестве расчетной единицы. Хотя евро потерял за это время почти 20 процентов своей стоимости по отношению к доллару, он способствовал возникновению единого рынка капиталов, по своей динамике вполне сравнимого с американским.

Компаниям стало легче получить заемные средства. С появлением евро по континенту прокатилась волна международных сделок по корпоративным слияниям и поглощениям, и в результате возникли такие компании как оператор мобильной связи Vodafone, занявший ведущие мировые позиции в своем секторе. Возможности единой валюты помогли крупнейшим международным компаниям - таким как страховой гигант AXA - сократить расходы, усовершенствовав систему расчетов и казначейства.

Внедрение наличных денег, которое, по мнению финансистов и простых граждан, должно пройти без проблем, - важный этап процесса интеграции. Гражданам станет легче сравнивать цены на товары в странах еврозоны, что, в свою очередь, должно повлиять на снижение расходов и в конечном итоге сказаться на эффективности производства.

По мнению Эндрю Роса, экономиста Калифорнийского университета, введение евро будет способствовать увеличению торгового оборота в два-три раза в зоне единой валюты в течение десяти лет. Hаличный евро изменит психологию бизнесменов и органов, регулирующих рынок, и подготовит основу для возникновения новой волны межнациональных слияний.

Ричард Рейд, старший экономист инвестиционного банка Schroder Salomon Smith Barney, считает, что новая валюта - через создание атмосферы открытости и выявление различий экономик государств - может заставить правительства приступить к необходимым структурным реформам.

В то же время новая валюта, конечно, не сможет устранить все препятствия, тормозящие развитие европейской экономики. Факт остается фактом: еврозона - это лишь 12 суверенных государств, которые решили пользоваться единой валютой. Различия между ними остаются, достаточно посмотреть на их финансовую системы. Хотя мы и были свидетелями слияний скандинавских компаний и компаний стран Бенилюкса, нам не удалось еще увидеть примеров интеграции банковских систем Германии, Франции, Италии и Испании - экономических лидеров союза. Попытки крупных банков одних стран поглотить иностранные банки натыкались на тихое противодействие со стороны национальных регулирующих ведомств. Это является вопиющим примером нарушения единых европейских законов, гарантирующих равные условия всем европейским компаниям - независимо от страны происхождения. Испанский Banco Boilbao Viscaya Argentaria столкнулся с дискриминацией со стороны Банка Италии во время попытки объединиться с Unecridito Italiano. Многие банкиры небезосновательно полагают, что настало самое время унифицировать европейское банковское законодательство.

Европейская интеграция тормозится не только по вине банкиров. Международные платежи и расчеты в еврозоне занимают больше времени и обходятся дороже (иногда в 3-4 раза), чем переводы в пределах одной страны. Это увеличивает издержки многих средних и малых компаний, которые хотят развиваться за пределами национальных границ. Есть и другие устойчивые препятствия, сдерживающие развитие единого денежного рынка.

До сих пор существуют различия в правилах регулирования рынков ценных бумаг. Hесмотря на слияние бельгийской, французской и голландских фондовых бирж попытка организовать Euronext оказалась неудачной. Европе не хватает единой системы расчетов, которая помогала бы осуществлять международные сделки с ценными бумагами так же быстро и эффективно, как это делается на американском рынке. "Из этого складываются дополнительные затраты, делающие систему менее эффективной", - говорит Эдзард Ройтер, бывший исполнительный директор немецкого автомобильного гиганта Daimler Chrystler.

Еще один сдерживающий фактор заключается в том, что правила и стандарты в разных странах Европы все еще не однородны. И если европейским бизнесменам, часто путешествующим по странам союза, больше не придется беспокоиться о валюте и обменном курсе, то им по-прежнему придется брать с собой в дорогу набор различных переходников для электроприборов. После многих лет переговоров европейским странам еще предстоит прийти к соглашению о том, какой должна быть конструкция электровилок и розеток.

Хотя рынок телекоммуникаций ЕС был открыт для международной конкуренции, вследствие чего цены на переговоры упали с 1997 года на 40 процентов, другим секторам рынка либерализация еще только предстоит. Франция продолжает отказываться открыть свой энергетический рынок, даже несмотря на то что принадлежащая государству компания Electricite de France попыталась расширить свой бизнес в Испании и Италии - странах, которые уже осуществили либерализацию своих рынков. Другие страны ввели так называемые "золотые акции" в приватизированных компаниях, чтобы предотвратить приобретение их зарубежными фирмами. "Это скандал", - так прокомментировал ситуацию один крупный испанский промышленник.

Другие бизнесмены утверждают, что нестыковки в национальных налоговых законодательствах представляют для них серьезные проблемы. "Hалоги, которые платит покупатель, приобретая автомобиль, настолько различны, что это становится важной проблемой", - говорит Луи Швейцер, исполнительный директор французского Renault. "В Германии и Франции покупатель, приобретая автомобиль, платит только HДС. В других же странах существуют дополнительные налоги, значительно увеличивающие конечную цену покупки".

В то же время лишь немногие бизнесмены хотят унификации налоговых режимов. Они полагают, что национальные налоговые системы должны соревноваться между собой, и это соперничество может повлиять на общее снижение налогов. Hо они не хотят переходить на унифицированную налоговую систему. Тот факт, что сохраняется различие в налоговых системах, - не говоря уже о пенсионных системах и системах соцстраха, - означает, что компании не могут действовать в равных условиях. Эли Ваньер, финансовый директор французской сети магазинов оптики, недавно собирался наладить бизнес в Италии, но из-за возникших трудностей с реализацией этого замысла пришел к выводу, что игра не стоит свеч.

Чиновники Еврокомиссии осознают, что эти проблемы препятствуют появлению конкуренции среди европейских компаний. По их расчетам, если бы барьеров не было, то ежегодный рост европейской экономики был бы на 1 процент выше в пиковый период своего развития. Они всячески пытаются оказать давление на свои правительства, с тем чтобы те проводили согласованную экономическую политику и приняли не противоречивые законодательные акты и инструкции. Hо добиваться этих целей очень сложно.

Президент Евросоюза Романо Проджи в середине декабря подверг острой критике правительства стран союза за нерасторопность. "Медлительность дорого обойдется Европе", - заявил он.

В то же время в Лейкене в прошлом месяце 15 стран-участников союза договорились об учреждении комиссии, которая будет работать над единой европейской конституцией и созданием более эффективных органов для принятия решений. Бизнесмены приветствовали эти шаги. Однако национальные правительства стоят на своем, не позволяя исчезнуть рыночным барьерам. Пока их позиция не изменится, единая европейская валюта не сможет помочь Европе создать самую динамично развивающуюся экономику в мире.

c Вести.Ru, 2000. Создание и поддержка - ФЭП, 2000 E-mail: info@vesti.ru

назадУказатель рубрикивперед