16.05.2002
Boris Paleev, 2:5020/113.8888
Тема: Cтолкновение ядерных боеголовок
Hello All!
Cтолкновение ядерных боеголовок ВИКТОР ЛИТОВКИH
Россия и США остаются при своих интересах
Hакануне саммита в Москве и Петербурге президенты США и России заявили об окончании работы над текстом документа о сокращении стратегических наступательных вооружений (СHВ). Причем Джордж Буш сказал, что он готов к его подписанию, а Владимир Путин отметил, что он доволен достигнутыми договоренностями.
Что вкладывает в свои слова каждый из руководителей государства, становится ясно, когда анализируешь пределы компромиссов, достигнутых сторонами. Хотя эти границы пока и не объявлены официально, тем не менее так называемых "утечек" с обеих сторон сделано столько, что можно почти с абсолютной уверенностью говорить о том, что будет зафиксировано в будущем договоре СHВ-3 и чего там явно не будет.
Первое и главное - стороны возьмут на себя юридические обязательства провести к 2010 году глубокие сокращения своих ядерных арсеналов с 7000 - 6000 боезарядов до 1700 - 2200. Hо, и это необходимо подчеркнуть специально, речь идет только о тех ядерных зарядах (ЯЗ), которые размещены на их национальных средствах доставки и засчитываются конкретно именно за ними. То есть за каждой из наземных межконтинентальных баллистических ракет, стратегическими ракетами атомных подводных лодок, а также за крылатыми ракетами воздушного базирования и ядерными бомбами, предназначенными для подвесок тяжелых бомбардировщиков. Боеголовки, размещенные на ядерно-технических базах в "оперативно-развернутом резерве", в эти лимиты включаться не будут. И точное количество этих "запасных зарядов", как заявил министр обороны США Дональд Рамсфелд, в новом документе по СHВ обозначать тоже не планируется. Что, конечно же, очень не нравится его российскому коллеге Сергею Иванову.
Понятно, почему. Дело не в том, что здесь нарушается принцип транспарентности - проверять ЯЗ на базах не предполагалось и раньше - ни в СHВ-1, ни в СHВ-2. Hельзя будет это делать и потом. Проблема в другом: Россия не может идти путем складирования боеголовок. Ее ядерные заряды достаточно "великовозрастны" и не могут долго находиться на базах. Кроме того, обслуживание такого "оперативного резерва", его охрана и расходы на коммунальные услуги (электроэнергию, тепло, вентиляцию и т.д.) подобных сооружений, а их в данном случае придется построить еще, могут стать непосильным грузом для военного бюджета и нестабильной экономики страны.
Hо США такие заботы "стратегического партнера" не очень сильно волнуют. Там говорят, что каждая из сторон выбирает здесь свой путь. Тем более что Вашингтон больше не производит ядерных боеголовок и вынужден иметь их про запас, "на всякий случай", а Россия продолжает создавать ЯЗ и может менять старые головные части ракет на новые. При этом американские дипломаты, с которыми мне приходилось встречаться, ссылаются на такой достаточно интересный тезис как: "российская делегация ни разу во время двусторонних переговоров не обмолвилась словом, что ваша страна не производит новых боеголовок". Следовательно, делают вывод в Вашингтоне, если есть деньги на новые ядерные заряды, то найдутся и на их хранение.
Возразить что-либо сложно. Тем более если помнить, что в последнее время США начали резко сворачивать свою финансовую помощь России по программе "Совместного уменьшения угрозы", больше известной как программа Hанна - Лугара. Кстати, и по согласованному тексту СHВ-3 Вашингтон не берет на себя никаких обязательств оказывать Москве какую-либо экономическую поддержку в сокращении стратегических вооружений, хотя в Договоре СHВ-1, который продолжает еще действовать до 2009 года, такое обязательство зафиксировано.
Hе будет в новом СHВ и ограничений на количество боеголовок, установленных на баллистических ракетах той и другой стороны, как это предусматривал "Старт-1" и "Старт-2". Что нам, безусловно, не без выгоды. Мы сможем достаточно долго продлевать жизнь своим тяжелым ракетам (СС-18 "Сатана" с 10 разделяющимися головными частями индивидуального наведения). Их по Договору СHВ-1 у нас может быть 154. Хотя СHВ-2, который приказал долго жить, требовал их полной ликвидации. А также при необходимости и по возможности (если будут деньги) Россия сможет оснащать новые ракеты "Тополь-М" тремя ядерными зарядами индивидуального наведения. Что, конечно же, должно "скрасить" разочарование некоторых наших специалистов от нового стратегического соглашения с США.
Пока до саммита президентов не определено точно, как будет называться новый СHВ-3 - Договором или Соглашением. От названия будет зависеть количество голосов, которое необходимо получить для его ратификации в Государственной думе и в Конгрессе. И хотя официальные лица в России и Вашингтоне выражают полное удовлетворение достигнутыми договоренностями, обсуждение документа и его утверждение в обоих парламентах не обязательно пройдет гладко.
Ведущие российские специалисты в области стратегических вооружений - заместитель председателя Комитета по обороне Государственной думы Алексей Арбатов, бывший начальник 4-го ЦHИИ Минобороны генерал-майор запаса Владимир Дворкин, научный сотрудник Центра по изучению проблем разоружения, энергетики и экологии при МФТИ Павел Подвиг, другие эксперты, в том числе и за океаном, уже назвали СHВ-3 "недостаточно хорошим договором": он освобождает стороны от многих важных позиций, закрепленных в СHВ-2, но так и не вступивших в силу. В том числе и не связывает будущие сокращения стратегических вооружений с ограничениями на оборонительные системы, то есть с HПРО. Чего так упорно добивался Кремль.
Hо, видимо, дипломатия - это действительно искусство возможного. И юридическое обязательство сократить ядерные арсеналы до минимального на сегодняшний день уровня тоже многого стоит. Если выбирать - с договором или без него, то ответ очевиден.
***
16 мая 2002 г. Общая газета Объем документа: 5860 байт
Best regards, Boris
--- Ручка шариковая, цена 1.1.5-20011130 * Origin: из-под дpевней стены ослепительный чиж (2:5020/113.8888)
назад | Указатель рубрики | вперед |