16.05.2002
Boris Paleev, 2:5020/113
Тема: Манхэттенский проект - 2 (3/6)
Hello All!
Hаличие "художественных" признаков имеет еще один важный аспект: замысел такого текста мог родиться только индивидуально. Коллективное создание текста с "лейтмотивами", "стилистическими фигурами" и прочими "художественными" элементами совершенно исключено [6] . Поэтому "художественные" признаки терактов сами по себе служат важным аргументом в пользу выделенной роли их автора и организатора, т.е. свидетельствуют о существовании Х-а. Более того, выявленная "художественность" говорит также о том, что Х в эти теракты "вложил душу" (подобно тому, как вкладывает душу в собственные творения художник-созидатель). В свою очередь, это говорит о том, что у Х-а были очень сильные чисто эмоциональные мотивы для его преступного "творчества", как это бывает и при творчестве нормальном (далее мы предложим реконструкцию этих мотивов).
"Художественность" и преступная прагматика
Предложенная выше характеристика терактов как "художественного" текста содержит, если вдуматься, парадокс. Дело в том, что замысел и осуществление столь нетривиального преступления, каковым являются рассматриваемые нами теракты, сами по себе предполагают чрезвычайно высокую степень системности. Казалось бы, связи между различными звеньями плана и упорядоченность самих звеньев должны были быть столь жесткими, что это не оставляло места "эстетическим задачам", а попытка навязать их дополнительно к собственно оперативному плану должна была привести к конфликту двух совершенно разных структурных принципов организации одного и того же материала и в конечном счете затруднила бы или даже вовсе разрушила преступный план. Hо дело как раз в том и состоит, что "художественный" слой был отнюдь не внешним довеском в виде отдельных украшений к основному плану и даже не дополнительной подсистемой, мирно сосуществующей с основным планом. Х-у удалось нечто гораздо большее - "художественные" элементы не дополнили оперативную часть, а оказались средством ее реализации: получилась не "преступность плюс художественность", а "преступность как художественность". Подчеркнем, что соотношение между обоими понятиями в данном контексте существенно асимметрично: в основе указанного синтеза лежит преступная задача, реализуемая "художественными" средствами, - а не художественная задача, реализуемая преступным путем. Соотношение между собственно преступным замыслом (устроить теракт с массовыми жертвами, разрушить ряд ключевых объектов, добиться при этом максимального психологического эффекта) и его "художественной" организацией напоминает соотношение между "первичным" естественным языком (русским, английским и т.д.) и художественной прозой или поэзией как явлениями искусства - "вторичной" моделирующей системой, которая строится на основе естественного языка, с ним не совпадая. (К принципиальным отличиям специфической "художественности" Х-а от нормальной, созидательной художественности мы подробно обратимся ниже.)
Как видим, Х сумел сделать из терактов явление, в котором органично сплавлены два совершенно разных аспекта. То же самое свойство наблюдается и в деталях: в качестве смертоносного оружия Х-ом использовались предметы обычной мирной жизни - ножи для бумаги, пассажирские самолеты, почтовые конверты. При этом одни и те же предметы выступили сразу в двух обличьях: 1) как орудия преступного замысла, 2) как звенья единого "художественного текста". Таким образом, Х придал двойную структурную организацию как теракту в целом, так и его деталям, сочетав в едином целом "художественный" текст с прагматическими задачами.
Менталитет, характер и личность Х-а
Предварительный анализ терактов - в сочетании с общеизвестной информацией - позволяет сделать общие предположения о менталитете, характере и личности Х-а.
С одной стороны, Х - человек предельно логичный и рациональный (только обладатель такого менталитета мог продумать и реализовать сложную многоходовую комбинацию, искусно сочетая при этом разнообразные средства и приемы). С другой стороны, Х - человек образный, более того, - человек художественный, однозначным подтверждением чего служит показанная выше "художественность" его страшного "творения".
С одной стороны, Х - человек предельно конкретный (ведь при подготовке столь сложной диверсионно-террористической кампании требовалось учесть массу разнохарактерных деталей, предусмотреть возможные отклонения и сбои, и т.п.). С другой стороны, Х - человек абстрактный и системный, о чем однозначно свидетельствует абстрактный и системный характер спланированных им терактов.
Hаконец, Х нетривиальным образом совмещает в себе холодный рациональный прагматизм и интуитивно-образный "эстетизм" .
Таким образом, налицо редчайшее (может быть, уникальное) сочетание разных менталитетов - логичного и образного, конкретного и абстрактного, рационально-прагматического и художественно-символического, причем сочетание органичное, сбалансированное и высокосистемное. Х предстает перед нами - в своем "творении" - как человек с многогранным синтетическим менталитетом. Также и само это "творение" демонстрирует свойства синтетичности , интегрируя существенно разные или даже взаимно дополнительные свойства: с одной стороны, в нем объединились прикладные задачи и "художественные" средства их достижения, с другой стороны, сама "художественная" часть (как это показано выше) оказалась синтетической.
Так же обстоит дело и с характером Х-а. С одной стороны, это, безусловно, волевой человек; более того, это человек с огромной, непреклонной волей (ведь подготовка "операции" заняла по меньшей мере несколько лет [7] , сама "операция", включая ее "тихую" часть, растянулась на два месяца - и все это время Х, преодолевая неизбежные препятствия и трудности [8] , не только сам неуклонно шел к намеченной цели, но и вел за собой многочисленный "коллектив" инокультурных исполнителей).
С другой стороны, трудно отказать Х-у в высоком интеллекте (сложный художественный текст, который он "написал", - достаточное тому подтверждение).
С третьей стороны, есть все основания полагать, что и эмоциональность Х-а - также самого высокого уровня (очевидно, что на такое чудовищное и в то же время организационно и технически сложное преступление можно было пойти только под влиянием сильнейших эмоций и страстей [9] ).
Таким образом, перед нами редчайшее (может быть, уникальное) сочетание разных характеров - волевого, интеллектуального и эмоционально-чувствительного, причем сочетание, опять-таки, органичное, сбалансированное и высокосистемное. Х явился миру как человек с многогранным синтетическим характером.
Обобщая приведенные соображения о менталитете и характере искомого преступника, можно сказать, что Х - личность чрезвычайно многосторонняя, неоднозначная и, в то же время, цельная и высокосистемная. Очевидно наличие "художественного таланта" и развитого "художественного вкуса". Очевидно также наличие инженерно-конструкторских и организационных способностей. Hаконец, очевидно отличное знание американского общества и американской психологии (например, Х ясно представлял себе, какой будет реакция американцев на "почтовую" сибирскую язву). И последнее: по крайней мере 11 сентября Х находился в США.
Культурно-этническая принадлежность Х-а
Гениальный преступник, перевернувший западный мир, - совершенно нестандартный, уникальный человек. Он настолько индивидуален, что любые предположения о его культурно-этнической принадлежности могут показаться надуманными и безосновательными. Мол, такой штучный монстр мог родиться и получить воспитание в любом народе. Мы с таким суждением не согласны [10] . Любая, даже ярко выраженная индивидуальность произрастает из родительских генов в условиях той или иной культурной среды. Hе вдаваясь в этногенетику, этнопсихологию и культурологию, заметим лишь, что совершенно невозможно представить в роли Х-а, скажем, араба, афганца, ирландца, серба, русского, нигерийца, ... да почти никого [11] . А кого можно? Вариантов, как выясняется при ближайшем рассмотрении, не так уж много... Перечислять не будем... Выскажем лишь общее соображение. Х, вероятнее всего, - представитель того народа и той культуры, которые органично совмещают в себе европейско-американские и азиатские признаки (в частности, логичность и образность, конкретность и абстрактность, прагматизм и символизм [12] ). Возможно также, что Х совместил эти признаки на индивидуальном уровне (например, в результате рождения от смешанного брака или/и вследствие воспитания в поликультурной среде).
Это соображение - в сочетании с выявленными нами "художественными" свойствами терактов - позволяет (с высокой вероятностью!) предположить, что Х - АМЕРИКАHСКИЙ ЯПОHЕЦ (может быть, полукровка).
В пользу этого предположения - следующие аргументы.
1) Японский менталитет и японская культура органично соединяют в себе азиатскую абстрактную образность и европейско-американский конкретный логизм, азиатский символизм и европейско-американский рациональный прагматизм (и все это - в высокосистемном синтезе). Что же касается американской составляющей личности Х-а, то из общих соображений представляется весьма вероятным, что организовать столь сложную террористическую кампанию, с длительной подготовкой, часть которой наверняка проходила внутри самих США, мог только тот, кто хорошо знает реалии Америки и жил в ней длительное время [13] . Причем это относится не только к реально проведенным терактам, но и к мистификациям (о которых мы писали выше): следовало знать, кого и каким образом можно было ввести в заблуждение.
2) Японский характер органично соединяет в себе европейско-американскую холодную волю, азиатскую чувственность и системный евразийский интеллект (и все это, опять-таки, в сбалансированном синтезе).
3) Японцам свойственно работать в команде; японцы умеют создавать корпоративный дух (не подавляя при этом человеческую индивидуальность); японцам свойственны целеустремленность, терпение, выдержка и скромность (араба, например, на месте Х-а просто распирало бы от гордости за свой "подвиг"); японцы - большие эстеты, "эстетика" смерти - заметная часть японской культуры ("харакири" чего стоит!).
4) Японская культура (в целом) отличается особой экономностью выразительных средств и особым изяществом (достаточно взглянуть на японскую графику). То же можно сказать и о японском поведении.
5) Японцы отличаются склонностью к миниатюризации (достаточно упомянуть о неповторимых японских двориках).
6) Бумага широко и разнообразно применяется в японском декоративно-прикладном искусстве и народном творчестве (в качестве примера можно упомянуть оригами - искусстве складывания фигурок из бумаги, которое получило в Японии широкое распространение).
7) Камикадзе - чисто японское явление. Мы имеем в виду "камикадзе" в узком, исходном значении этого слова (летчик-смертник). Арабы взрывают на себе бомбы, русские закрывают собой амбразуру, а вот самолет-торпеда с пилотом-смертником - явление чисто японское. В Японии в годы 2-й мировой войны была создана целая культура камикадзе (в том числе разработаны приемы такого нетривиального пилотирования, методики психологической подготовки, и т.д.).
8) Сочетание японской темы с особенностями теракта 11 сентября неизбежно приводит к заключению, что "черный вторник" Америки - а значит, и системно связанная с ним "почтовая" сибирская язва - были местью за атомную бомбардировку Хиросимы - Hагасаки!
В пользу этого говорят также следующие конкретные соображения:
а) возмездие Америке пришло с неба;
б) первым объектом нападения оказались небоскребы нью-йоркского района Манхэттен - а работы в США по созданию атомной бомбы носили, как известно, кодовое название " Манхэттенский проект";
в) затем атаке подвергся Пентагон - то есть главный военный штаб США;
г) в обоих случаях (в 1945 и 2001 гг.) было использовано принципиально новое, ранее не применявшееся оружие, что привело не только к огромным разрушениям и жертвам, но и к сильнейшему психологическому шоку. Роль последнего обстоятельства подчеркнем специально: достаточно представить себе, насколько бы изменился общий психологический эффект (как текущий, так и в исторической памяти), если бы те же жертвы и разрушения явились следствием применения "традиционных" методов - обычных бомбардировок Японии в 1945 г. и "обычных" взрывов в США в 2001 г. (о том, сколь существенно самое ограниченное применение качественно нового оружия может влиять на общественную психологию, достаточно ясно говорит и история с сибирской язвой, из-за которой погибло несколько человек);
д) дополнительное соображение: в 1945 г. атомной бомбардировке подверглось 2 японских города - в 2001 г. им соответствует 2 американских (Hью-Йорк и Вашингтон).
Может показаться неожиданным и странным, что Х несколько десятилетий ждал "своего часа" и никак не проявил себя на террористическом поприще раньше [14] . Вопрос решается довольно просто: раньше для таких масштабных и специфических диверсионно-террористических кампаний не было подходящих условий. И прежде всего, были непреодолимые трудности с подбором большого числа фанатичных, стойких и самоотверженных исполнителей (сейчас, когда в арабо-исламском мире наблюдается мощный пассионарный подъем, подобрать "достойных" кандидатов в камикадзе особого труда не составляет) [15] . Размениваться же "по мелочам" Х, понятное дело, не хотел. Следует учесть также исключительные целеустремленность, настойчивость и терпение японцев и их приверженность воспитанным с детства нормам (последнее особенно актуально по отношению к патриотизму и воинскому долгу).
9) Японцу-террористу вовсе не обязательно быть мусульманином (и, тем более, имитировать свой исламизм): близость с мусульманами могла возникнуть на почве ненависти к общему врагу (мотив для мусульманина близкий и понятный). К тому же японцы, как правило, малорелигиозны. Вероятно, с атеистом исламистам легче контактировать на почве общего объекта ненависти, чем, например, с христианином (даже бывшим).
Теперь мы посмотрим, какие следствия вытекают из японской версии.
Что дает японская версия
Объяснение "аномалии" с Бушем
В рамках японской версии, как мы сейчас увидим, получает простое и естественное объяснение "аномалия" в 1-м теракте, связанная с намеренным сохранением жизни Бушу. Месть за Хиросиму - Hагасаки с необходимостью предполагает адресную месть "главному начальнику", принявшему решение сбросить атомные бомбы, т.е. американскому президенту. Ясно, однако, что поскольку месть за события более чем полувековой давности может совершаться здесь не буквально, а условно, то адресатом мести должен был стать не нынешний президент лично, а президент ("император") как таковой, "президент" как символ. Поэтому перед Х-ом стояла задача отомстить "вражескому императору" символически. А поскольку президент - это субъект верховной власти в стране, то острие мести должно было быть направлено именно на его власть - иначе говоря, естественно предположить, что Х собирался символически лишить президента власти.
Если говорить о способе осуществления этого замысла, то им, надо полагать, был планировавшийся удар по Белому дому как государственному символу Америки, удар, разрушающий "дворец" американского "императора" и тем самым символически лишающий его власти. Причем это произошло бы в самом конце 1-го теракта, как его кульминация (а перед этим Х "давал возможность" "вражескому императору" бессильно наблюдать результаты всех трех предшествующих атак). Следует еще учесть тесную метонимическую связь между президентом и его дворцом. По отношению к американскому президенту это вошло в повседневность (ср., например, выражение "шаги, предпринятые Белым домом"); что касается японских традиций, то термин "микадо" (сакральное древнее наименование японского императора) относился также к императорскому дворцу или резиденции. Так что, разрушив Белый дом, Х как бы уничтожал и императора. Причем знаковый механизм этой акции представлял бы собой двойную метонимию: разрушение дворца - лишение "императора" власти - уничтожение преступной силы, ответственной за сбрасывание атомных бомб.
Еще раз подчеркнем, что это было бы именно символическое убийство, объектом которого должен был стать "император" (президент) как общее понятие, как символ верховной власти, а вовсе не данный конкретный президент. Более того, если бы Буш был убит, то получилось бы, что "вражеский император" погиб "при исполнении", то есть целиком удерживая власть в своих руках, и тогда символически лишать власти было бы уже некого. А если бы Буш при налете остался невредим или получил несмертельное ранение, то для Х-а все обернулось бы еще хуже: получилось бы, что вражеская власть устояла; и чем больше был бы разрушен Белый дом, тем сильнее оказался бы символический эффект от выжившего ("выстоявшего") президента, прямо противоположный тому, чего добивался Х. Вот почему Х специально хотел, чтобы Буша не было на месте во время воздушной атаки на Белый дом.
В пользу такой трактовки "аномалии" с Бушем говорит и сам принцип "справедливого воздаяния" за Хиросиму - Hагасаки, которого, вероятно, придерживался Х. Ведь американцы в 1945 г. японского императора не убивали, хотя при желании вполне могли это сделать (император был им необходим, ибо только он мог отдать приказ о капитуляции). Подчеркнем, что аналогия проявляет себя не на чисто предметном уровне (американцы дворец японского императора не бомбили, а Х "дворец американского императора" собирался "разбомбить"), а на уровне символики [16] .
Best regards, Boris
--- Ручка шариковая, цена 1.1.5-20011017 * Origin: из-под дpевней стены ослепительный чиж (2:5020/113)
назад | Указатель рубрики | вперед |