fwd



24.05.2002
Alexander Grafsky, 2:5020/794.882
Тема: fwd

============================================================================= * Forwarded by Alexander Grafsky (2:5020/794.882) * Area : RU.AVIATION * From : Boris Paleev, 2:5020/113 (24-May-02 21:29:45) * To : All * Subj : Губернатор погиб по инициативе пилотов ============================================================================= Hello All!

Губернатор погиб по инициативе пилотов

расшифрованы данные "черного ящика"

расследование катастрофы

Технические эксперты, расследующие обстоятельства авиакатастрофы, в которой погиб губернатор Александр Лебедь, закончили расшифровку бортовых самописцев разбившегося вертолета. Аудиозаписи переговоров подтвердили, что пилоты знали о сложнейших метеоусловиях предстоящего рейса и о наличии ЛЭП в зоне посадки, однако, боясь за свою карьеру, от полета не отказались. Теперь вертолетчикам, как только они выпишутся из больницы, придется иметь дело с прокуратурой

Hапомним, что трагедия, в которой погибли глава Красноярского края Александр Лебедь и еще семь человек, произошла утром 28 апреля в Саянских горах. Ми-8Т с губернаторской делегацией на борту в сложнейших метеоусловиях, практически при нулевой видимости, благополучно преодолел 70-километровый маршрут от райцентра Ермаковское до Буйбинского перевала, где предстояло открыть горно-лыжный курорт, но при заходе на посадку зацепился задним колесом шасси за громоотводный трос высоковольтной ЛЭП и рухнул в снег

Расследованием технического аспекта катастрофы занялись специалисты Межгосударственного авиакомитета (МАК). Вчера они объявили о том, что расшифровали данные бортовых самописцев разбившегося вертолета и передали материалы в правительственную комиссию и прокуратуру. Теперь чиновникам под руководством главы МЧС Сергея Шойгу предстоит сделать окончательные выводы относительно причин ЧП, а следователям -- назвать виновников катастрофы. Hа это им потребуется еще около двух недель. Впрочем, как признаются специалисты, за это время предстоит всего лишь соблюсти некоторые юридические формальности: согласовать выводы с руководством, оформить отчеты и результаты экспертиз и проч. Фактически расследование уже завершено, а виновники трагедии известны

Параметрический самописец, регистрирующий скорость, высоту полета, тягу двигателей и действия летчиков во время рейса, в общем-то не сообщил экспертам ничего нового. Его данные лишь подтвердили первоначальные выводы о том, что губернаторский вертолет был технически исправен, а все зафиксированные повреждения получил уже после падения. Летчики были абсолютно трезвы и здоровы, управляли машиной вполне профессионально и действовали адекватно ситуации. Hа Ми-8Т в течение всего полета не оказывалось никакого воздействия ни извне, ни изнутри

Зато расшифровка речевого самописца и опрос выживших участников полета позволили сделать некоторые выводы. Пожалуй, главный из них заключается в том, что покойный губернатор Лебедь, известный своим крутым нравом, не заставлял вертолетчиков лететь в горы. "Это предположение, высказанное некоторыми СМИ, проверялась очень тщательно и с разных сторон,-- говорят эксперты.-- Мы внимательно прослушали все разговоры, которые велись в кабине Ми-8. Чекисты опросили всех выживших участников полета, в том числе и самих летчиков. Получается, что лететь они решили по собственной инициативе"

Впрочем, как признаются сами эксперты, "не приказывали" в авиации -- понятие относительное. Да, губернатор Лебедь напрямую не велел пилотам лететь в зону низкой облачности и снегопада. Он, кстати, и не мог этого сделать -- все решения в полете принимает командир экипажа, независимо от важности полета. Однако пилоты прекрасно понимали, что в случае их отказа доставить губернатора после возвращения в Красноярск им пришлось бы расстаться и с работой в элитном вертолетном отряде, и с приличным заработком, а как следствие -- и с карьерой в авиации вообще. Поэтому и вынуждены были пойти на риск, "проявить инициативу" без приказа сверху

Второй важный вывод, который позволил сделать магнитофон, установленный в кабине,-- как только вертолет вошел в зону низкой облачности, управление им взял на себя опытнейший командир воздушного судна. Штурвал он не выпускал из рук до самого столкновения с проводами. Таким образом, версия о "стажере, погубившем губернатора", опять же высказанная некоторыми СМИ, также признана несостоятельной

Прослушивание переговоров пилотов показало, что они прекрасно знали о том, что где-то в зоне посадки расположена высоковольтная ЛЭП 30-метровой высоты, однако точных координат опор пилоты не имели -- на полетной карте, которую они взяли с собой, линия не была обозначена. Переговоры в кабине на протяжении последних десяти минут полета фактически велись только об этой ЛЭП -- пилоты призывали друг друга "смотреть в оба", "искать в тумане опоры, которые должны быть где-то здесь"

Есть и еще один момент, на который специалисты рекомендовали обратить внимание: весь полет Ми-8 над Саянскими горами проходил на высоте около 30 м. Подняться выше не позволяли облака, висящие прямо над землей. Дело в том, что искать дорогу в тумане летчикам приходилось только по наземным ориентирам -- весь путь они шли по разметке автотрассы и свернули с нее, только увидев базу "Барсово ущелье". Поднимись они хотя бы на десяток метров выше, как тут же попали бы в зону облачности и потеряли из виду базу и дорогу. Hайти ориентиры снова было бы уже невозможно -- пришлось бы возвращаться в Ермаковское. Поэтому при подлете к базе летчики были фактически обречены на "30-метровый эшелон", полностью перекрытый проводами ЛЭП

Таким образом, виновники аварии, можно сказать, уже установлены: это летчики. Предъявит ли им прокуратура обвинение в "нарушении правил эксплуатации воздушных судов" (уголовное дело по этому факту уже возбуждено), станет известно в ближайшие дни

СЕРГЕЙ Ъ-ДЮПИH

24 мая 2002 г. Коммерсантъ Объем документа: 5584 байт

Best regards, Boris

-!- Ручка шариковая, цена 1.1.5-20011017 - Origin: из-под дpевней стены ослепительный чиж (2:5020/113) =============================================================================

щ

И списали все на пилотов... Как всегда в нашей авиации. :-(

щ

[2:5020/794.882] [grafsky@yandex.ru]

--- Terminate 5.00/Pro * Origin: Moderator of SU.POL and SU.SOCIAL.GROWTH (2:5020/794.882)

назадУказатель рубрикивперед