СЦ2 глава 3 7/7



28.05.2002
Alexander Grafsky, 2:5020/794.882
Тема: СЦ2 глава 3 7/7

щ

===== Cut ===== лишена даже одного-двух месяцев оздоровительного полноценного пи- тания.

Какова политика приватизированных предприятий в отношении детских оздоровительных лагерей? Согласно "Мониторингу предприя- тий" 1995 г., 61% предприятий к тому моменту не сделали никаких институциональных изменений (то есть, сохранили свои лагеря, ес- ли они имелись). В другом обследовании установлено, что к 1996 г. детские оздоровительные лагеря имели 42% предприятий, а 10% ра- нее ими располагало и утратило. Однако на 70% предприятий работ- никам оплачивают путевки, чтобы отправить детей в оздорови- тельный лагерь - свой или другого предприятия.

Хотя, согласно Указу президента, детские оздоровительные ла- геря не подлежали приватизации, а должны были быть переданы в ве- дение местных властей с сохранением профиля предоставляемых ус- луг, именно передача пионерлагерей на баланс местных властей на- талкивалась на самые большие трудности. В 30% случаев власти просто отказывались принимать летние оздоровительные лагеря на свой баланс. Лагерь - дорогая система, содержание которой тре- бует постоянных затрат, а превратить ее в доходное предприятие вроде казино или магазина невозможно из-за удаленности от города.

Ввиду того, что сокращение этого вида социальных услуг ока- зало самое отрицательное и очевидное воздействие на здоровье и воспитание детей и обстановку в огромном количестве семей, идео- логическая кампания против пионерских лагерей в 1996 г. была прекращена (о ней сегодня даже предпочитают не вспоминать). По- пытки рыночных идеологов создать в России в противовес пионер- ской организации движение скаутов по образцу Запада успехом не увенчались. Как идеология этого движения, так и его организация и даже стиль и атрибуты оказались несовместимыми с культурными тра- дициями (это - особая тема). Поэтому можно предположить, что по мере выхода из катастрофической реформы уклад пионерских оздоро- вительных лагерей (пусть и без прежних политических атрибутов) будет возрождаться. Это порождение советского строя оказалось очень полезным для людей.

Примечательно стихийное сопротивление той кампании по иско- ренению пионерских лагерей, которая была развернута в 1990-1994 гг. Так, в последние годы была проведена широкая программа по ин- формационному обустройству подмосковных шоссейных дорог (установ- ка новых знаков и указателей). Хотя слово "пионерлагерь" уже в течение многих лет официально выведено из обихода, на всех ответ- влениях шоссе, ведущих к оздоровительным лагерям, поставлены но- вые указатели: "пионерлагерь Звездочка", "пионерлагерь имени Га- гарина" и т.д.

Предприятия и дошкольные детские учреждения. Важнейшим усло- вием вовлечения женщины в активную трудовую деятельность стало создание обширной сети детских учреждений - яслей и детских са- дов. При реальном уровне экономического развития СССР это было необходимым условием для выхода на современный тип потребления семьи, не говоря уж о самореализации женщин. Эти учреждения пос- тепенно, с 30-х годов, преодолевали свои организационные, хозяй- ственные и кадровые недостатки и к 70-м годам стали незаменимым и почти "естественным" социальным институтом в советской системе.

Разумеется, отношение к этим учреждениям было различным в разных социальных группах и разных регионах. Чем сильнее была ориентация на "общинные" ценности, тем благосклоннее оценка дет- ских садов, чем сильнее ориентация на индивидуализм - тем нега- тивнее. В 1990 г. среди женщин, имеющих детей в возрасте до 7 лет, высказалось в пользу воспитания детей в детских садах 60,8% в Туркмении и 10,3% в Литве. В РСФСР за воспитание детей в дет- ских садах было 41,7% матерей.

В 1990 г. в РСФСР имелось 87,9 тыс. детских дошкольных уч- реждений (47,3 тыс. в городах и 40,6 тыс. в сельской местности). В них находилось 9 млн. детей. В 1990 г. 66% детей в возрасте 1-6 лет посещали детские сады. В результате реформы число учреждений снизилось не очень сильно - в 1995 г. их стало 68,6 тыс. Число посещающих их детей упало гораздо сильнее. В 1996 г. в РФ их бы- ло 5,1 млн. Это было вызвано двумя причинами: уменьшением числа детей из-за резкого сокращения рождаемости, а также ростом стои- мости содержания ребенка в детском саду при одновременном сниже- нии доходов родителей.

Еще более радикальным было сокращение средств на обновление и улучшение материальной базы детских учреждений. Вплоть до 1988 г. велась работа по замене ветхих и неприспособленных зданий, строились современные специализированные помещения с оборудова- нием зеленых зон. По оценке состояния зданий детских дошкольных учреждений в РСФСР, проведенной в 1989 г., подлежало сносу 9% зданий и капитальному ремонту 23% зданий. При переходе перестрой- ки Горбачева в фазу радикальной экономической реформы эта работа была практически полностью остановлена. Hа рис.1 приведена дина- мика ввода в действие детских дошкольных учреждений в России. Ви- димо, в самой доктрине социального строя "рыночной России" была предусмотрена ликвидация детских садов как особого института бес- классового общества.

Каково поведение предприятий в отношении детских садов? В советское время около 80% предприятий имело свои детские сады. Как правило, они всегда были предметом особой заботы и гордости предприятия, поскольку от состояния этой социальной службы в очень большой степени зависело настроение работников (особенно женщин). Обычно предприятия оказывали также помощь государствен- ным детским садам в районе расселения их работников.

Во время реформы из всех объектов социальной сферы местные власти охотнее всего брали на свой баланс детские сады, и значи- тельная часть предприятий этим воспользовалась. Hапример, упомя- нутое выше АО "Фатекс" в г. Фатеж Ивановской обл. передало бес- платно городским властям 9 детских садов (балансовая стоимость каждого здания составляла 1-1,5 млрд. руб.) со всем их оборудова- нием и материальными ценностями. Из обследованных в 1995 г. пред- приятий 22,5% в прошлом имели детские сады, а теперь не имеют. Причина такой охотной приватизации состояла в том, что, вопреки президентскому "Указу о сохранении функционального назначения объектов социальной сферы при приватизации промышленных предприя- тий", детские сады продавались в частные руки, поскольку их удоб- ное местоположение и структура зданий позволяли приспособить их под доходные рестораны, магазины и т.п.

Принадлежащие предприятиям детские учреждения обслуживают всех жителей окружающего их микрорайона, а не только детей работ- ников. В советское время 87% расходов по содержанию ребенка в детских дошкольных учреждениях оплачивалось из бюджета государ- ством, остальное - родителями. Поэтому финансовых затруднений у предприятий при обслуживании "чужих" жителей города их детскими садами не возникало. В настоящее время положение резко измени- лось, и детские сады вынуждены взимать за пребывание детей сущес- твенную плату.

Hа конец 1995 г. она в среднем по России составляла в муни- ципальных детских садах 2638 руб. в день, а в ведомственных 3080 руб. (средняя зарплата составляла в том году 472 тыс. руб. в ме- сяц). В условиях, когда зарплата родителям не выплачивалась по нескольку месяцев, оплатить пребывание ребенка в саду станови- лось трудной проблемой. В этой ситуации предприятия перешли на оказание целевой помощи своим работникам: 63,4% обследованных предприятий оплачивали своим работникам услуги детских садов.

В целом, поведение предприятий после приватизации в отноше- нии детских дошкольных учреждений как особого уклада взаимоотно- шения предприятия с работниками позволяет предположить, что со- циальные и культурные стереотипы работников и даже администрации и владельцев предприятий в отношении данного социального институ- та в ходе реформы в принципе не изменились. Пока что произошло "сжатие" системы детских садов, вызванное экономическими причина- ми, но не их ликвидация. При изменении общей ситуации в России следует ожидать, скорее, возрождения системы детских дошкольных учреждений советского типа с участием предприятий, нежели тран- сформации их в коммерческие службы, предоставляющие услуги на ры- ночной основе по западному образцу.

{1} Приношу глубокую благодарность представителям администрации и профосюзным работникам, предоставившим мне информацию, а также многолетнему собственному корреспонденту газеты "Советская Рос- сия" по Ивановской области Л.В.Гладышевой.

{2} Да и на самом Западе "свободная конкуренция" все в большей степени становится идеологическим мифом. Она все больше и больше вытесняется кооперацией, координацией и планированием больших производственных систем, а на бытовом уровне - возрождением раз- ных механизмов общинности ("коммунитаризм"). ===== Cut ===== щ

[2:5020/794.882] [grafsky@yandex.ru]

--- Terminate 5.00/Pro * Origin: Moderator of SU.POL and SU.SOCIAL.GROWTH (2:5020/794.882)

назадУказатель рубрикивперед