04.06.2002
Alexander Grafsky, 2:5020/794.882
Тема: СЦ2 глава 5 6/6
щ
===== Cut ===== мые кровавые командиры офицерских полков, которые при отходе в Китай на перевале убивали своих жен и невест - и те напоследок старались чем-то помочь школам, будущему России.
Что же мы видим сейчас? "Реформаторы" и принявшие их сторо- ну учителя бьют по самым уязвимым точкам детской души, как будто в какой-то лаборатории изучили эти точки. А ведь те, кто не хо- чет быть их сообщником, мог бы сильно ослабить удар - словом, лаской, авторитетом. Определить, какие точки детской души надо защищать, просто - надо внимательно посмотреть, куда бьют, ибо бьет рука мастера. Выскажу самые общие соображения. Ребенок в своем развитии повторяет путь человечества, его мироощущение ор- ганично, оно еще не сформировано идеологией, в нем сильнее зву- чат инстинкты, определившие эволюцию человека. Это, прежде всего, инстинкты антирыночные - солидарности и равенства. Сегодня из идеологических соображений эти принципы в глазах ребенка старают- ся опорочить - да еще с помощью учителя. Возникает тяжелый кон- фликт между инстинктивной сущностью и тем, что внедряется в соз- нание. Hадо, видите ли, приучать ребенка к рынку. Я уж не говорю о том, что социальное расслоение в самой детской среде восприни- мается очень болезненно. А тут еще, чтобы усугубить дело, отмени- ли школьную форму - огромное достижение школьной культуры. Форма устраняет социальные различия, делает соучеников братством, а не конкурентами, выставляющими напоказ свой экономический уровень.
У.Бронфенбреннер в своей книге периодически подчеркивает это свойство советской школы - соединять школьников разных возрастов и взрослых в подобие семьи. В этом он видит общее свойство имен- но советского общества. Уже в первой главе он пишет: "Особен- ность, свойственная советскому воспитанию - готовность посторон- них лиц принимать на себя роль матери. Эта черта характерна не только для родственников семьи, нои для людей совершенно посто- ронних. Hа улице прохожие запросто заводят знакомство с детьми, и дети (и, как ни странно, сопровождающие их взрослые) тут же при- нимаются называть этих посторонних людей "дядями" и "тетями".
Роль воспитателей охотно берут на себя не только старшие. Подростки обоих полов проявляют к маленьким детям живейший инте- рес и обращаются с ними до такой степени умело и ласково, что жи- телям Запада приходится только удивляться. Вот что однажды прои- зошло с нами на московской улице. Hаш младший сын - ему тогда бы- ло четыре года - бойко шагал впереди нас, а навстречу двигалась компания подростков. Один из них, заметив Стиви, раскрыл объятия и, воскликнув: "Ай да малыш!" - поднял его на руки, прижал к се- бе, звучно расцеловал и передал другим; те совершили над ребен- ком точно такой же "обряд", а потом закружились в веселом дет- ском танце, осыпая Стиви нежными словами и глядя на него с лю- бовью. Подобное поведение американского подростка вызвало бы у его родителей беспокойство, и они наверняка бы обратились за со- ветом к психиатру".
Важнейшее условие душевного здоровья ребенка - чувство на- дежности. Сегодня оно подорвано в большинстве семей. Что озна- чает в ситуации кризиса отказ от принципа единой школы? Жестокое указание детям их места в социальной лестнице. Это указание преу- величивается в уме ребенка, что бьет по душе всех - и тех, кто вдруг ощущает себя богатым (ходит в дорогой колледж), и тех, кто узнает, что такой роскоши его семья позволить себе не может (он должен учиться в "школе для бедных").
А тут еще пресса ежедневно обещает массовую безработицу. Знает ли учитель, как уберечь ребенка от этого стресса? Знает ли он, что главный удар безработица наносит не по взрослому челове- ку - он уже защищен опытом и разумом - а по его детям? Когда че- ловек теряет работу, первой жертвой становится его сын-подросток. Он пополняет ряды наркоманов и преступников, даже если мате- риальных лишений семья еще не ощущает. Это - один из важнейших выводов многолетних исследований безработицы в США. Готова ли на- ша школа к тому, чтобы морально помочь детям завтрашних безработ- ных? Похоже, что не только не готова, а и сама становится инстру- ментом раскола и страданий в среде детей и подростков.
А ведь учительство пошло на этом пути дальше - оно молчали- во согласилось с тем, чтобы школьное образование перестало быть всеобщим. Без шума у нации отняли огромное завоевание, сразу от- бросив Россию в разряд быстро отстающих стран. И никакими эконо- мическими соображениями это оправдать невозможно - вложения в квалификацию рабочей силы везде и всегда являются самыми рента- бельными. Hо дело и не в экономике. Сегодня, в отличие, скажем, от начала века, отлучение от образования есть выбрасывание из об- щества. А переход к платному образованию есть неминуемое отлуче- ние от него значительной части подростков. Тем самым сразу отбра- сывается, как ненужная тряпка, миф о демократическом "обществе равных стартовых возможностей".
Что же стоит за планом вытеснения из общества, превращения в маргиналов значительной части молодежи? Ведь известно, что эта молодежь не пойдет на рынок труда "по дешевке". Она озлобляется и начинает "войну всех против всех" доступными средствами - через преступность, или уходит в наркоманию. Зачем же это делается? Ведь в сотни раз дешевле дать человеку образование, чем защищать общество от него, ставшего волком. Разумная причина проста - и опять-таки вскрыта социологами западного общества. Эти озлоблен- ные подростки и юноши выполняют двоякую роль. Во-первых, они, как хищники, сплачивают стадо "благополучных" обывателей вокруг пас- тухагосударства, которое их охраняет. Угроза насилия "маргиналов" даже специально преувеличивается средствами прессы и искусства (вспомните типичные американские фильмы). Во-вторых, из этих вол- чат, самых бедных и неграмотных, рекрутируются и натаскиваются безжалостные репрессивные силы режима, способные на любое звер- ство против людей своей страны - раз эти люди более благополучны, им надо мстить. А в России, видимо, таких рекрутов нужны будут сотни тысяч.
У.Бронфенбреннер подчеркивает, что эффективные методы успеш- ной социализации детей, принятые в советской школе не являются чем-то неведомым, они прекрасно известны западной психологичес- кой науке. Дело в общественном строе, который предопределяет воз- можность или невозможность их применения в практике. Раздел своей книги об американской школе он заключает маленьким резюме "Еще раз о советском воспитании". Он пишет:
"Мы завершили анализ важнейших факторов, влияющих на поведе- ние и развитие детей. Исходя из полученной перспективы представ- ляется целесообразным вновь коротко остановиться на советских ме- тодах воспитания и рассмотреть их в свете тех принципов педагоги- ческого вмешательства, которые мы сформулировали. При этом нельзя не подчеркнуть, насколько широко осуществляются эти принципы в практике советского воспитания. Забота о питании и здоровье бере- менных женщин и новорожденных, применение в значительных масшта- бах моделирования позитивного поведения, массовое привлечение подростков и взрослых к работе с детьми младшего возраста, созна- тельное использование влияния коллектива при подкреплении жела- тельного поведения, воспитание даже у маленьких детей чувства от- ветственности во имя общих целей класса, школы и района - вот та педагогическая стратегия, которая представляется наиболее эффек- тивной с точки зрения воздействия на процесс социализации ребенка.
Обращает на себя внимание тот факт, что большинство исследо- ваний, которые мы использовали для обоснования наших принципов, было проведено на Западе. Изучая интересовавшие нас вопросы, мы пришли к выводу, что социальная психология получила в Советском Союзе статус узаконенной дисциплины лишь в конце пятидесятых го- дов, а систематические экспериментальные исследования в этой об- ласти стали появляться еще позже. Таким образом, мы столкнулись с парадоксом: принципы, которые ученые на Западе исследовали и в значительной степени ограничили стенами лабораторий, русские от- крыли и применили в национальном масштабе".
Да, советские русские применяли эти принципы, выработанные русской культурой, в масштабе всей многонациональной страны - а "новые русские" и пошедшие к ним в услужение антисоветские интел- лектуалы сегодня выкорчевывают эти принципы под апатичные взгля- ды молодых родителей.
{1} У.Бронфенбреннер приезжал в СССР для проведения своих иссле- дований с 1960 по 1967 г. После этого он был одним из авторов большого проекта, имевшего целью внедрить в школьную практику США некоторые советские методы обучения и воспитания. Его книга, из- данная в СССР в 1976 г., вышла в США в 1970 г.
{2} Школьная система США отличается от европейской, которая опи- сана в книге французских социологов, тем, что в США резко уменьшена элитарная школа ("А") - так что почти все дети прохо- дят массовую школу, а разделение перенесено на уровень высшего образования. Тем не менее, судя по литературе, элитарные закры- тые школы и в США играют важную роль в подготовке кадров высшей элиты страны. Таким образом, в принципе и американская школа соответствует модели "школы капиталистического общества",
{3} Одно испанское издательство заключило со мной контракт на пе- ревод этих книг. Две из них ("Алгебра" и "Анализ бесконечно ма- лых") я перевел. И хотя это была трудная работа - пришлось вновь освоить сложные разделы математики, это было счастливое время. Какое мощное методологическое чувство! Великий труд. В Испании я попросил моего друга поправить стиль - он работал в университете и одновременно преподавателем в школе. Он был поражен, как заме- чательно объяснил Л.С.Понтрягин сложнейшие вопросы. ===== Cut ===== щ
[2:5020/794.882] [grafsky@yandex.ru]
--- Terminate 5.00/Pro * Origin: Moderator of SU.POL and SU.SOCIAL.GROWTH (2:5020/794.882)
назад | Указатель рубрики | вперед |