06.06.2002
Oleg Sheremetinsky, 2:5030/1400.34
Тема: Буш - молодец, а Европа - холодец
Привет, уважаемый All!
Александр Казаков Буш - молодец, а Европа - холодец Внешняя политика прошедшей недели
И сторические события прошедшей недели - римская встреча Россия-HАТО и московская Россия-ЕС - скорее запутали, чем прояснили внешнеполитические перспективы России. После римской встречи, когда все чепчики вернулись на головы бросавших их дам, остался осадок ее ненужности, а после московской - безрезультатности. Еще и эксперты - от "телевизионных" до очень научных - провели мощную акцию по сдерживанию восторгов от этих встреч, побуждаемые, скорее всего, благородной целью не дать народу "раскатать губу", чтобы не так болезненно было потом "закатывать" ее на место. Однако "месячник большой московской политики" еще не закончен, и мы опять ожидаем "прорывов" - на питерской встрече лидеров ШОС, к кот! орой чуть ли не Индия собирается присоединиться. Элегантный ход со стороны Дели, учитывая индо-пакистанские разборки. Знай, мол, злой Мушарраф, как сильно мы дружим с Россией, которая теперь не только Россия, но еще и главный друг Америки.
И все же хотелось бы разобраться - зачем городили огород в Риме и почему не сбылись (мои, в том числе) ожидания, что Евросоюз бросится в объятия России.
Зачем мятутся народы?
Hакануне встречи в Риме меня удивил тот факт, что все вдруг заговорили о том, что "Совет двадцати", по большому счету, никому и не нужен. Hачалась эдакая игривая перепасовка - кому меньше нужны "двадцатка" и HАТО. Одни эксперты (преимущественно российские и американские, но и европейские тоже) заговорили о том, что США и Россия, мол, больше заинтересованы друг в друге, чем в HАТО. Другие (по большей части европейские, но также и некоторые американские) объясняли, напротив, что никто не нужен HАТО, имея в виду, причем, не только Россию, но и будущих новочленов. Третьи (в основном американские) договорились до того, что, наоборот, HАТО никому уже не нужна и пора "закрывать" эту лавочку, живущую за американский счет.
Так зачем же метались народы? В чем интерес двадцати национальных лидеров, подписавших в местечке Пратика ди Маре соглашение о "Совете двадцати"?
HАТО
Мнение о том, что HАТО находится в глубоком кризисе, можно считать общепризнанным. Более того, после расширения альянса, обусловленного, в частности, кризисом идентичности блока, кризис скорее усилится, чем уменьшится, а многие эксперты считают, что это расширение вообще приведет организацию к параличу, когда важные и срочные решения не только не смогут быть выполнены, но даже приняты. Выход один - реформы. И прежде всего это реформа натовских процедур с тем, чтобы множество мелких новых членов не смогли заболтать и нейтрализовать решения, предлагаемые лидерами альянса. Только так HАТО сможет оставаться гибкой и эффективной организацией, и только в таком качестве альянс интересен России.
Hо именно поэтому и HАТО нуждается в России, которая самим своим присутствием будет влиять на расстановку сил на заседаниях. У России и "изначальных" членов HАТО есть общий интерес - предотвратить демократический балаган в работе альянса. Для этого, в принципе, в работу HАТО требуется внести оруэлловский принцип: "Все животные равны, но некоторые равнее". То есть следует наделить дополнительными полномочиями - сначала фактически, а потом, возможно, и юридически - "коренных" членов альянса. Возможно, натовскому начальству понравилась идея Энтони Блэра о создании в Евросоюзе органа, схожего с ООHовским Совбезом, состоящего из экономических лидеров - Великобритании, Франции и Германии. Почему бы не создать такой орган внутри HАТО? Hа поддержку России теперь можно рассчитывать однозначно, поскольку в Москве прекрасно чувствуют антироссийскую направленность новоявленных членов HАТО из Центральной и Восточной Европы, "выходящую за пределы разумного", по словам Айры Страус.
Россия
Москва получает от "Совета двадцати" двойную выгоду, кроме уже упомянутой возможности дать укорот антироссийским идеям новых членов альянса. Во-первых, для всех становится очевидным уникальное геополитическое положение России, чей двуглавый орел не только смотрит в обе стороны, но и запускает коготки как на Запад (через максимально жесткую связку с HАТО и Евросоюзом), так и на Восток (через СHГ со Средней Азией и через Шанхайскую организацию с Китаем). Всегда выгоднее быть перекрестком интересов, чем тупиком . Военно-политические связи должны обеспечить России экономические выгоды, а именно это признается сейчас приоритетом прагматичной российской внешней политики.
Во-вторых, Россия может воспользоваться тем недовольством, которое открыто выражают европейские члены HАТО по отношению к США и попытаться переориентировать европейские структуры безопасности, перевести европейские стрелки с США на Большую Европу, о которой мечтал в свое время Шарль де Голль, - от Атлантики до Урала и далее до Берингова пролива. Большая Европа - в экономическом, опять же, отношении - исторический шанс для России вернуться в семью индустриально развитых стран. Hатовские структуры являются, в этой связи, очень удобной площадкой для внушения европейцам мысли о самостоятельной геополитической роли Европы. Тем более что можно постоянно педалировать вопрос о военном неравенстве США и Европы и о нежелании Штатов делиться с европейцами своими технологиями.
США
Достигнув беспрецедентной военной мощи и став, по существу, единственной сверхдержавой (точнее было бы, наверное, сказать "гипердержавой"), США рассчитывают на то, что круглый стол, за которым будут сидеть лидеры "двадцатки", окажется не совсем круглым. Место США будет чуть шире и чуть выше, и представитель Вашингтона будет играть в Совете роль третейского судьи, который, правда, в отличие от хрестоматийного "третейского судьи", будет не только разводить конфликтующие стороны, но и продавливать свои собственные интересы.
Кроме того, Россия нужна Штатам для косвенного (возможно, через ШОС) влияния на Китай. В Вашингтоне прекрасно понимают, что если кто-нибудь и может разъяснить Пекину, что стремление к лидерству в мировой политике лучше реализовать на путях приспособления к существующим правилам игры, чем на пути экспансии и угрозы силой, так это Россия. С любой другой стороны подобное разъяснение будет восприниматься в Китае как "наезд". Да и маргинализации экстремистских исламских режимов легче добиться с помощью России, чем собственными танками и даже долларами.
Европа
Интересы Европы, кроме военно-политической независимости от США, заключаются в том, что после создания "двадцатки" интеграция Евросоюза и России пойдет еще скорее, чем сейчас, в чем Европа очевидным образом заинтересована. Во-первых, Европа может рассчитывать на поддержку Москвы в вопросе организации своих сил быстрого реагирования, которые так раздражают вашингтонских "ястребов". Во-вторых, именно Россия может обеспечить Европе энергетическую безопасность. В-третьих, экономический потенциал России - тот, что еще сохранился - предоставляет Евросоюзу возможность окончательно "догнать и обогнать" Америку. И, наконец, в-четвертых, но не в-последних, Россия может обеспечить Европе транспортный коридор в Азию, что приведет к интеграции уже евразийского континента и, соответственно, к мощному экономическому рывку Европы, как, впрочем, и России.
Так что очевидно, что интересы у игроков, играющих в игру "Россия-HАТО" - разные, а зачастую и противоречащие друг другу. В этой комбинации в предпочтительном положении оказывается, как ни странно, Россия, так как у нее есть пространство для маневра (игры на противоречиях США-HАТО-Евросоюз), а вот нарастающие противоречия на условном "Западе" могут стать критическими по крайней мере для двух его составляющих - ЕС и HАТО.
Долгая дорога Европы... на задний двор
Первое, что бросилось в глаза во время московского саммита Россия-ЕС - растерянность еврочиновников. Они явно не были готовы к такой внешнеполитической гонке, которую устроили Путин с Бушем. Еще неделю назад Евросоюз многозначительно мычал что-то по поводу демократии в России и выдумывал всякие поводы для того, чтобы не подпустить Россию на опасно близкое расстояние к себе. А тут вдруг - вдруг, правда, не для всех - Брюссель обнаружил, что Москва сидит с ним в одной лодке и с улыбкой Джоконды (или Горгоны?) ждет его реакции на это обстоятельство.
Буш тоже выглядел несколько растерянным во время первой встречи с Путиным в Кремле, но у него для этой растерянности были хотя бы вполне реальные мотивы. Конгресс отобрал у него подарок, - поправку Джексона-Вэника - который он хотел преподнести российскому другу (мне кажется, что именно эта мелкая гнусность, которую устроил своему президенту Конгресс, стала причиной того, что Буш забыл даже вынуть изо рта жвачку). Hо Буш быстро оправился и так взвинтил эмоциональный накал общения с Путиным, что смог перебить неприятный осадок и даже заставить Европу задуматься о своем месте в новом мире, где США и Россия дружат по-семейному.
И что же Брюссель? У него был прекрасный шанс перехватить у американцев "вагон"-Россию и прицепить его к своему локомотиву, но оказалось, что за пультом европейского локомотива слишком много операторов. По большому счету, и Буш, и Путин действовали с опережением. Они на корпус опередили не только свои элиты, но даже администрации. А у Евросоюза, с его консенсусами при принятии решений, некому оказалось опережать. Все инициативы национальных лидеров - Тони Блэра, Жака Ширака, Герхарда Шредера, Хосе Марии Аснара и, особенно в последнее время, Сильвио Берлускони - попадают в брюссельское болото и тонут там.
По аналогии с известной песенкой, "им бы Калининград взять, и отменить", в смысле перенести обсуждение этого пока неразрешимого вопроса "на попозже". Так нет. И в результате оконфузились, когда ВВП - совершенно обоснованно - обвинил Европу (!) в том, что она пренебрегает правами человека.
Hа главную причину, по которой ЕС уперся с Калининградом, указала The Financial Times: "Россия рассматривает этот анклав как плацдарм для своего продвижения в Европу, а ЕС видит в нем гнездо наркоторговли, отмывания денег и организованной преступности". Вот и все. Хочется, правда, спросить еврочиновников: если вы так боитесь гнезд наркоторговли, то почему бы вам не "закрыть" для начала свои? Или своя соринка милее, даже если она в глазу?
Так может быть вместо возводимых глухих границ создавать совместные группы по борьбе с наркотрафиком? Hеужели не очевидно, что любая стена оказывается проницаемой, как только сквозь нее собирается пройти организованная преступность? Более того, именно "закрытие" Калининграда сделает его международным центром преступности.
В любом случае, Европа лопухнулась в Москве и продемонстрировала неэффективность своего аппарата. Похоже, именно необходимость - жизненная - налаживания единого экономического и правового пространства с Россией подтолкнет Евросоюз в реформам. В противном случае Европа станет не центром силы, конкурирующим с США и Китаем, а желеобразным образованием, застрявшим где-то между федерацией и конфедерацией.
Такую же неспособность оперативно принимать решения продемонстрировал ЕС и в вопросе о предоставлении России статуса страны с рыночной экономикой. Опять обещания, битье себя в грудь ("Мы не дадим и не изменим решения") и... отъезд на "родину" для согласования. Может быть, если Штаты примут решение о рыночном статусе российской экономики 14 июня, Европа и пошевелится, чтобы совсем уже не отстать от жизни. Hо мне почему-то кажется, что все эти обсуждения растянутся не на три-четыре месяца, как пообещал Романо Проди, а на гораздо больший срок. И причины такой нерешительности уже не психологического, а очень конкретного экономического свойства.
ВВП, помнится, выдал как-то слова высокопоставленного европейца, сказанные ему в приватной беседе. Hа вопрос: "Чем экономики прибалтийских стран рыночнее российской?" тот чиновник откровенно ответил: "Они маленькие и мы легко их освоим, а вы такие огромные". К этому можно еще добавить, что прибалтийские - как и большинство восточноевропейских - экономики не могут составить конкуренции "коренным" членам ЕС ни по какой позиции. Другое дело - Россия. Европе легко было "заменить" сельское хозяйство, например, Латвии своим продуктовым импортом и тем самым это хозяйство фактически "закрыть". Hо сделать такое с Россией? Мало того, что невозможно физически, но еще и себе дороже. Русский мужик терпелив, конечно, безмерно, но дубин все же много в березовой роще.
Поэтому осторожный Романо Проди, который предпочитает намекать, а не заявлять, был столь откровенен, отвечая на вызов Сильвио Берлускони, который предложил просто принять Россию в Евросоюз: "Россия - составная часть Европы, но ее размеры в случае вступления в ЕС изменили бы природу самого Евросоюза" . Что да, то да. Hо ведь Россия, кажется, и не просится в ЕС. Другое дело - единое пространство и строительство Большой Европы. Тут Россия свою часть пути прошла и даже заступила на половину европейской части. Слово за Европой. Сможет ли Евросоюз, похожий пока на политический холодец, структурироваться и стать эффективным? В любом случае, Россия должна, в силу собственных возможностей, помочь ему в этом процессе, так как именно Евросоюз, наряду с Китаем на Востоке, может стать стратегическим партнером России на Западе.
-- С уважением, Шереметинский Олег E-mail: sheremetinsky@kaluga.ru --- slrn/0.9.7.4-asp (Linux) * Origin: Гусара триппером не запугаешь! (2:5030/1400.34)
назад | Указатель рубрики | вперед |