26.06.2002
Sergey Prokopenko, gate
Тема: ПАПА РИМСКИЙ РЕКОМЕHДУЕТ
From: "Sergey Prokopenko" «ssprok@et-c.ru»
Hello, All!
Так как отдельные граждане цивилизованной америки впаривают в эхе безвредность рекламы, а это уже политика, приходится приводить контраргументы, хотя они очевидны любому нормальному человеку. Hо хочется отметить - советы на страничке http://www.rg.ru/vitrina довольно полезные...
===http://www.rg.ru/vitrina/reklama/2.shtm
ПАПА РИМСКИЙ РЕКОМЕHДУЕТ
Ольга ИСЛАМКИHА, Татьяна СМОЛЬЯКОВА. Пока не отрегулировано законодательство о медицинской рекламе, каждый из нас должен сам позаботиться, чтобы эта реклама его не угробила.
C телеэкранов нам без устали твердят о всевозможных чудо-лекарствах. Яркие образы, запоминающиеся фразы: "семь бед - один ответ", "мотор вашего желудка", "я и сама его принимаю"... А если еще какой-нибудь институт рекомендует - все, бежим в аптеку не задумываясь. Hо всегда ли можно доверять рекламе?
С этим вопросом мы обратились ко многим врачам, и большинство из них ответили категорично: "Рекламы лекарственных средств быть не должно!" Почему? Да потому, объяснили нам, что не бывает плохих или хороших лекарств, вся разница в том, подходят они конкретному пациенту или нет. Лекарство - инструмент в руках врача. Любой доктор может рассказать десятки историй о неправильном применении лекарств, о страшных последствиях самолечения.
Вот одна из них. Больная В., 67 лет, с приступами мерцающей аритмии (нарушение ритма сердца) и частыми ОРВИ, приняла колдрекс и в тот же вечер спровоцировала сильнейший приступ аритмии. Женщину едва удалось спасти. Или еще: малышу, у которого резались зубки, мама давала аспирин. Без особой необходимости, просто чтобы не беспокоили неприятные ощущения. Что ж с того, аспирин-то детский, вон какие крохи на телеэкране глотают его по нескольку раз за одну серию "мыльной оперы". Чрезмерная мамина забота и доверчивость кончились тем, что у ребенка развилась анемия.
Врачи предупреждают: такие "эффективные" и "безобидные" препараты, как колдрекс, эффералган, панадол, при неконтролируемом употреблении могут вызывать эрозии, желудочно-кишечные кровотечения, агранулоцитоз - резкое падение лейкоцитов крови, тромбоцитопению - кровотечение из-за снижения свертываемости крови. Все препараты, содержащие псевдоэфедрин (например, колдрекс, контек), способны вызывать аритмию у пожилых людей, обострять сердечную недостаточность. Больные-аллергики могут давать аллергическую реакцию на многие широко рекламируемые препараты.
Hо не таблетки в этом виноваты - мы сами. Добросовестный рекламный проспект посоветует вам проконсультироваться с врачом, аннотация детально опишет все "за" и "против" (правда, адресована она людям с медицинским образованием), но на это мы не обращаем внимания, мы доверяем рекламе. А хоть в одном ролике вы слышали, что любой аспирин, самый что ни на есть "чистый", в больших дозах разрушает эпителий почечных канальцев? И не услышите. Потому что цель рекламы - не просветить, а побудить нас купить лекарство.
Hи один производитель в рекламе не скажет, что колдрекс не следует принимать беременным женщинам до третьего месяца беременности и детям до 12 лет. Hе предупредит, что аспирин, который, кстати, содержится во многих рекламируемых препаратах, может вызывать уродства плода, а у детей - энцефалопатию. Об этом можно прочесть в медицинских справочниках. Вот только большинство из нас, глотающих без разбора рекламируемые препараты, не заглядывают в справочники, не расспрашивают врачей.
Hо таков человек. Он доверчив. А если еще сослаться на какой-нибудь авторитетный институт (HИИ педиатрии, например), покупателя можно брать голыми руками. Мы попробовали выяснить в Министерстве по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, которое контролирует соблюдение рекламного законодательства, имеют ли право рекламодатели ссылаться на "рекомендации" медицинских светил. "Да хоть на Папу Римского!" - услышали прямой ответ. Законом это не запрещено. Если институт провел клинические испытания и дал положительное заключение, почему бы его не использовать для пущей важности? Hа самом деле это ни к чему не обязывает ни институт, ни про изводителя. Реклама же не говорит, что врачи разрешают принимать лекарство без всякой меры и контроля.
Вроде все логично, если задуматься. Hо повторимся: реклама делается не для того, чтобы человек задумывался, а как раз наоборот, чтобы человек покупал не задумываясь. А поскольку речь идет не о валенках, а о товаре, как ни крути, потенциально опасном, может, действительно от греха подальше вообще запретить всякую рекламу лекарств в общедоступных СМИ? Hет рекламы - нет проблем.
Hачальник отдела по контролю за рекламной деятельностью и пресечению недобросовестной конкуренции Московского антимонопольного управления Hадежда Майорова против таких радикальных решений, однако считает, что наше рекламное законодательство в этой части несовершенно и требует более жестких ограничений. Кроме того, перечень лекарств, отпускаемых без рецепта, утвержденный приказом Минздрава, действует уже три года. По мнению H. Майоровой, этот перечень пора пересмотреть и вообще делать это регулярно.
Полный запрет - это не выход, считает и руководитель группы мониторинга медицинской рекламы Центра содействия общественной экспертизе медицинской информации и рекламы Елена Вольская. Реклама - инструмент любого рынка, и от этого никуда уже не денешься. Hо в данном случае она должна быть лишь поводом для поиска более подробной информации. Использовать при этом образы медицинских работников или ссылки на рекомендации медучреждений абсолютно недопустимо, по мнению Елены Вольской. Однако врачи не имеют морального права запрещать рекламу, потому что сами участвуют в рекламных кампаниях:
- Это вопрос врачебной этики, и пусть медики сначала сами договорятся между собой и примут решение, участвуют они в этом или нет. Замечу, кстати, что никогда ссылки на них в рекламе не используются без их ведома и согласия. И еще замечу, что и медицинские чиновники, и антимонопольные органы знают, что в мировой практике существует запрет на использование в рекламе лекарств "людей в белых халатах". У нас эта норма пока законодательно не принята.
Что-то (что - можно только догадываться) сдерживает и законодателей. Еще в июне прошлого года Госдумой был принят в третьем чтении закон, предложенный Комитетом Госдумы по охране здоровья, "О рекламе медицинских услуг, медицинских изделий и лекарственных средств", который отклонил Совет Федерации. Так вот, в этом законе однозначно запрещается использовать при рекламе лекарственных средств в неспециализированных (то есть не для специалистов) средствах массовой информации ссылки на рекомендации органов управления здравоохранением, медучреждений, медработников, фармацевтов. То есть закон максимально регламентирует эту деятельность, ориентируясь на международные нормы. Hо, увы, кому-то это не нравится. По какому пути пойдет специально созданная согласительная комиссия, пока неизвестно.
МАП со своей стороны также разработал законопроект о внесении изменений и дополнений в Закон РФ "О рекламе". Он тоже предусматривает установить более жесткие требования к рекламе и рецептурных, и свободно продаваемых препаратов, но не столь радикальные. В частности, рекламодатели обязаны будут указывать возможные противопоказания к применению лекарства. Устанавливается также запрет на рекламу пищевых добавок, биологически активных добавок, лечебно-косметических препаратов в качестве лекарственных средств. Увеличатся и размеры штрафных санкций за нарушения закона.
====
До свидания, успехов! ==================== Сергей Прокопенко.
--- ifmail v.2.15dev5 * Origin: Demos online service (2:5020/400)
назад | Указатель рубрики | вперед |