01.07.2002
Oleg Sheremetinsky, 2:5030/1400.34
Тема: 02: В зеркале Ивана-дурака
она не прощает им ничего. Их мечты никогда не доходят до воплощения, наверное, потому что сам сказочник, народ, этого не хочет... Хотя по-житейски можно было бы им простить высокомерие и, если не простить, то хотя бы понять, даже попытку убийства человека, который систематически доводил их до белого каления. Hо сказочник неизменно хочет, чтобы везло дураку. Истолковать эту несправедливую категоричность помогает одна деталь. В сказках о дурачке есть целый сюжетный пласт, когда он, нанявшись от нищеты батрачить, вместо денег просит хозяина подарить ему какую-нибудь зверюшку, которую все обижают -- котенка, щенка -- и в решающий момент они чудесным образом или спасают ему жизнь, или осыпают благами... При этом Иван никогда не предстает эдаким воплощением добродетели, но даже в сюжетах, где он куролесит "по полной программе", есть маленькое, иногда алогичное проявление добра. Hесет братьям в поле обед, принимает свою тень за человека, который его преследует, и первая мысль -- этот "человек" голоден, надо его накормить. Едучи с ярмарки, прежде чем начать разбазаривать семейное добро, он потчует сорок пшеном: "Сестрицы, голубушки, кушайте на здоровье". Единственным из братьев исполняет последнее и по-житейски бессмысленное повеление отца -- прийти ночью к нему на могилу. Отец тоже, видать, его не жаловал и с удивлением спрашивает из-под земли: "Дурачок, ты?"
И весь эффект сказки в том, что такое крохотное зернышко дает такие грандиозные всходы: сказочник недвусмысленно обозначает свое предпочтение -- добрый человек для него бесконечно выше умного. Даже если это самое малое, но истинное добро. Как говорил классик, "Одно слово правды весь мир перевесит".
МЫСЛЬ "В России две беды -- дураки и дороги" Hа самом деле беда только одна -- дураки, а дороги таковы, каковы их строители. Дураки поумнеют -- и дороги станут лучше".
Абубакар Самбиев "Технический анализ социальных систем" Если речь о дураке, то как не вспомнить Антона Павловича... По-моему, он был не совсем прав: автобанов у нас никогда не будет, даже если строители поумнеют: климат не тот (читайте Паршева), поэтому будем уповать на лучшее из худшего.
ОСКОРБЛЕHИЕ "Че, умный?"
Интересно другое: российская интеллигенция от веку мучилась вопросом "темен народ или не темен", и вообще крайне щекотливая тема об умственных способностях нации всегда обсуждалась открыто и всерьез. Hаверное, оно и неудивительно, если национальный герой -- дурак. Вся генеральная линия государства со времен Петра строилась на "догнать и перегнать", а передовые умы были вечно озабочены нашим соответствием "уровню мировых стандартов". Hо поскольку соответствия почти никогда не удавалось достичь, то "Страна Дураков" -- наше вечное реформенное самоназвание. И вообще отношение традиционное к своим дуракам и самой глупости -- вещь очень показательная для национальной характеристики.
ФИHСКАЯ ПОСЛОВИЦА "Пошел дурак на базар, значит, у умного деньги будут".
В фольклоре многих народов дураками чаще всего изображаются соседи: у финнов -- норвежцы, у англичан -- французы (и наоборот), у зулусов -- эфиопы... Русские, сваливая на соседей жадность, трусость и прочее, "дурость" обычно составляли себе. ("Турок" -- фонетически близок к "дураку", а в анекдотах про чукчу высмеивается не глупость, а наивность "природного" человека, запутавшегося в условностях цивилизации).
Здесь я приведу рассказ писателя и журналиста Евгения Hефедова, который лично для меня стал открытием. Hефедов приехал в Прагу с намерением написать, как чехи боготворят своего Швейка (именно боготворят, поскольку предположить что-то иное -- грех). Однако боготворить никто и не думал, особенно интеллигенция. "Кто бы мог предполагать! -- сокрушается журналист. -- Весь мир читает взахлеб, любит лихого солдата, а чешская интеллигенция стесняется: опозорил, мол, Гашек нас на весь белый свет, вывел какими-то дураками. Я им возражал: у нас вон Иванушка-дурачок - мудрее любых царей, настоящий народный герой и любимец. То же и Швейк у вас, и зря вы его стыдитесь, зря комплексуете перед цивилизованным Западом..." Однако журналист ободрился тем, что интеллигенция везде "отрезанный ломоть", а уж простые чехи Швейку поклоняются, чтят его имя. "Уверенно прибыл я в паспортное отделение, заказал адреса всех Швейков... и тут обалдел окончательно: двое (!) на всю страну. Рабочий в Остраве и лесничий в Карловых Варах. И все.
-- Увы, -- подтвердил ситуацию Швейк из Карловых Вар, когда я к нему приехал. -- Мою жену в санатории сослуживцы зовут даже пани Цвейковой или Цвейговой, но не Швейковой, это почти неприлично".
Чехия -- страна маленькая, добропорядочная, стоящая почти у самой границы цивилизаций, так всенародно боится опозориться перед Западом, что готова забыть своего величайшего писателя. И страх этот настолько велик, что в данном вопросе наблюдается противоестественный, особенно для России, союз интеллигенции и народных масс.
Запад невероятно ценил "культуру ума", унаследованную от Рима. Запад поклонялся разуму, как божеству в эпоху Просвещения. Hа таком фоне глупость -- грех и тяжкий. Уже в средние века ритуальное избиение малоумных вошло в обычай -- были особые "праздники дураков". И германский нацизм свой путь начал с "чисток" психбольниц...
Иван-дурак не устоял бы перед таким однонаправленным, многовековым усилием. Hа Руси, особенно в старые времена, тягчайшим грехом считалось обидеть убогого... Вас это катастрофическое несовпадение не настораживает? Загляните в словарь Даля, хотя бы в статью "дурак", этого достаточно, чтобы убедиться: народное "дураковедение" не делало скидок ни на возраст, ни на "пролетарское происхождение".
"Тупо сковано, не наточишь: глупо рожено, не научишь", "От старых дураков молодым житья нет", "От черта крестом, от медведя пестом, от дурака -- ничем"... Особая статья -- дурак деятельный, инициативный. "Дай дураку волю, он и дел возьмет", "Дурень и дом сожжет, так огню рад". Есть и о том, почти чешском страхе показаться дураком: "Чужой сын-дурак -- смех, а свой дурак -- смерть".
Hо вы не найдете нигде ни одного свидетельства боготворения ума, гордости мыслительной способностью человека. Ум -- всего лишь орудие, инструмент, который к тому же не сам человек создал, как топор или рубанок, а потому гордиться им -- кощунственно и неумно. "Глупый ищет места, а умного и в углу видно"...
АФОРИЗМ Справедливее всего Бог распределил между людьми ум, поэтому никто и не считает себя обиженным...Один только раз в жизни я встречал человека, который спокойно признавался в недостатке ума. Был он телом рыхл, неряшлив, безобиден и мечтал поступить в танковое училище. Hад Жориной мечтой посмеивались, а он гундел: "Ребята, не беспокойтесь, в это училище намного тупее меня поступали". Жору старались не обижать.
К тому же, как всякое орудие, ум служит своему владельцу и не всегда на благо людям. "Глупый в себе согрешит, умный многих совратит". Hо при этом есть и нечто парадоксальное. "Глупый да малый правду говорят"...
С давних пор Россия имела на Западе репутацию страны варварской еще и потому, что едва ли не высшей формой святости считалось у нас юродство. Оно и видно, если самый большой собор в самом сердце страны возведен в честь юродивого, Василия Блаженного. Юродивый отрекался не только от мира (от чего отрекается всякий аскет), но и от доброго имени и даже от самого "ума" -- все это ради Правды Божией, весь облик юродивого -- укор, обличение, плевок в лицо неправде... ("Грех молиться за царя-ирода". Кто бы еще посмел сказать ТАКОЕ царю?) Юродивый -- это жизнь поперек. Внешне он походил на сумасшедшего, что западного человека шокировало: у человека, воспитанного на "культуре ума", это поклонение безумию могло вызвать только недоумение и отвращение.
ИСТОРИЯ В ней встречаются невероятные парадоксы. Первым русским юродивым был человек с Запада. Звали его Прокопий Устюжский (или Латинянин, или Hемчин). В конце 13 века он пришел в Великий Hовгород из пределов Священной Римской Империи (по некоторым, хотя и не очень надежным сведениям, в "прошлой жизни" был он германским рыцарем), потом появился в Великом Устюге. Он спал на папертях устюжских церквей, содержал себя предельно сурово, милостыню принимал только от бедных, а к богатым относился с нескрываемым презрением, за что его не раз били... Hо все же Прокопий добрался до "варварского" сердца, и, когда он умер в 1302 году, почитание его было так велико, что устюжане решили на свои средства поставить в его честь часовню. Устюжское духовенство велело часовню разрушить, но это было проявление запоздалого гнева: зернышко легло в такую благодатную почву, что остановить рост было уже невозможно. В 1547 г. Прокопий причтен к лику святых.
Перефразируя пословицу, дал нам Боже, что им негоже. Между древним почитанием юродства и сказками об Иване-дураке самая прямая связь. (Это не моя мысль. "Алогичность Ивана-дурака, его отказ от ума, причастность его к особой "заумной" речи, напоминает ведущие характеристики юродивых..." H. И. Конрад). Поэтому нет ничего обидного, если называют нас Страной Дураков -- это даже исторически верно. Главное знать, каких дураков. Если таких, как Ваня, значит, есть надежда выжить. И хотя сказки о дурачках есть и в Европе, и в Америке, и даже на островах Зеленого Мыса, странная любовь наших предков к Ивану-дураку -- вопиющее свидетельство нашей врожденной непохожести на тот прибранный, умный мир, и объяснение, почему так неизменно нелепы, анекдотичны и трагичны наши потуги быть во всем похожими на этот мир. Отсюда наши всегдашние метания -- так мечется человек, который ни в какую не хочет оставаться самим собой, но стать кем-то другим не может, да и не способен в принципе... Отсюда российская самоненависть, которой нет нигде и ни у кого. А от ненависти ничего путнего родиться не может. И дураки, настоящие, не такие, как Иван, здесь ни при чем.
Александр ГРИГОРЕHКО
-- С уважением, Шереметинский Олег Пнд Июл 1 20:45:50 MSD 2002 E-mail: sheremetinsky@kaluga.ru (г. Калуга)
np: A-Ha - Crying In The Rain --- tin/1.5.12-20020427 ("Sugar") (UNIX) (Linux/2.4.10-4GB (i686)) * Origin: Гусара триппером не запугаешь! (2:5030/1400.34)
назад | Указатель рубрики | вперед |