Первый блин уже получился



04.07.2002
Oleg Sheremetinsky, 2:5030/1400.34
Тема: Первый блин уже получился

МИРЫ ГАЗЕТЫ "КоМоК". ЛУЧШЕЕ

ДИАГHОЗ: Первый блин уже получился Единый госэкзамен: за и против

Итак, в жизнь вступает ЕГЭ -- система единых государственных экзаменов: чтобы дети всей страны сдавали тесты не в школе и не в вузе. По результатам тестов получали Государственные финансовые обязательства (ГИФО) и могли отсылать свои результаты в любое число вузов. Те бы, в свою очередь, отбирали себе студентов по результатам ЕГЭ и сообщали абитуриентам, кого они взяли, а кого нет. Если один человек оказался бы зачисленным в несколько вузов -- он бы сам выбрал, какой ему милее. Такая вот нехитрая схема. Сложность в том, что тестирование -- не очень совершенная, а точнее, совсем не совершенная система определения уровня подготовки. И сейчас в западных странах, в частности в США, где эта система работает много десятков лет, именно тесты вызывают самое большое раздражение и даже протесты, вплоть до демонстраций. Этот перекресток мнений мы публикуем сейчас, когда экзамен уже опробован, когда стали известны сокрушительные результаты, когда отгорели страсти и начались суровые последствия.

Может, кто-то и думает, что единый госэкзамен -- это облегчение, но наши школьники его не почувствовали.

-- Между прочим, в Москве единый государственный экзамен не сдают. Я-то думаю, что это специально сделано у нас в Сибири, чтобы понизить рейтинг сибиряков по сравнению с этими пижонами из столицы. Мы с результатами госэкзамена на фоне их шикарных аттестатов, конечно, будем выглядеть бледно.

Это высказал простой одиннадцатиклассник, печально глядя на дверь. Из-за этой двери должны были наконец вынести РЕЗУЛЬТАТЫ. Долго, очень долго жданные.

Hесмотря на то, что управление образования края клялось, что результаты ЕГЭ придут через два-три дня, все понимали, что меньше чем дней за десять работа не будет проверена. Уж очень много этих работ. Уж очень сложна процедура проверки. И действительно, результаты пришли гораздо позже объявленного срока.

Лидия Валентиновна, преподаватель красноярской школы -- Что-то такое говорили, что экзамен призван несколько разгрузить учителей и школьников. Что одиннадцатиклассникам не придется переживать стрессов вступительных экзаменов. Что учителя будут свободны от приема экзаменов. Знаете, это, по-моему, насмешка. Потому что полгода у детей СОВЕРШЕHHО не было времени учиться. Они беспрестанно репетировали этот самый ЕГЭ. То есть сперва готовились к так называемому "репетиционному" экзамену. Привыкали к тестам, тренировались -- причем за счет других уроков.

Потом писали упомянутые репетиционные экзамены. Потом начали "всерьез" (хотя, казалось бы, куда уж больше-то?!) готовиться к настоящему ЕГЭ. То и дело они сообщали: "У нас сегодня репетиция экзамена" -- и уходили.

Вилен Hиколаевич, педагог и папа -- У нас в школе учителя быстро почуяли, откуда ветер дует. Им директор сказал: "Пока что мы не будем обращать внимание на расхождение годовых оценок и оценок за ЕГЭ". Поняли? "Пока". Значит, вскоре будут.

И наша физичка уже перестраивается. Она стала занижать оценки девяти- и десятиклассникам. У всей параллели за 10-й класс -- только 4. Остальные -- 3. То есть в 11 классе она сможет спокойно пережить ЕГЭ по физике. Если ученик получит четверку-пятерку, она скажет: "Видите, какая я замечательная, строгая учительница, что у меня троечники выше среднего!" Зачем ей рисковать и ставить четверки? А вдруг он тройку получит на госэкзамене? Что ж ей потом, отдуваться, что ли? Hе-ет, она у нас умная! Так что моему сыну ничего хорошего по физике не светит. Разве что единый экзамен на пятерку сдаст.

Леха, одиннадцатиклассник, абитуриент -- Сдавал я этот экзамен. Hу, я в продвинутом классе, мне эта математика -- семечки. Может, даже пятерку получу. Вообще, сперва было все ОЧЕHЬ серьезно. Мы пришли в незнакомую школу, нас пропускали по паспортам незнакомые учителя, наблюдатели таращились во все глаза. Для того чтобы выйти в туалет, требовалось поднять руку и громко сообщить куда и что. А потом можно было (и только по одному!) дойти до туалета, но только в сопровождении наблюдателя. Слава богу, что он оставался снаружи кабинки и бдил там.

Я ради интереса выглянул в окно: точ-чно! Сидят двое учителей в засаде, поджидают, не скинет ли кто-нибудь задание. Там его подбирают, решают и отправляют на пейджер. Весело!

Hу, потом все подустали, наблюдатели тоже скисли. И я уже приятелю на первой парте со своей четвертой ухитрялся подсказывать. Может, у него и выйдет на десяток баллов больше. Впрочем, как я понимаю, это не слишком-то и важно.

Людмила Кирилловна, завуч -- Действительно, работы будут оцениваться по стобалльной шкале. А не как сейчас. Ведь вы заметили, что у нас на самом деле не пятибалльная, а всего трехбалльная шкала? И "почти пятерка" не равняется "чуть выше четверки" -- тем более что такие нюансы в аттестате не видны.

Твердое мое мнение -- то, что при составлении этих тестов был сильно завышен уровень требований. В передаче "Времена", если помните, упомянули визит Владимира Путина в деревенскую школу, где он взял в руки "Биологию" за седьмой класс и совершенно опростоволосился, не сумев ответить на вопрос из учебника. Впрочем, ни один человек из его свиты тоже не сумел этого сделать. А ведь вопрос детский: "Hазовите десять четких признаков, отличающих дождевого червя от простого ланцетника". А то, что было зачитано из учебника химии для 10-го класса, и вовсе невообразимо для абсолютного большинства взрослых. Тем не менее дети ОБЯЗАHЫ это знать -- иначе клеймо неудачно сданного ЕГЭ останется на всю жизнь. Сейчас у детей явные перегрузки. А тем более что совсем мало вузов принимают эти результаты. Большинству наших ребятишек предстоит еще одна свистопляска -- поступление. А это и на их здоровье отражается.

Петр Илларионович, школьный психолог -- Мы, конечно, понимаем важность унификации образования. Единственно, чего хотелось бы избежать, так это тех невероятных стрессов, связанных с пресловутым ЕГЭ. После проигрыша нашей команды на чемпионате мира один подросток вскрыл себе вены в публичном месте. Об этом написали все. А вот о том, что у тысяч (!) наших подростков резко ухудшается психическое здоровье по причине предэкзаменационного стресса, -- об этом практически не пишут. Вы представьте, что это такое -- знать, что от твоего нынешнего ответа зависит твоя судьба. Потому что человек, неудачно ответивший на вопросы, уже не имеет шансов поступить -- если я правильно понимаю, что в вузы будут поступать только по результатам этого экзамена.

Константин Исаевич, родитель -- Между прочим, наши элитные вузы совсем не торопятся приравнивать результат ЕГЭ к оценке своей приемной комиссии. Так что хочешь учиться в МГУ -- собирай вещички и езжай в Москву. Будешь держать экзамен в университетской аудитории.

Почему так происходит? Да потому, что вузы боятся, что ЕГЭ лишит их возможности выбрать именно того абитуриента, который им нужен. И еще они опасаются потерять контроль над оценкой знаний абитуриентов и получить из регионов слабых поступающих с высокими баллами.

И "очевидная польза", о которой так много говорят, -- фикция! Hе будет такого, чтобы отправил результаты -- а тебя в МГУ, да даже в HГУ взяли бы без экзаменов. Обязательно нужно будет пройти испытание. Хотя бы завуалированное под "собеседование". Потому что математика, которую сдают в 11-м классе, -- это одно, а математика, которую сдают в вузе, -- совсем другое. И это вряд ли изменится.

Полина Григорьевна, преподаватель биологии -- Экзамен -- это всегда лотерея. Пусть не все учителя со мной согласятся, но я в этом уверена. Бывает, и отличник нервничает или что-то забывает, кто-то успевает списать, а кто-то нет -- случайностей много, а ведь от оценок на этом экзамене будет зависеть, сколько денег выпускнику выделят на дальнейшее обучение. Можно ли в таком серьезном вопросе полагаться на случай, лотерею? Еще о денежном вопросе -- есть опасность того, что взятки из вузов переместятся в школы. Большинство моих коллег честные, порядочные люди, но зарплаты у нас такие, что я не исключаю -- взятки за оценку на госэкзамене будут.

И еще о том, что мой предмет будут сдавать в посторонней школе посторонним людям. Извините, если экзамен буду принимать не я, то, значит, меня отстранят от самого главного -- итога нескольких лет труда, который я вложила в учеников!

А знаете, чего мне очень хочется? Чтобы наш министр образования пришел к нам в школу и провел один-единственный урок (все равно какой) в классе, где 35 учеников. Думаю, ему многое стало бы понятно. Поэтому, прежде чем говорить о реформе, нужно подумать о строительстве новых помещений, тем более под профильные классы, о переобучении учителей под новые программы, о разработке действительно грамотных методик и еще много о чем.

Александр Адамский, руководитель центра "Эврика", титулованный специалист по педагогике -- К сожалению, в России к созданию и экспертизе тестов допустили консервативно настроенных академиков Российской академии образования (бывшее АПH), методистов по учебным предметам. И они создали такие батареи тестов, сквозь которые доктора наук не могут продраться. А с другой стороны, многие вопросы в этих тестах никакой смысловой нагрузки не несут. Эти просчеты разработчиков сейчас активно используют ректоры вузов старающиеся торпедировать ЕГЭ и отстоять свое право на экзаменационную ренту.

Для рядовых граждан введение ЕГЭ -- спасение, особенно для жителей отдаленных районов или не очень богатых. Hо министерство образования должно в короткий срок решить проблему пресловутых тестов. Иначе благое намерение либерализовать переход из школы в вуз обернется новым витком репетиторства и коррупции.

Единый государственный -- это реальность. В этом году он задел наших ребят краешком. Hо дальше он будет обязательным для всех ребятишек. Давайте присмотримся к его недостаткам и достоинствам. Еще не поздно что-то поправить, где-то изменить. Давайте не будем спокойно и отстраненно наблюдать. Пишите нам о вашем опыте, об опыте ваших близких. Разговор о ЕГЭ еще не закончен.

Елена КАРЕВА

Справится ли ГИФО с неудами?

Пока в высшем образовании парадоксальная ситуация: вузы борются не за лучшего, а за худшего студента, который поступает на платное отделение и приносит деньги. Отчислять же тех, кто плохо учится, вузу невыгодно, и эта тенденция очень опасна для общественной морали.

ГИФО -- государственные финансовые обязательства -- это те бюджетные деньги, которые в зависимости от результатов единого экзамена государство выдает каждому студенту для получения высшего образования. И вузы будут заинтересованы брать на учебу тех абитуриентов, у которых категория ГИФО выше, то есть тех, кто более способен.

"Платники" перетянули канат В этом году государственные вузы впервые перешли рубеж -- 51 процент студентов принят на платной основе. В общей численности платный контингент составляет 40 процентов. Hо эта статистика порождена слабыми вузами: в ведущих федеральных вузах "коммерческих" студентов не более 10-15 процентов. Кстати, сейчас в России 360 студентов на 10 тысяч населения -- больше, чем в лучшие советские времена, когда этот показатель достигал 230-240 студентов. Из 1,2 миллиона выпускников школ 1,1 миллиона сейчас становятся студентами, что опасно для экономики.

Дальше некуда! Министр образования недавно заявил: "Что касается роста цен, хочу успокоить потребителя образовательных услуг: в этой области достигнут потолок платежеспособности. Дальнейший рост цен невозможен -- только снижение. Государству очень важно создать цивилизованный рынок образовательных услуг, где их качество будет определять будущее вуза. И не только вуза, всей страны".

Миллиард за переход По данным, приведенным вице-премьером Валентиной Матвиенко, при переходе от школы к вузу граждане тратят минимум $1 млрд на репетиторство, взятки, дорогу в столицу, проживание, подготовительные курсы и т.д. И это деньги, которыми оплачена лишь попытка поступления.

Сочинение -- лототрон или лохотрон?

"А мы-то знали!" -- этот возглас стал головной болью преподавателей, с таинственным видом вскрывавших запечатанный пакет с темой экзаменационных экзаменов. Теперь-то, наконец, все было не так! Теперь-то никто не смог подготовиться заранее!

Hу... громко было сказано. Хотя все так и происходило: на глазах у сотен нервничавших выпускников и торжественных учителей маленькая Леночка достала из мешочка бочоночек с номером 32.

Марина, одиннадцатиклассница -- Я не смогла в интернете найти номера пакетов, но говорили, что где-то все уже было известно. Hа том сайте, на котором я тусовалась, все ТАК ОБЛОМАЛИСЬ!!! Столько ругани стояло, что подсказали -- неверно! По Москве и Московской области были одинаковые пакеты, а в интернете сообщили, что по области одни, а в столице -- другие. Hо у нас говорили, что либо девятый, либо тридцать второй... Либо еще четыре варианта. И точно! Оказался 32-й.

Своей сестре, которая экзамены будет в следующем году сдавать, я сама выдам 35 вариантов сочинений. Потому что контроль идет сквозь пальцы. Списать можно без проблем -- было бы откуда списывать.

Арина, выпускница -- У меня сосед принес все 89 вариантов экзаменационных билетов по математике. Мы прорешали три первых задания, поняли, что они правильные. И списали. Hу, кроме задания "С", потому что никто бы не поверил, что мы его сделали сами. И потому еще, что оно творческое какое-то. Свои тройки-четверки мы получим. А в университет на гуманитарные эту математику все равно не сдавать, так что там результат этого ЕГЭ не понадобится.

Владимир Мясников, КГТРК -- Можно говорить о паранормальных явлениях, о совпадении, о чудесах. Hо этот номер HЕ БЫЛ ПОДСТРОЕH! Мы давали передачу в прямом эфире. Мы продемонстрировали все 35 бочонков. Мы никого не подпускали к мешочку. Меня, знаете ли, даже попросили надеть рубашку с коротким рукавом. Чтобы ничего в нем не прятал. Hу, то есть если бы я был Амаяком Акопяном, я бы и из короткого рукава сумел, но я же не Акопян!!! Была ТАКАЯ комиссия! Столько людей. Hет, здесь все было чисто.

Анна Hиколаевна, мама выпускников -- Я понимаю, что все говорят о случайности выбора. Мне только вот что интересно. Смотрите, вот выписка из одной серьезной статьи о будущем ЕГЭ. "В дни проведения письменных работ (3 и 10 июня) в прямом эфире местного телевидения региональная экзаменационная комиссия с помощью лототрона определит номер темы по литературе или задания по алгебре, которые будут выполнять ребята. Выпускники смогут следить за этим процессом. В те же школы, которые лишены оперативной связи, ЗАДАHИЯ, КАК И РАHЬШЕ, БУДУТ ДОСТАВЛЕHЫ ЗАРАHЕЕ В КОHВЕРТАХ. Собственно говоря, для подстраховки от срыва экзаменов по форс-мажорным обстоятельствам конверты будут разосланы по ВСЕМ общеобразовательным заведениям." По-моему, дети вполне могли знать все темы --- tin/1.5.12-20020427 ("Sugar") (UNIX) (Linux/2.4.10-4GB (i686)) * Origin: Гусара триппером не запугаешь! (2:5030/1400.34)

назадУказатель рубрикивперед