15.07.2002
Boris Paleev, 2:5020/113.8888
Тема: Европа упрямится
Hello All!
Европа упрямится Hаталья Hеймышева, Зоя Каика
В ответ на требование Владимира Путина решить "калининградскую визовую проблему" после расширения ЕС европейские комиссары опубликовали свои не менее жесткие заявления. Калининградцам придется ехать в Россию по шенгенской визе - правда, она будет "машиносчитываемой", что уменьшит очереди на паспортном контроле.
По окончании майского саммита России и ЕС в Москве президент Владимир Путин потребовал от европейских коллег решить визовую проблему. "От этого, без преувеличения можно сказать, зависит, как будут складываться наши отношения с Евросоюзом", - сказал Путин. Президент не хочет, чтобы право россиян общаться со своими родственниками зависело от решения "того или иного государства".
Hо в пятницу стало ясно, что Еврокомиссия не намерена уступать. Российское представительство комиссии обнародовало официальную позицию ЕС по калининградской проблеме. В документе говорится, что въехать на территорию стран - членов ЕС без загранпаспорта и визы невозможно. При этом Евросоюз готов профинансировать "загранпаспортизацию" жителей Калининградской области. Те, кто ездит из Калининграда в Россию постоянно (например, водители грузовиков), смогут получить многократные визы - комиссия предлагает российскому руководству составить список таких граждан заранее. Комиссары готовы сделать новые визы машиносчитываемыми, чтобы ускорить прохождение паспортного контроля.
Для российских переговорщиков предложения ЕС оказались неприемлемыми. "Визовый режим нас категорически не устраивает", - говорит чиновник российского представительства при Еврокомиссии. В качестве альтернативы россияне предлагают два варианта. Первый: ввести вместо виз специальные пластиковые карточки (по принципу парковочных), при помощи которых жители Калининградской области смогут уведомлять правительства Польши и Литвы о дате своего въезда и выезда из страны. Еще один вариант - строительство скоростной железнодорожной магистрали, по которой россияне смогут пересекать Литву или Польшу без остановок. Аналитик Северо-Западного ЦСР Александр Анисимов напоминает, что исходя из норм международного права граждане, путешествующие в российском вагоне, самолете или корабле, находятся на территории России, поэтому никакие визы им не требуются.
Еще один больной вопрос касается транзита российских грузов через будущую территорию ЕС - Литву и Польшу. Комиссары предлагают перевозить товары "по действующим международным правилам", т. е. без пошлин, но с таможенным досмотром. "Чтобы перевозить товар из России в Россию, придется получать лицензию на внешнеэкономическую деятельность", - пояснил "Ведомостям" источник в Минэкономразвития. Комиссары в ответ на это предлагают россиянам возить грузы по воде, что не требует дополнительного лицензирования. Hо российская сторона не готова жертвовать преимуществами железнодорожного сообщения. Поэтому на последнем заседании комитета по сотрудничеству России и ЕС замминистра экономразвития Максим Медведков предлагал европейским коллегам безостановочный транзит российских грузов в опломбированных вагонах.
Владимир Щербаков, председатель совета директоров ОАО "Автотор-холдинг " (компания собирает в Калининграде автомобили BMW), уверен, что после расширения ЕС плата за транзит по литовской территории вырастет по крайней мере в два раза - за счет выравнивания литовских и европейских ставок. Кроме того, стоимость транзита вырастет и из-за необходимости оформлять визы для водителей. Это отразится на цене калининградских товаров, особенно тех из них, что производятся из российского сырья - в этом случае за транзит придется платить дважды.
Ответные предложения европейской стороны сводятся главным образом к финансовой помощи. В последние годы Еврокомиссия безвозвратно выделила Калининграду 40 млн евро на проекты технического содействия и предлагает выделить еще 25 млн евро. Кроме того, ЕС готова создать новый Калининградский фонд на базе собственного взноса и предложить другим заинтересованным сторонам к ней присоединиться.
Российских переговорщиков это не прельщает. Чиновник российского представительства при Еврокомиссии напоминает, что сейчас Россия разрешает безостановочный транзит финских товаров в Эстонию и наоборот. "Если наши коллеги не смягчат позиции, мы вынуждены будем ужесточить эти правила", - говорит дипломат. А Александр Анисимов убежден, что у российской стороны есть и другие методы воздействия на европейских коллег. Hапример, Калининградская область не попала в зону действия договора о сокращении обычных вооружений в Европе, говорит Анисимов. "При желании там можно разместить хоть миллион военных", - говорит эксперт.
***
15 июля 2002 г. Ведомости Объем документа: 4712 байт
Best regards, Boris
--- Ручка шариковая, цена 1.1.5-20011130 * Origin: из-под дpевней стены ослепительный чиж (2:5020/113.8888)
назад | Указатель рубрики | вперед |