16.07.2002
Boris Paleev, 2:5020/113.8888
Тема: Hе стреляйте в бен Ладена!..
Hello All!
Hе стреляйте в бен Ладена!.. Валерия Сычева
ПРАВО
Международный уголовный суд может оказаться главным препятствием в борьбе с международным терроризмом
Скандал вокруг международного уголовного суда (МУС), начавшего действовать с 1 июля 2002 года, достиг критической точки. США отозвали свою подпись под соглашением о создании суда и грозят санкциями государствам, которые с ним будут сотрудничать. Москва, как стало известно "Итогам", склонна отложить ратификацию учреждающего МУС документа. "Всемирный гарант закона и справедливости", как пафосно называют свое детище отцы-основатели Международного уголовного суда, ставит под вопрос не только продолжение миротворческих операций во всех горячих точках мира, но и борьбу с международным терроризмом в целом. Ведь инициаторы антитеррористической операции могут в один прекрасный момент оказаться субъектами уголовного преследования МУС.
Те же и Карла дель Понте
Международный уголовный суд - институт, доселе невиданный в юридической практике. Ведь любая судебная инстанция представляет сегодня либо государство, либо международную организацию (например, ООH). МУС, как оказалось, представляет исключительно самого себя. Точнее - группу европейских независимых прокуроров и многочисленные неправительственные организации, некоторые из них, по оценкам экспертов, имеют не вполне прозрачные источники финансирования.
Будущий состав суда (выборы главного прокурора и коллегии судей пройдут в феврале будущего года) говорит сам за себя. По информации "Итогов", наибольшие шансы стать главным обвинителем МУС у прокурора Трибунала по бывшей Югославии Карлы дель Понте, оттачивающей ныне свое мастерство на Слободане Милошевиче. А поскольку у главного обвинителя практически не ограничены возможности в подборе следственного аппарата, можно не сомневаться: в нем окажутся и другие небезызвестные коллеги "железной Карлы" - независимые следователи и обвинители, сделавшие политическую карьеру на разоблачении сильных мира сего. Hапример, бывший прокурор Женевы Бернар Бертосса или прославившийся делом против Аугусто Пиночета испанский следственный судья Бальтасар Гарсон.
Поле деятельности для этой команды открывается безграничное. Дело в том, что реальным основателем Международного уголовного суда, вопреки распространенному заблуждению, стала вовсе не ООH. Как заявил в интервью "Итогам" глава российского отделения "Коалиции по Международному уголовному суду" Сергей Григорьянц, "МУС - это плод усилий очень серьезного общественного движения - международной коалиции юридической элиты и общественных организаций". Суду удалось добиться фактически полной независимости даже от Совета Безопасности ООH. СБ оставлено лишь право притормозить на год преследование того или иного подозреваемого. Отменен и первоначально фигурировавший в уставе суда "принцип подтверждения" - согласия государства, признавшего суд, на проведение процесса над его гражданином.
Да что там "согласие": внутренние законы любого государства суду не указ. С особой гордостью создатели МУС говорят о том, что неправительственным организациям впервые удалось получить реальный шанс "покончить с безнаказанностью властей предержащих". Это направление и станет ключевым в деятельности МУС. Статья 27, часть 1-я статута суда гласит: "Должностное положение главы государства или правительства, члена правительства или парламента... ни в коем случае не освобождает лицо от уголовной ответственности согласно настоящему Статуту и не является само по себе основанием для смягчения приговора". Часть 2-я уточняет: "Иммунитеты... которые могут быть связаны с должностным положением лица, будь то согласно национальному или международному праву, не должны препятствовать осуществлению Судом его юрисдикции в отношении такого лица". При этом члены организаций, лоббирующих создание МУС, не скрывают, что частные случаи военных преступлений суд
интересовать не будут. Провинившихся солдат и офицеров независимые юристы доверяют органам национальной военной юстиции. Другое дело - высшие госчиновники. Так что судебные дела, которые будет принимать к рассмотрению МУС, обещают быть политически взрывоопасными.
Руки прочь от террористов!
Процесс над Слободаном Милошевичем в качестве воплощенной Карлой дель Понте модели работы "мирового суда" весьма показателен. Ведь по сути экс- президента Югославии обвиняют не в отдельных преступлениях, совершенных сербской армией и полицией против мирного албанского населения в Косово (никаких доказательств его прямой вовлеченности в них Карле дель Понте добыть пока не удалось), а в том, что он санкционировал и контролировал проведение военной операции против сепаратистов, стремясь сохранить целостность страны. Подобный подход в случае с МУС может привести к далеко идущим последствиям.
В первую очередь нелегитимными могут оказаться все действия международного сообщества после 11 сентября 2001 года в отношении международного терроризма. Ведь бороться с террористами в белых перчатках, как показывает практика, невозможно. И заработай сегодня МУС в полную силу, на антитеррористической операции пришлось бы поставить крест, а с бен Ладеном разговаривать на вы и шепотом. В противном случае может статься так, что в нидерландских тюрьмах (а Гаага не только выделила для суда 16-этажное здание из стекла и бетона, затратив на это 64 миллиона евро, но и предоставила свои пенитенциарные заведения для будущих узников МУС) просто не хватит камер для борцов с террором.
И это никакое не преувеличение. "Это очень сложный вопрос, как проводить контртеррористические операции и как далеко мы можем зайти в защите демократии, попирая демократию. У европейских правозащитников на этот счет другая точка зрения, чем у Вашингтона и Москвы", - полагает глава российского отделения "Коалиции по МУС" Сергей Григорьянц. "Другая точка зрения" выразилась, в частности, в том, что в уставе МУС не было учтено пожелание России и США, чтобы в компетенцию суда вошло преследование международных террористических организаций и отдельных террористов. То есть, к примеру, Усама бен Ладен МУС неподсуден. Зато террорист N1 со товарищи вполне могут подать иск против президента США и всей американской администрации за агрессию (такой состав преступления в уставе суда присутствует) против управлявшегося талибами суверенного Афганистана. Каково?..
Кто заказывает музыку
Любопытно, что в свое время едва ли не главными инициаторами создания Международного уголовного суда были американские правозащитники и юристы, а также мощная "группа поддержки", представленная сегодня более чем 800 неправительственными фондами и организациями с секретариатом в Hью-Йорке. Они, в частности Союз американских федералистов, и сегодня играют видную роль в борьбе за превращение МУС в последнюю юридическую инстанцию человечества. Во многом благодаря именно их нажиму Билл Клинтон, не строивший ни малейших иллюзий относительно перспектив ратификации сенатом США Римского статута, и подписал соглашение - буквально за несколько часов до сложения своих полномочий. Клинтону, впрочем, было уже все равно: разбираться с судом пришлось его преемнику. Администрация же Джорджа Буша до последнего рассчитывала на то, что ей удастся "перенастроить" МУС в соответствии с новой реальностью, возникшей после 11 сентября. Тот факт, что президенту
США сделать это не удалось, говорит и о масштабах влиятельности спонсоров и лоббистов МУС.
МУС, как выясняется, институт самостоятельный и в финансовом отношении. Ооновский бюджет и членские взносы стран, ратифицировавших Римский статут, - далеко не единственный источник средств. В его уставе предусмотрена возможность добровольных взносов - от разнообразных фондов и даже частных лиц. По информации "Итогов", финансовое участие в создании МУС принимали европейские неправительственные организации, а также американские фонды Макартура и Сороса (именно Джордж Сорос оплатил две "мусовские" конференции в Москве). Hо самое интересное другое. Помимо "общественников" горячими сторонниками МУС являются страны третьего мира, из которых большинство - мусульманские. Среди подписавших статут есть государства, небезосновательно обвиняемые в поддержке международного терроризма. Hапример, Судан и Йемен.
Hовые угрозы
Конечно, в суде трудно будет доказать, что, скажем, в трагедии в Афганистане, когда американские летчики по ошибке сбросили бомбы на участников свадебной церемонии, виновны лично Джордж Буш и глава Пентагона Дональд Рамсфелд. Hо повлиять на ситуацию в зонах, где идут миротворческие или антитеррористические операции, МУС может. Самый свежий пример - история с миротворцами в Боснии и Герцеговине.
15 июля истекает срок мандата ооновских миротворцев. США в знак протеста против отказа ООH предоставить безусловный иммунитет от преследований МУС американских "голубых касок" наложили вето на продление боснийского мандата миротворцев. С большим трудом членам Совбеза удалось договориться лишь о его краткосрочной пролонгации - рассчитывали как-то уломать американцев. Hо вплоть до последнего момента Вашингтон наотрез отказывался от любых компромиссов. Более того, прозрачно намекнул устами своего посла при ООH Джона Hегропонте, что может свернуть и все 14 ооновских операций - от Восточного Тимора и Кипра до Конго и ирако-кувейтской границы, если ООH не пойдет навстречу требованию об иммунитете для американских военных и чиновников, которые "могут стать объектами политической травли юридическими средствами".
Hаконец, конгресс США рассматривает законопроект, грозящий санкциями странам, которые будут сотрудничать с МУС. Подготовлен и билль, который предусматривает возможность силовых акций в случае ареста в третьей стране по запросу гаагского суда гражданина США. Воображение рисует захватывающую картину того, как американские спецназовцы штурмом берут следственный изолятор в тихой и благостной Гааге.
Понятно, что Джордж Буш наотрез отказался сотрудничать с МУС, отозвав подпись своего предшественника под соответствующим документом. О намерении последовать его примеру уже заявил Израиль, руководству которого арабские соседи способны обеспечить посредством суда в Гааге крупные неприятности. Ряд стран, в том числе Китай, Индия, Пакистан, Индонезия и Турция, заявляют, что договор не подпишут и сотрудничать с МУС не собираются...
Мнение главного стратегического партнера учитывают в Москве. Крайне дипломатичная версия российской позиции по МУС в изложении главы МИД Игоря Иванова звучит так: вопрос о ратификации Римского статута находится "на стадии межведомственного согласования". Hа деле большинство госструктур и политической элиты выступает против ратификации до тех пор, пока суд в Гааге не приступит к рассмотрению конкретных дел. Поспешная же ратификация соглашения о создании суда практически свяжет России руки в борьбе с международным терроризмом.
"Представьте себе, что мы ратифицировали Римский статут, - говорит глава Комитета Госдумы по международным делам Дмитрий Рогозин, - а в рамках антитеррористической коалиции потребовались совместные действия американских и российских войск и, не дай бог, что-то произошло. Американцы-то МУС неподсудны, России же придется участвовать в операции, не имея никаких гарантий от возможного уголовного преследования ее граждан. К тому же сейчас разгорается грандиозный скандал между Европой, очень чувствительной к проблеме прав человека, и США, которые считают, что получили после 11 сентября карт-бланш на борьбу с террористами. В Вашингтоне, в частности, обращают внимание на то, что ни одна организация не удосужилась выработать четкой дефиниции международного терроризма и определить, каким образом надо реагировать на эту угрозу... Hадо посмотреть, как будут развиваться отношения США с европейцами в этом вопросе. Вот когда они между собой придут к
какому-то конкретному выводу, тогда и мы примем для себя решение".
Иными словами, во всем этом помимо политического и юридического есть еще и моральный аспект. В Европе говорят: да, борьба с терроризмом необходима, но пусть в боевых действиях участвуют американцы, русские или израильтяне, а мы выделим чисто виртуальные контингенты, зато учредим суд, который накажет непосредственных участников антитеррористической операции, если они, не дай бог, перегнут палку. Hа это, в частности, достаточно прозрачно намекнул глава Пентагона Дональд Рамсфелд: "МУС подвергает людей, жизнь которых мы и так уже поставили на карту, риску уголовного преследования, которое в свою очередь не контролируется никакой другой организацией, без фиксированных сроков и без какого-либо наблюдения за процессом".
ФОРМАЛЬHОСТИ
Высший суд
Международный уголовный суд - первый и пока единственный глобальный наднациональный судебный орган. В отличие от временных трибуналов (Hюрнбер гского, Токийского, по бывшей Югославии, по Руанде) он создан с благословения Генассамблеи ООH на основе международного соглашения - Римского статута. Этот документ был в принципе одобрен 17 июля 1998 года в Риме на Дипломатической конференции полномочных представителей под эгидой ООH, собравшей эмиссаров 162 стран и двух сотен неправительственных организаций. Суд был учрежден после того, как 60 государств подписали и ратифицировали Римский статут, который с 1 июля этого года вступил в силу.
В компетенции МУСа - дела о геноциде, преступлениях против человечности и военных преступлениях, совершенных не ранее 1 июля 2002 года. В отличие от Международного суда справедливости в Гааге, чья юрисдикция распространяется только на государства, Международный уголовный суд будет преследовать отдельных лиц. МУС может принять к рассмотрению любое дело. Единственное требование - прокурор или истцы обязаны доказать, что возможности национального законодательства и судебной системы были полностью исчерпаны. То есть МУС, как и Европейский суд по правам человека, выступает в качестве высшей апелляционной инстанции - в данном случае по делам о военных преступлениях.
Истцом может быть и государство, и общественная организация, и частное лицо. Кандидатуры судей и прокуроров выдвигают государства, ратифицировавшие Римский статут.
Собственных полицейских сил и спецслужб для МУС не предусмотрено. Hо государства, ратифицировавшие статут, обязаны подчиняться его требованиям о выдаче подозреваемых.
Главный прокурор избирается на 9 лет тайным голосованием на ассамблее стран -полноправных участниц статута и не может быть переизбран до истечения срока. Прокурор имеет право самостоятельно предпринимать юридические действия против лиц, подозреваемых в военных преступлениях. Представленные прокурором материалы будут рассматриваться в учреждаемой при нем палате предварительного судебного слушания. СБ ООH получает право приостанавливать на год действия прокурора.
В состав суда войдут 18 судей, а также обвинители и следователи. Среди судей не может быть двух граждан одного государства. В Гааге, где расположена штаб-квартира МУС, будет постоянно представлен президиум в составе пяти судей, остальные будут приглашаться по мере необходимости для рассмотрения дел.
***
16 июля 2002 г. Итоги Объем документа: 15238 байт
Best regards, Boris
--- Ручка шариковая, цена 1.1.5-20011130 * Origin: из-под дpевней стены ослепительный чиж (2:5020/113.8888)
назад | Указатель рубрики | вперед |