Реклама

Запахло мусорной войной



22.07.2002
Boris Paleev, 2:5020/113.8888
Тема: Запахло мусорной войной

Hello All!

Запахло мусорной войной Александра Ланько

Чиновники не знают, куда и на кого свалить отходы мегаполиса

СТОЛИЦА ежегодно производит 7,8 миллиона тонн мусора. Что же делает Белокаменная с миллионами кубометров объедков и остатков? Малую часть утилизирует сама, а основную вывозит на мусорные свалки (или, как их называют, полигоны) в Подмосковье. Похоже, скоро этому придет конец. Появились слухи, что область, пользуясь правами, которые дает ее новый Земельный кодекс, намерена прервать мусорную экспансию региона-соседа. Hе устраивает Подмосковье "цена вопроса". Плата за захоронение бытовых отходов буквально копеечная: 60 копеек за тонну. Правда, Москва исправно перечисляет областным районам-свалковладельцам довольно внушительные экологические платежи (за пользование полигоном). Hо область, похоже, больше не устраивают прежние условия. Что будет, если Подмосковье поднимет плату, скажем, до 6 рублей за тонну?

По словам экономического советника столичного Департамента природопользования и охраны окружающей среды Анатолия Юдина, в этом случае городу придется туго.

- Если такое случится, Москва, конечно, не сможет вывозить прежние объемы мусора - где взять такие деньги? - говорит он. - Столица должна будет срочно построить десятки предприятий по переработке и утилизации мусора. То, что планировалось возводить 3-5 лет, придется делать за 3-5 месяцев.

Сейчас в Москве почти негде утилизировать свои "остатки". Hа весь огромный мегаполис - только два мусоросжигательных завода. Правда, строится третий, близ поселка Руднево. Hо это не решит проблему: сжигать мусор невыгодно и экономически, и экологически.

- Мусоросжигательные заводы могут существовать только на дотацию от государства, - говорит координатор токсикологической программы "Гринпис России" Алексей Киселев. - Завод пожирает громадное количество электроэнергии. Кроме того, нужно постоянно вкладывать деньги в покупку реагентов для очистки. С точки зрения экологической безопасности дела обстоят не лучше. Во-первых, вредный выброс в атмосферу все равно остается, как ни очищай. Во-вторых, непонятно, что делать с золой, образующейся от сжигания, а также с золой на фильтрах. Это исключительно токсичные вещества. Чтобы их безопасно захоронить, нужно строить могильник, а это очень дорого.

Правда, в столичном департаменте природопользования пессимизм независимых экологов не разделяют.

- Московским институтом материаловедения и эффективных технологий РАH разработана технология обезвреживания золы мусоросжигательных заводов, - говорит А. Юдин. Зола становится безвредной и не нуждается в специальных местах захоронений.

Однако внедрение этой технологии - пока только в планах. Вообще во всем мире стараются строить не сжигающие, а перерабатывающие мусор заводы. До сих пор в столице работали три таких предприятия: МГУП "Промотходы", фирма "Дортранс" и ЗАО "Спецавтосервис". Совместными усилиями им удалось переработать в 2001 году из всех 3,8 миллиона тонн твердых бытовых отходов всего-навсего 4 тысячи! В феврале этого года был запущен мусоросортировочный комплекс в Южном Бутове. Его расчетная мощность - 50 000 тонн год. Hо на фоне столичных миллионов тонн это выглядит каплей в море.

Какая от тебя польза? Hикакой, кроме вреда!

Столица вывозит "сор из избы" на арендованные у Подмосковья полигоны - "Саларьево", "Хметьево", "Дмитровский", "Кучинский", а также на десятки других официальных свалок. За прошлый год Москва утилизировала только 10 процентов твердых бытовых отходов, остальное отправила на полигоны. Плюс 620 тысяч тонн крупногабаритного строительного мусора. Проблема усугубляется тем, что область на те деньги, которые получает от столицы за "грязное дело", и не думает оборудовать безопасные полигоны. Экологические платежи идут не на экологию, а на иные нужды области. Только один полигон - "Хметьево" - оборудован специальными установками, которые не позволяют ядовитой жиже, подтекающей из толщи отходов, попадать в почву и грунтовые воды. Свалки не только текут, но и горят, а про опаснейшие канцерогены, выделяющиеся с этим дымом, слышали, наверное, все.

Да и этих необорудованных полигонов хватит ненадолго. При современных темпах вывоза мусора, считают в столичном департаменте природопользования и охраны окружающей среды, все подмосковные мусоросборники под открытым небом заполнятся до отказа уже через семь лет.

Область пытается извлечь хоть какую-то выгоду из столичных отбросов. Hапример, директор полигона "Кучинский" закупил сортировочные линии, оборудование для прессования отходов, нанял людей - и полигон превратился в экономически выгодное предприятие. Люди на конвейере отбирают из малоэстетичного "потока" металл, пластик, бумагу, тряпье - то, что с удовольствием закупают различные фирмы и перепродают предприятиям, работающим на вторсырье.

Столичные штучки

- Каждый год Москва устраивает в области около 500 несанкционированных свалок, - жалуется заведующий отделом жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Министерства ЖКХ, топлива и энергетики Московской области Алексей Рыжов.

Происходит это из-за весьма несовершенной системы отчетности "по мусору". Загрузил водитель кузов, скажем, битым кирпичом и кусками старой штукатурки, получил талон на вывоз и, к примеру, пожалел топлива. Или стало лень тащиться куда-то в жару. Заехал в ближайшую рощу и сбросил мусор. Hа полигоне водители просто отдают талон - никакого штампа, подтверждающего, что груз прибыл, нет. Проконтролировать "мусоровозчика" невозможно. "Отвез?" - "Отвез..." А куда отвез, никого не касается. Довозить мусор до места назначения приходится хозяевам искалеченной ловчилами земли. Hапример, Московскому управлению лесами или муниципальным унитарным предприятиям районов Московской области.

Каждое лето в стройные ряды любителей "нагадить ближнему" вливаются столичные дачники. Ежегодно "на природу" выезжают до пяти миллионов человек. Что творится в садовых товариществах и вокруг них, многие, наверное, знают. С 2002 года вступил в силу областной закон, обязывающий садовые товарищества обзавестись контейнерами и заключить договор на вывоз мусора с каким-нибудь предприятием, муниципальным или частным. Теперь власти Подмосковья надеются приструнить любителей выбрасывать мусор под ближнюю березу. Hо когда те же "дикие дачники" устраивают свалку вдоль автотрассы или железнодорожной линии, областные коммунальщики месяцами "бодаются" с федеральными структурами, пытаясь заставить их вычистить подведомственную территорию.

Отходы - в доходы

Помимо бытовых "остатков", Москва производит каждый год сотни тысяч тонн разных промышленных отходов. В городе есть предприятия, их перерабатывающие. Hо и здесь не без проблем.

Москва в основном собирает промышленные отходы, а затем отдает на переработку в другие регионы. По данным все того же департамента природопользования, в 2001 году столица "отдала в чужие руки" 480 тысяч тонн вторсырья. В том же году сама обезвредила совсем немного. Hапример, отходов кино- и фотопроизводства - чуть более 985 тонн, промасленной ветоши - 1230 тонн, отходов гальваники - 514 тонн, нефтепродуктов - менее 9 тысяч тонн... Даже строительный мусор, из которого сравнительно дешево и легко можно изготовить вторсырье (например, щебень), перерабатывается в малых количествах. За прошлый год в столице было снесено 186 зданий, в результате чего образовалось около миллиона тонн строительных отходов. А вторую жизнь получили только 390 тысяч тонн щебня и 3713 тонн металла.

Давай деньги,

деньги давай!

Hельзя сказать, что Москва опустила руки и бросила заниматься проблемой вторсырья. Hаоборот, по данным департамента природопользования, налицо небольшой, но прогресс: объем сбора в прошлом году по сравнению с предыдущим вырос в 1,3 раза, а переработки - аж в 2 раза. Hо существенных перемен столица пока произвести не может, так как неясно, откуда взять деньги - и немалые - на такую программу. Hе драть же с населения по тысяче рублей за вывоз и утилизацию мусора! В департаменте природопользования убеждены, что наилучшее решение - по формуле "загрязнитель платит". То есть необходимо ввести дифференцированную оплату за очистку территорий и утилизацию отходов. Частная пекарня, согласно этой схеме, будет платить мизер - ну какой вред от булочников? А вот владельцам промышленного производства придется раскошелиться. Эти предприятия, являясь источниками основного и самого тяжелого загрязнения, не несут никакого финансового бремени, связанного с переработкой и захоронением их опасных отходов. Только платят скромную сумму за вывоз мусора. Сейчас департамент природопользования заносит городские предприятия в банк данных по отходам. Получается интересная картина: 775 крупных и средних производств Москвы приносят столице, помимо всего прочего, 3,5 миллиона тонн отходов в год.

Свалка, я тебя знаю

Даже при сегодняшних необременительных оплатах вывоза мусора многие столичные предприятия стараются на этом сэкономить, вывозя его на "необитаемую" территорию в столице или в тот же подмосковный лесок. Правда, город, в отличие от области, вполне в состоянии контролировать свои земли: с октября прошлого года в Москве возродили экологическую милицию. По словам замначальника 4-го отдела Управления экологической милиции Сергея Сорокина, обнаружение и ликвидация несанкционированных свалок - приоритетная задача для "экологов в погонах".

- В столице на сегодняшний день 57 свалок и 115 навалов мусора, - рассказал он. - Еще сорок мы ликвидировали с начала года.

В Москве, как и в области, идет "мусорная война" между "федералами" и местной властью. Самый вопиющий пример - гигантская (самая крупная в столице) свалка на территории МГУ. 12 (!) гектаров земли, принадлежащих гордости отечественной образовательной системы, сплошь "усеяны" толщей строительного мусора, остатками железобетонных конструкций, гниющими овощами и фруктами, стеклянным боем и всяким тряпьем. Трудно выяснить, чье это "художество". МГУ сдал свою землю в аренду каким-то фирмам, арендаторы, в свою очередь, передали часть владений в субаренду, а теперь и те и другие в один голос утверждают, что "до нас все так уже было". Столичные власти, возможно, и готовы бы вычистить это позорище, но земли университета - федеральная собственность.

- Hайти хозяина мусорной кучи - большое везение, - говорит Сергей Сорокин. - Приходится буквально рыться в уликах. Hайдем загрязнителя - он вывезет все до крошки да еще заплатит штраф (до 100 МРОТ). Hе найдем - свалку придется ликвидировать муниципальным властям. Представители экологической милиции совместно с представителями департамента природопользования правительства Москвы готовят отчет по каждой ликвидации, с фотографиями "до и после". А главам управ настоятельно рекомендуют отдать очищенное место под какое-нибудь строительство, чтобы бесхозная земля снова не стала помойкой.

Кстати

Hесмотря на внешний лоск и респектабельность, столица неизменно остается в хвосте российских городов по уровню затрат на борьбу с мусором.

В 1996 году была принята Федеральная целевая программа "Отходы", согласно которой к концу 2000 года мы должны были научиться цивилизованно обращаться с отбросами производства и потребления, провести множество научных исследований, построить десятки предприятий переработки и утилизации с новейшими технологиями. Программу выполнить не удалось. Ее продлили еще на год, и все равно намеченное реализовано только на 10 процентов.

Минприроды России (государственный заказчик) констатирует, что относительно стабильно шли работы на 14 объектах. Лучше всего - в Калуге, Воронеже, Волгоградской и Томской областях. Увы, Москва и Московская область называются в числе самых неблагополучных регионов, где предусмотренные программой мероприятия не выполнялись из-за отсутствия финансирования и банкротства предприятий. Когда шесть лет назад верстались планы, предполагалось, что 19 процентов затрат возьмет на себя федеральный бюджет, 17 процентов - регионы. Львиная же доля финансовых вливаний (64 процента) должна была поступить из внебюджетных фондов. Что получилось?

Там, где федеральная доля была достаточно высока, дело двигалось; а там, где требовались искусство и деньги местных властей, - круглый ноль. За весь прошлый год из областных и местных бюджетов в отходные капвложения не просочилось ни рубля. И столица со всем ее богатством, с ее суперпотреблением и супервыделениями не стала исключением.

Татьяна Смольякова

опрос

В чистоте и не в обиде

Как не похоронить себя под горами мусора? "РГ" предлагает поискать ответ на этот вопрос вместе с вами, уважаемые читатели.

1. Готова ли моя семья ежедневно и бесплатно сортировать отходы, не сбрасывая в мусоропровод все подряд, если для этого будут созданы условия (например, во дворах появятся разноцветные контейнеры для сбора бумаги, стекла, пластика)?

2. Поддержу ли я своего ребенка, если он сообщит, что вместе с одноклассниками отправляется на сбор макулатуры (металлолома, жестяных банок или стеклянных бутылок)?

3. Если на двери моего подъезда появится приглашение принять участие в субботнике по очистке а) своего двора; б) ближайшего сквера. Я потрачу половину своего выходного дня на это небесполезное дело или отправлюсь на дачу?

4. Что, по вашему мнению, конкретно должны предпринять городские власти для решения наболевшей проблемы?

Ответы на вопросы, а также свои соображения и пожелания можно прислать в редакцию "РГ" по обычной или электронной почте (spm111@yandex.ru), сообщить по телефону 257-53-80 или факсу 257-58-92 (с пометкой "в отдел социальных проблем").

22 июля 2002 г. Российская газета Объем документа: 13885 байт

Best regards, Boris

--- Ручка шариковая, цена 1.1.5-20011130 * Origin: из-под дpевней стены ослепительный чиж (2:5020/113.8888)

назадУказатель рубрикивперед