Свиное рыло в калашном ряду... Точнее, на книжном развале



26.07.2002
Oleg Sheremetinsky, 2:5030/1400.34
Тема: Свиное рыло в калашном ряду... Точнее, на книжном развале

http://www.russ.ru/politics/20020725-red.html

Свиное рыло в калашном ряду... Точнее, на книжном развале Колонка редактора

По непроверенным данным, "Идущие на..." получили "сверху" на свою литературную PR-кампанию чуть больше $10000. Если данные соответствуют действительности, это значит, что "Идущих" просто подставили. Понятно, что будущих чиновников необходимо позиционировать как людей, придерживающихся консервативных взглядов (в том числе, на литературу) и строгих вкусов, причем позиционировать весьма широко. Однако строгость и широта не уживаются с дешевизной. По уму следовало бы публиковать в прессе интервью и заявления лидеров "Идущих" по ситуации на российской литературном пространстве (а тексты для лидеров должны были писать грамотные литературоведы). Hо заказная публикация стоит дорого. Вот и приш! лось бедолагам устраивать шоу - сперва с "обменом книг", а потом и с кляузой на Сорокина, чтобы привлечь к себе внимание СМИ бесплатно.

В результате "Идущие" позиционировали себя весьма безграмотно: решение литературных споров через суд - это самый дурной-раздурной вкус. И не беда, что Сорокина действительно читать невозможно. Теперь каждый уважающий себя читатель обязательно купит книжку Сорокина и, превозмогая позывы к тошноте, прочтет ее - чтобы не казаться себе пособником "этих стукачей".

В один ряд с нелепыми действиями "Идущих" ложатся думские инициативы по "защите русского языка", "защите нравственности" (пресловутый "порнозакон") и прочие попытки наших парламентариев изобразить кипучую деятельность за счет тех, кто не может себя защитить. Понятно, что прими они закон о каком-нибудь "налоге на уворованную стоимость", так сразу получат по шапке от "заинтересованных сторон"...

Hо речь не об этом. Давно, еще в советские времена, на квартире одной диссидентствующей дамы КГБ проводил обыск. Искали "запрещенную литературу", к каковой относились, в частности, стихи некоторых поэтов "Серебряного века". Стихов этих у дамы было много - напечатанных на машинке и не подписанных (на всякий случай). Так вот, туповатый офицер сел за стол и принялся раскладывать листочки со стихами в отдельные стопки: Ахматову - в одну стопку, Цветаеву - в другую, Огнивцева - в третью, еще какого-то поэта (не помню фамилию, она известна лишь специалистам) - в четвертую... Дама потом в разговоре с друзьями признавала, что офицер ни разу не ошибся.

Еще один интересный пример. Знаете ли вы, кто был одним из главных политтехнологов Сталина? Илья Ильф! Почитайте на досуге его записные книжки в полном издании, туркестанскую часть. По большей части это рабочие заметки о том, как следует вести пропаганду в республиках Средней Азии.

И третий пример, тоже "сталинский". Как известно, Илью Эренбурга заманили в Россию из Парижа вовсе не для того, чтобы потом "загнобить", а для того, чтобы он присоединился к корпусу лояльных советских писателей. В корпусе этом были Горький и А.Толстой - достаточно крупные литературные величины. Эренбург же своими ранними произведениями также снискал себе статус "величины". И вот на заседании Союза писателей Фадеев обсуждает книжку Эренбурга - "Хулио Хуренито". Книжка эта мало походила на писанину a-la Фадеев, идеологически базировалась на идеях, близких более Шпенглеру, чем "классикам марксизма", а потому Фадеев выступал в весьма критическом ключе. Прочие писатели, разумеется, поддержали шефа. Тогда Эренбург достает из портфеля бумажку и говорит: а вот у меня письмо читателя, он пишет, что книжка хорошая и должна быть переведена на все европейские языки. Фадеев отреагировал буквально следующим образом:

Возможно, эпитет был использован другой, но тоже нелицеприятный. Эренбург передал Фадееву письмо. Увидев подпись Сталина, председатель СП грохнулся в обморок.

Мне бы не хотелось здесь проводить апологию сталинизма. Следует, однако, заметить, что в нашем тоталитарном государстве культурной политикой занимались люди, не лишенные вкуса. Hачиная со Сталина и кончая "сталинским соколом", проводившим обыск у любительницы поэзии "Серебряного века". И независимо от того, о каком деле мы говорим, всегда приятно наблюдать за работой профессионала. Едва ли можно ожидать, что человек, сразу определяющий авторство стихов малоизвестного поэта, примет идиотское решение по тому или иному вопросу, связанному с управлением литературой. Hегативная же реакция, которую сегодня вызывают буквально у всех (а не только у интеллектуалов) потуги думцев или "Идущих" на участие в культурной жизни, связана прежде всего с интеллектуальным уровнем "борцов за чистоту". Смысл государства состоит в насильственном управлении, а культурное поле - одно из самых главных полей. Поэтому вмешательство государства в "творчество", ограничения "свободы слова" - все это не! избежно и необходимо не только в контексте СМИ (которые свободными не бывают по чисто экономическим причинам), но и в контексте литературы.

Популярная беллетристика (особенно фантастическая), например, может служить для государственной пропаганды, выстраивая "мир мечты" определенным - необходимым для государства - образом. "Высокая" и "маргинальная" литература годятся для управления интеллектуалами. У нас же пока всерьез занимаются только средствами массовой информации, полностью игнорируя тот факт, что многие писатели готовы сотрудничать с властью. Hе из страха, а просто за деньги. Главное, не жалеть денег на управление литературой - и не допускать к этому управлению думских кретинов или недоделанных юных карьеристов. Серьезным делом должны заниматься профессионалы.

Кирилл Якимец

-- С уважением, Шереметинский Олег Птн Июл 26 20:15:29 MSD 2002 E-mail: sheremetinsky@kaluga.ru (г. Калуга)

np: L.Cohen - Dance Me to the End of Love --- "Гусара триппером не запугаешь!" * Origin: Гусара триппером не запугаешь! (2:5030/1400.34)

назадУказатель рубрикивперед