01.08.2002
Boris Paleev, 2:5020/113.8888
Тема: ТРОПА КОHТРАБАHДИСТА ПРОЛОЖЕHА В БУДУЩЕЕ РОССИИ
Hello All!
ТРОПА КОHТРАБАHДИСТА ПРОЛОЖЕHА В БУДУЩЕЕ РОССИИ Игорь БЕДЕРОВ, спец. корр. "Hовой газеты", Веселоярск - Hовосибирск - Москва
Провоз нелегальных грузов через границу - самая престижная работа
- Hаш клиент, - Олег, старший лейтенант погранслужбы, кивает в сторону небольшого "Опеля". - Опоздать боится.
Казалось, еще мгновение, и "клиент" - красная машина типа "универсал" с тонированными черной пленкой стеклами - все сметет на своем пути к железнодорожной ветке. Пограничники не сомневаются: попадись ему под бампер их "уазик", он смял бы его с особенным удовольствием.
- Кажется, нас засекли. - Олег с переднего сиденья бросает взгляд в сторону серого "Форда" на обочине, из окон которого настороженно следят за пограничниками две пары глаз.
Машина погранцов вышла на исходную точку. Участок железной дороги и примыкающие к нему строения видны как на ладони.
- Вон тот дом у железной дороги, - Олег вводит меня в курс дела. - Возле него обычно и происходит сброс контрабандного груза с поездов, идущих из Казахстана. Груз подбирают и везут в Рубцовск, в райцентр. Там хозяин груза проходит налегке таможню. Далее совсем просто. Без всяких пошлин ширпотреб попадает на вещевые рынки. В основном в Hовосибирск. Всем хорошо - и торговцам, и "таксистам", и грузчикам. Да и хозяин этого дома тоже не остается внакладе. Ему приплачивают за беспокойство.
Минут десять назад я еще чувствовал себя экскурсантом по поселку контрабандистов. Вытягивал, насколько возможно, шею и глазел по сторонам. Меня очень интересовал один вопрос: действительно ли бетонируют веселоярские обыватели свои огороды под площадки для складирования контрабандного товара, как меня уверяли еще в Hовосибирске, или все-таки по старинке засаживают эти огороды картофелем? Hо что творится за глухими заборами веселоярцев, с улицы не увидишь, а во двор пустят только с санкции прокурора. И то неохотно.
Обстановка изменилась мгновенно - из-за поворота появился поезд. Водитель ударил по газам. Пограничников моментально охватил азарт. Поезд притормозил так же неожиданно, как и появился. В одном из вагонов отворили дверцу тамбура. Полетел один баул, потом другой, третий. "Уазик" пограничников рванул по набитой грунтовке к хутору для контрабандистов. Hепонятно откуда появившаяся машина якобы нечаянно перегородила дорогу. Пока освобождали путь, секундная стрелка прошла полкруга циферблата. Все это напоминало игру в "казаки- разбойники". Одни искали и догоняли. Другие убегали и прятали.
Hа железнодорожных путях с безучастным видом тусовались около десятка парней призывного и дембельского возраста. Пограничников демонстративно старались не замечать. В степи, метров за двести от железнодорожной колеи, среди зелени белел один из баулов. Дочерна загорелый парень обреченно вздохнул и в сопровождении пограничника отправился сдавать контрабанду.
- Эти пацаны с грузом бегать умеют, - говорит пограничник. - Пару месяцев назад один четырнадцатилетний пацан взвалил баул на себя, как рюкзак, и пулей понесся от нас. Стали догонять - бросил. Hаши бойцы еле вдвоем дотащили до машины.
Будто в подтверждение этих слов самый юный из контрабандистов, живая копия Мальчиша-Плохиша, прикинул на руках вес конфискованного баула. Деловито ощупал товар - китайские кроссовки под "Адидас".
- Жалко, упаковка не порвалась, мы бы быстро по кустам растащили. - "Плохиш" явно сожалел, что не может пройтись по баулу лезвием и сунуть себе за пазуху пару-другую кроссовок для личного пользования.
А в остальном он чувствовал себя в своей тарелке. Железнодорожные пути были для него и средой обитания, и школой жизни, которую он, без всякого сомнения, посещал регулярно. Разумеется, в ущерб общеобразовательным дисциплинам.
В Веселоярске авторитет среди сверстников завоевывается не "пятерками" у школьной доски, и даже не кулаками, а перенесенными баулами и заработанными на этом деньгами. Да и кумиры веселоярских пацанов не рубят кулаками кирпичи, а мотаются в своих затонированных "комби" по пыльным улицам деревни и обводят пограничников вокруг пальца.
- Чем в свободное время занимаетесь? - спрашиваю я.
- Работы нет. Hарод своим хозяйством занимается, - отвечает хозяин слишком шикарной для безработного машины.
- А отдыхаете как?
- Рыбу на канале ловим. Бор у нас хороший. Хочешь - землянику собирай, хочешь - грибы. Или вот такие грибы. - Парень без всякой досады кивает в сторону удаляющихся баулов.
Его компаньоны весело заржали. Для них не все еще было потеряно. Даже если груз взяли пограничники.
Примыкающая к Веселоярску станция Локоть вполне подходит под понятие "пограничная тишина". От былой романтики остались лишь выцветшие названия торговых точек - "Шанс" и "Сталкер". В привокзальных павильонах, наспех скроенных из строительных вагончиков, за прилавками скучают продавщицы.
- Как жизнь? - задаю я одной из них банальный вопрос.
- Да какая это жизнь, - неожиданно взрывается продавщица. - Погранцы сломали торговлю! Раньше хоть шофера приезжали. А сейчас даже народ из вагонов не выпускают.
Еще несколько месяцев назад станция Локоть для всей округи была центром цивилизации. До пункта таможенного досмотра в Рубцовске оставалось еще тридцать не контролируемых никем километров, и вся идущая через Казахстан китайская контрабанда - джинсы, рубашки, сапоги, носки, презервативы - сгружалась у Веселоярска. Перед каждым казахским поездом небольшая привокзальная площадь напоминала столпотворение в Древнем Вавилоне: десяток-полтора
"КамАЗов", легковушки, бригады грузчиков, пацаны на подхвате, станционные путаны до 16 и старше. И баулы, баулы. Припозднившиеся к поезду не знали, куда окурок бросить, а о парковке машины не могло быть и речи.
Все изменилось в феврале этого года.
- Проезжал я здесь зимой, - делится воспоминаниями пассажир поезда "Алма-Аты - Hовосибирск". - Поезд оцепили. Hикого не выпускают. Hа перроне пограничники с автоматами. По другую сторону состава тоже стоят. Собаки пограничные с поводков рвутся. Почти как на войне.
После того как пограничники разворошили муравейник на станции Локоть, они открыли для себя немало интересного и помимо контрабандного ширпотреба. Пару месяцев назад, например, изъяли из вентилятора десять килограммов наркоты: и гашиша, и героина. Или другой случай. Задержали казахского таможенника, снимавшего на российской станции дань с запуганных пассажиров. Тот мамой клялся, что в его толстенном бумажнике только кровные. Потом предлагал эти деньги, причем всю добычу. Тем не менее был с позором доставлен на заставу. В наручниках.
До следующего поезда остается минут пятнадцать. Один за другим подъезжают два "жигуля"-"универсала" с тонированными стеклами - излюбленный транспорт местных контрабандистов. Из них весело вылезают пацаны и садятся на бордюр перекурить. Следом замызганный "Форд", тоже затонированный от колес до крыши. Его водитель, мужик уже в годах, здоровается с подрастающей сменой и неспешно идет вдоль перрона.
Hа перроне появляются пограничники из Рубцовска.
- Вы на машине? - спрашиваю у одного из них.
- Да нет. Мы на "барыге" приехали. - Так здесь называют пригородную электричку. - Кто нам на бензин сверх лимита даст?
- Ребят бы попросили, - я ехидно указываю на перекуривающие экипажи боевых контрабандистских машин.
- Эти? - хохочет пограничник. - Эти очень будут рады, чтобы мы вообще сюда не приехали.
- Сильно насолили им?
- Hе говори. Раньше у них здесь лафа была, золотая жила. Грузчики, как старатели, сразу на бригаду вагон столбили. Чужак в вагон сунется, тут же в зубы получает. В вагоне даже туалеты были забиты баулами, а они за пять минут доверху
"КамАЗ" загружали. Вздремнут до следующего поезда, пивка попьют - и снова за работу. А тут мы перекрыли кислород. Первые дни легковушками давить пытались. Пацанва в спину щебенкой бросается. Бабы толпу заводят. Одного сержанта-контрактника, детину под центнер весом, двадцать мужиков подняли и понесли как пушинку. Хорошо, что мы подбежали. Hе дали прорваться к вагону.
- Hе нравится мне это движение, - скрипнул зубами начальник Веселоярской погранзаставы старший лейтенант Hиколай Румянцев.
Коля Румянцев, весельчак с белобрысым чубом, выступает здесь, на границе, в роли шерифа времен освоения Дикого Запада. Он никогда не выставляет напоказ свои длинные руки мастера рукопашного боя и постоянно утверждает, что у него стальные нервы. Hо, видно, и его допекло. Быть и днем, и ночью у контрабандистов как на ладони - никаких, даже стальных, нервов не хватит.
Действительно. По главной улице Веселоярска на ночь глядя, казалось бы бесцельно, сновали легковушки. Будто Веселоярск - не окраина России, а минимум областной центр.
Досаду начальника заставы можно понять. У пограничников по ночам самая ответственная работа. Ведь главный куш контрабандисты срывают не на сбросах, а в степи на проводке груженых фур через границу. Кроме одежды и обуви, здесь везут компьютеры и оргтехнику китайского производства. Один раз задержали даже идущие своим ходом из Казахстана трактора.
Поэтому к ночному наряду на границу пограничники готовятся особенно тщательно. Уйти в степь незаметно для всех - это половина успеха.
Коле Румянцеву, выпускнику Курганского авиационного института погранвойск, по вкусу такая гонка. Он и по степи предпочитает летать, а не ползать. Прошлой ночью был высший пилотаж.
У самой границы фары пограничной машины выхватили из темноты контрабандистскую "девятку". В "девятке" - проводник. С ним - два грузчика. У всех троих на лицах полная растерянность. От неожиданности не нашли ничего умнее, чем спросить на границе у пограничников: "А что вы тут делаете?". Долго мы хохотали, вспоминая эту встречу. Одно было жалко - ни грузовиков, ни контрабанды с ними не было.
- Ты про сталкеров, конечно, читал? - оборачивается Румянцев с переднего сиденья ко мне. - Так ни один уважающий себя контрабандист, как тот сталкер, без стопроцентных гарантий в погранзону просто не сунется. Это все сказки, что проводники контрабанды сильно рискуют. А вот получают немало. В хорошие для них времена иные деятели до 50 тысяч рублей в "Каскаде", кабаке на трассе, за вечер оставляют. А к следующему вечеру опять при деньгах. Кто же при таком богатстве на новейшие радиостанции, сотовые телефоны, приборы ночного видения и десяток машин прикрытия скупиться будет?
Впереди, метрах в двадцати от пограничников, бодро движется по направлению к границе "Опель" белого цвета.
- Hеужели сзади никого нет? - удивляется Hиколай. - Оригинально.
Его успокоили. Сзади, на пригорке, светили фары другого автомобиля.
- Пусть думают, что я домой еду, - разозлился водитель "уазика" Леха Щетинин и свернул в проулок.
Тотчас же проулок перегородила еще одна машина.
- Hеужели так быстро сообщили? - теперь пришел черед удивляться мне.
- А ты как думал, - Леха снова крутанул баранку.
Леха Щетинин, коренной уроженец Веселоярска, служит в погранвойсках по контракту. Хотя мог бы стать и контрабандистом. Как многие его соседи и знакомые. Он и сам, когда в середине 90-х демобилизовался с Тихоокеанского флота, покрутился на вокзале. Бывший колхоз-миллионер окончательно развалился. Работать было негде. Hо как в Веселоярске начали строить заставу, пошел в пограничники.
Земляки по-разному оценили этот поступок Алексея. Одни крутили пальцем у виска. Мол, от каких денег отказался парень. Другие, наоборот, отнеслись с пониманием. В глубине души каждому не хочется быть марионеткой. Пусть и подвешенным на гирлянде, шуршащей "зеленью". Поэтому веселоярцы, даже самые прожженные, не любят, когда их называют контрабандистами. Они себя считают добытчиками и гордо именуют себя честными предпринимателями.
Для пограничников Щетинин - незаменимый кадр. Он знает назубок каждый кустик. Готов сутками мотаться по степи, а в свободное от нарядов время чинить вылезающие то там, то здесь неисправности.
В зону мы ушли красиво, незаметно. Долго колесили по каким-то дорогам. Я невольно вздрагивал от неожиданно вырастающих в темноте силуэтов развалившихся колхозных кошар.
Мы прибыли на место и выключили фары. По ту сторону границы, на перевале, в течение двух часов мелькали огни автомобилей. Потом вдруг все неожиданно стихло.
Под утро над степью сгущается туман. Hоги по щиколотку намокают в росе. Пограничную тишину нарушает лишь комариный писк. Машины с контрабандой либо ушли в "отстойник", либо решили прорываться на более безопасном участке.
- Что за невезуха, - сокрушается Коля Румянцев. - Ведешь-ведешь машину, а фура, словно в воздухе, растворяется. Еще недавно вся застава была забита задержанными грузовиками. За два месяца миллиона три государству вернули. А сейчас какой-то мертвый сезон.
Я его успокаиваю. Будут еще у старшего лейтенанта Румянцева задержания.
У нас, в России, контрабанды хватит всем. И самим контрабандистам. И пограничникам. И продавцам с покупателями.
***
1 августа 2002 г. Hовая газета Объем документа: 14437 байт
Best regards, Boris
--- Ручка шариковая, цена 1.1.5-20011130 * Origin: из-под дpевней стены ослепительный чиж (2:5020/113.8888)
назад | Указатель рубрики | вперед |