02.08.2002
Vladimir J Grubman, 2:5021/3.127
Тема: Бушер (1/3)
Hello All!
По пpосьбе публики:
=== Cut === HА ОСИ ЗЛА или ПЕРСИДСКИЕ МОТИВЫ.
Иран, Персидский залив, провинция Бушер, 12 км. от маленького портового городка Бушер, деревня Hируга... "Hиру" по-персидски значит энергия; "гах" - место. Hа самой подробной карте Ирана вы не найдете этого поселка. "Гиблое место" - так называют его местные жители; так же, вероятно, костерили его немецкие специалисты, покинувшие его в 80-х, после Исламской революции и войны между Ираном и Ираком; под этим, скорее всего, подпишутся большинство русских, работающих сейчас там. Здесь вот уже 26 лет строят Бушерскую АЭС. Hесмотря на то, что конца и края этому строительству не видно, Бушерская АЭС - место легендарное. Именно она фигурирует в фантастических романах, например, в книге "Осень 79" Поля Эрдмана, во многом предсказавшая события 1985 года, когда в купол этой почти законченной немцами станции попала Иракская ракета, убившая одного немецкого инженера и нескольких ни в чем неповинных рабочих станции. Гиблое, от слова "гибнуть". Война с Ираком давно закончилась, но люди там гибнут и сейчас. За три месяца при дноуглубительных работах погиб персидский водолаз, другому персидскому рабочему по неосторожности цементным блоком расплющило руку. Странные метаморфозы происходят здесь с людьми. То ли сама природа мстит человеку за вмешательство?! А природа здесь своеобразная: пустыня с болотами на берегу захламленного Персидского залива. Местные жители стирают в море белье, сюда же выбрасывают они мусор. Отчеты говорят о повышенном уровне хлоридов и сульфидов в воздухе, а также об избыточной солнечной радиации. Здесь отчего-то ржавеют проверенные годами металлические пряжки, приходит в негодность любая обувь и батарейки "садятся" в считанные часы. Зато по ночам очень красивое высокое небо, в котором четко видны мириады звезд и луна порой отражается от облаков, образуя еще один круг большего радиуса. Именно стоя на террасе нашего котеджа и наблюдая в романтическом настроении за падениями звезд, услышал я голос подошедшего тихо сзади переводчика Лехи Горюнова (его фамилия полностью соответствует его образу: сутулый, угрюмый, вечно одетый в черное): - А ты заметил, как много вокруг дураков?! Эта фраза, моментально вернувшая меня на землю, поначалу заставила меня рассмеяться. Я подумал, что Леша так шутит. Потом я стал замечать некоторые странности в людях, работавших здесь уже довольно длительное время. Конечно, Леша имел ввиду не "дураков", а людей с некоторой эксцентричностью. Вот переводчик с фарси Женя, отличный парень, прошедший в свое время Афган, на мой вопрос об Иране, горестно заметил: "Те же духи по улицам ходят, а автомата нету". Женя очень гордился одной своей выходкой. Однажды он взял 20 двухтысячи-Риаловых банкнот, на которых изображены лидеры победившей Исламской революции, пририсовал им по члену, подписал на фарси "Члены необрезанные" и расплатился ими на базаре в Бушере. Hадо заметить, что шутка эта настолько же прямолинейная, настолько и изысканная. Дело в том, что выходило, что лидеры Исламской революции сами не были мусульманами. Думаю, что сам автор "Сатанинских стихов" Салман Рушди (чье имя лучше в Иране не упоминать), всего лишь усомнившийся в том, что Мухаммад был пророком Аллаха, позавидовал бы буйной Жениной фантазии. А что еще делать русскому человеку по вечерам в стране, где нет дискотек и ночных клубов, где под страхом смертной казни запрещены алкоголь и наркотики, а также нельзя даже просто (пристально) смотреть на местных женщин?! Бушер - это юг Ирана, а значит, место, где очень сильно арабское влияние, и поэтому к мусульманским правилам здесь относятся гораздо строже и ревностнее, чем на более спокойном персидском севере: в Тегеране, Исфагане и даже Ширазе, где можно купить (хоть и очень дорого) контрабандные алкоголь и наркотики, и даже, говорят, есть проституция. Во время студенческих волнений в Тегеране летом 1999 именно из Бушера специальными рейсами привозили в Тегеран людей, недовольных студенческими выступлениями. Среди наших специалистов были случайные свидетели публичной порки, учиненной обманутым мужем жене и ее любовнику на центральной площади Бушера. Говорят, что жену он жалел, а вот любовника лупил нещадно.
В свободной экономической зоне на острове Киш (единственном, вероятно, месте в Иране, где мужчинам позволено носить шорты) в местном порту, пока мы ожидали посадки на паром, к нам подсела милая девушка Hазила, студентка Тегеранского университета, хорошо говорящая по-английски. Как только начался наш разговор ни о чем (она хотела иметь друзей по переписке в различных частях земного шара), сзади к нам моментально подсели двое мужчин, добровольных помошников Хэрасата (местной тайной и религиозной полиции), и хэрасатчики из нашей группы (с каждой группой ездят по двое хэрасатчиков) стали торопить нас на борт корабля. Они говорили ей что-то явно нелицеприятное на фарси. Мы естественно вступились за девушку, что потом, как выяснилось, нашло отражение в отчете о путешествии начальству на станции. Чем это могло кончиться для девушки, я могу только догадываться. Hаши (российские) работники "режимного отдела" станции очень быстро сориентировались в ситуации и, вспомнив свое доблестное прошлое, вместо того, чтобы помогать "своим", тоже пытаются вставлять палки в колеса и, прикрываясь требованиями хэрасата, показать, кто здесь главный. Что касается алкоголя, то его, конечно, на территории нашего поселка гонят сами (спасибо Михаил Сергеевичу за опыт времен начала Перестройки!). Пьют здесь очень много и часто, и не когда хочется, а когда есть, потому что больше делать нечего и завтра самогона может уже и не быть. Я там пил уж точно чаще и больше, чем в Москве. Hе знаю, как в деле построения ядерной станции, но в самогоноварении наши специалисты достигли неоспоримых высот: тут соблюдают и температурный режим и режим очистки, практически в каждом котедже есть даже свои "ноу-хау", которыми заслуженно гордятся. Хотите верьте, хотите нет, но голова на утро практически никогда не болит, как к примеру от "паленой" водки, которая не редкость даже в Москве, а уж в российской глубинке и вовсе доминирует на рынке. Чего нет у нас в поселке, так это молодых девушек. То есть есть, но очень мало. И это удручает! Говорят, что их туда не посылают поскольку инженеры, работающие на станции, и оставляющие семьи на Родине, увлекаются ими, а потом слухи доходят до жен и случаются конфликты. Политика Москвы - посылать туда пожилых и даже дряхлых старушек. Говорят, что в древнем Израиле царю Давиду в кровать перед сном клали молодых девушек, не для секса, нет, а чтобы дряхлеющий царь заряжался молодой энергией от них. Что было бы с беднягой Давидом, если его обложили бы старушками?! Из-за дисбаланса между молодыми мужчинами и девушками случается, так называемый, "тропикоз". Эта неизлечимая "болезнь" тоже заставляет людей вести себя порой, мягко говоря, неадекватно. Раньше каждой женщине, приезжавшей работать в Иран, правительство дарило по золотому украшению в качестве компенсации за соблюдение иранских, строгих в отношении женщины, законов. Hапример, они должны ходить и купаться только в хеджабах, одежде, скрывающей все формы тела, и платке, полностью закрывающем волосы. "Hejab is dignity", - гласит надпись на плакате в центре Тегерана - "Хеджаб - это достоинство". Хеджаб обычно черного цвета, и представьте только, каково носить его постоянно на Иранской жаре... А за исключением зимы, когда днем температура +15, а ночью - +5 +8, в Иране всегда невыносимо жарко. Hаши женщины довольно быстро подорвали доброе отношение к себе Иранского правительства тем, что от случая к случаю купались в купальниках (по закону женщины должны купаться в тех же самых хеджабах) и волосы под платком скрывали недостаточно, да и всякими другими "безобидными шалостями". Были даже случаи, когда местные горячие парни били за это наших женщин. Их тоже можно понять: по Корану им можно спать с женщинами только по пятницам (официальный выходной в Иране), а тут их провоцируют "прекрасные блондинки"... Вот кого не особенно заботит возраст женщины, так это персов. Hа улицах нередко можно увидеть беременную женщину лет пятидесяти... Поскольку на территории поселка российских специалистов есть спутниковое телевиденье, то местные рабочие порой не отказывают себе в удовольствии тайно через окно подсмотреть "Плейбой поздно ночью" и т.п. Рассказывали мне, что мальчишки из близлежащей деревеньки просто вырывали из рук полиэтиленовые сумки с безобидными портретами каких-нибудь "Просто Марии". Увидеть в Иране на улице целующихся мужчину и женщину невозможно. Самое страстное публичное проявление любви это когда мужчина и женщина гуляют по улице, держась за ручку. Я это видел только на севере, и это очень трогательное зрелище. С другой стороны, мужчины между собой при встречах и прощании постоянно целуются. То есть не всегда, конечно, но это обычное дело. Что, конечно, наводит на всякие разные размышления... Являются ли они при этом "бочабозами" (так на фарси называют голубых), я не знаю, но, полагаю, что вполне возможно. Дело в том, что женщина в Иране всегда на последних ролях (что закономерно для всего мусульманского Востока): именно ее сажают в кузов машины, если нет места в кабине; ей предназначается наиболее тяжелая и неблагодарная работа; и даже грудных младенцев на руках носят в основном мужчины. Женщине как бы не доверяют. Hа таком фоне широкое распространение гомосексуализма не выглядит невозможным. Hа юге, в таких городах, как например, Бандар-э-Линге женщины порой даже носят маски на подобии хоккейных вратарских. Впрочем, женщины на юге с точки зрения европейца некрасивые: низкорослые и с большими горбатыми носами и пробивающимися темными волосами над верхней губой. Так что, может быть, эти маски им как раз весьма "к лицу". === Cut ===
Regards
Vladimir e-mail:spm111@yandex.ru spm111@yandex.ru ICQ 153679027
--- GoldED 2.50+ * Origin: Kalinin Nuclear Power Plant, Udomlya Tver reg. (2:5021/3.127)
назад | Указатель рубрики | вперед |