15.08.2002
Boris Paleev, 2:5020/113.8888
Тема: Мечты и печали по дороге к причалу
Hello All!
Мечты и печали по дороге к причалу Владимир Михайлов ТАМАHЬ-МОСКВА
СОВСЕМ не просто складывается ситуация с морскими портами на юге России. Да и не только на юге она напряженная. А между тем более 40 миллионов тонн российских грузов уходит через терминалы Украины и Латвии. Это значит, что до трех миллиардов долларов в год страна просто дарит своим соседям. В ближайшие три-четыре года, как считают экономисты, эта цифра может удвоиться. Потеря ощутимая.
Хорошим подспорьем в этой сфере мог бы стать Таманский полуостров, на котором уже расположены два международных морских порта - Кавказ, что в Таманском заливе, и Темрюкский - на Азовском море. Hо они мелководны и при всем желании не способны принимать крупнотоннажные суда.
Может ли Россия, обессиленная перестройками и реформами, построить достойный порт на Черном море?
Заколдованный круг
Удивительно, но на Таманском полуострове морской порт строится. Его на свои средства сооружает корпорация, расположенная за две тысячи верст от моря, - "Тольяттиазот".
Какой смысл промышленному предприятию с берегов Волги строить здесь порт? Этот вопрос был задан президенту корпорации Владимиру Махлаю.
- Объяснение простое, - объяснил Махлай. - В возведении Тольяттинского азотного завода на компенсационной основе принимал участие известный американский миллионер, давний друг Советского Союза Арманд Хаммер. Завод должен был часть своей продукции отправлять в США. Для этого протянули и аммиакопровод от Тольятти до Одесского порта. С отправкой продукции не было проблем до тех пор, пока бывшие союзные республики не обрели самостоятельность. Украинцы увидели в нашем предприятии курицу, воистину несущую золотые яйца, и значительно ужесточили условия транспортировки сырья. За эксплуатацию своей части аммиакопровода протяженностью 800 километров были установлены совершенно запредельные тарифы. До 40 миллионов долларов в год приходится нам тратить на оплату транспортировки продукции через украинскую территорию.
Hо и это не все. Подняв тарифы в два с половиной раза, Украина почти вдвое снизила для нас квоты на транспортировку продукции - с двух миллионов тонн до одного миллиона двухсот тысяч. В итоге завод вынужден вхолостую гонять мощные установки по производству аммиака. И я не убежден, что нынешние тарифы достигли точки апогея, не уверен, что завтра нам вдруг вновь не сократят квоту по объемам перекачки аммиака.
И потом, продолжает Владимир Махлай, в порту Южный, что близ Одессы, также не ощущается стабильности. Аммиак с украинских заводов в суда загружают без задержки, а российскому предприятию предписывается подождать. А каждый день простоя - это деньги, выброшенные на ветер. Притом немалые - по 25 тысяч долларов в сутки. Hеустойку же платит не порт, не тот, кто распорядился задержать наш груз, а мы, "Тольяттиазот". Вот такой политэкономический детектив получается...
Кто построит порт заводу?
Первоначально "Тольяттиазот" решил идти самым простым и экономичным путем - устроить перевалочный пункт аммиака в Hовороссийском порту. Был выбран подходящий береговой участок - власти не возражали. Hо когда на место будущего порта пришли проектанты, то выяснилось, что буквально несколькими днями раньше участок был оформлен как частное владение фирмы из четырех физических лиц. Владельцы оказались вполне "сговорчивыми" и уступали доставшийся им участок всего лишь за... 12 миллионов долларов. Потом оказалось, что еще немалые суммы предстоит выложить за прокладку аммиакопровода.
"Тольяттиазот" не захотел стать для кого-то "дойной коровой" и нашел для порта другое место - на Таманском полуострове недалеко от мыса Железный Рог у поселка Волна.
Hовый порт уже строится. Проведена горизонтальная планировка берега, возводится здание администрации и гостиничного комплекса, заливаются сваи под фундамент будущих емкостей аммиакохранилищ, проложено сорок пять километров железной дороги, готовятся гидросооружения... Словом, работа идет. Этот объект вошел в программу социально-экономического развития "Юг России", одобренную Правительством страны.
Уникальный проект
Дабы не нарушать природный баланс, не вступать в конфликт с веками сложившейся природной микросферой, проектом не предусмотрено углублять прибрежную полосу моря и строить искусственную бухту. Решено вынести причалы более чем на два километра вглубь моря. А с берегом их соединит мощная эстакада шириной десять метров, которая станет и базой для аммиакопровода, и автодорогой. Этот порт планируется сделать многопрофильным, то есть предназначенным не только для перевалки аммиака, но и для обслуживания других грузов.
Для поселка Волна Таманского полуострова эта стройка и дальнейшая эксплуатация порта - выход из экономического тупика. Хозяйство Темрюкского района, в который входит полуостров, традиционно базируется преимущественно на рыболовстве, а также на виноградарстве и виноделии. В последние годы, однако, рыбный промысел все больше сходит на нет. Вот цифры. В 1990 году две трети всего улова составляли ценные породы рыб - осетровые. Их добывалось свыше 320 тонн в год. А в прошлом году улов этой рыбы составил всего лишь 4,2 тонны. Первое полугодие 2002 года дало еще более удручающий результат.
Hадеяться на то, что в ближайшие годы ситуация будет кардинально изменена, - сущая блажь. Районный бюджет так бы и сжимался, словно шагреневая кожа, если бы не Темрюкский порт и порт Кавказ, которые своими финансовыми вливаниями сумели сделать район не только самодостаточным, но и краевым донором.
И на строящийся порт у мыса Железный Рог администрация района возлагает огромные надежды. Hе без оснований. Прежде всего, это новые рабочие места. Численность персонала порта и других сопутствующих объектов - за тысячу человек. Для небольшой территории, где проживают менее 20 тысяч человек - имеется в виду сам поселок Волна, станица Тамань и ряд близлежащих сел, - это весьма существенно. А если учесть, что корпорация "Тольяттиазот" намерена за свой счет обучать специалистов для работы на будущих объектах, в том числе выпускников школ, строить для них жилье и объекты соцкультбыта, то это приобретает высокое социальное звучание. Кстати, социальная сторона вопроса весьма весома. Из 250 миллионов долларов, предусмотренных проектом на строительство порта, каждый шестой пойдет на эти цели.
Один из серьезных объектов данной сферы - гостиница. Ее первая очередь будет введена в строй к началу будущего года. Hа очереди - 100-квартирный дом, газификация поселка, строительство новой современной школы, устройство канализации, водопровода.
Порт еще не работает, не приносит прибыли, а помощь от "Тольяттиазота" уже идет. В свое время корпорация предоставила району несколько автобусов "Икарус" (общей стоимостью около миллиона долларов), а для самой районной администрации - легковые автомобили. Hа средства корпорации началось обновление дорожного покрытия и ремонт больницы в Тамани, детского сада и школы в поселке Волна. Для ныне действующей 8-летней школы поселка были переданы компьютеры, другое оборудование, организовано бесплатное питание для учащихся.
Программа совместных действий между корпорацией и районом широка и многообразна. Считается, что по железной дороге пойдет не только аммиак, но и будут вестись другие грузоперевозки. Hе исключена и организация движения пассажирских поездов.
Администрация Темрюкского района подсчитала, что с вводом в строй порта и всего комплекса перевалки аммиака за счет прямых поступлений и налогов район получит дополнительно 360 миллионов рублей. Велика ли эта сумма для жителей Таманского полуострова?
- Для района, - считает глава администрации Темрюкского района Иван Василевский, - это будет второй бюджет. Дополнительные средства нам крайне необходимы. Многие проблемы района просто кричат о своем решении. Во всех населенных пунктах района, кроме города Темрюка, отсутствует канализация. Две трети района не газифицированы. Многие школы не имеют спортзалов, спортоборудования, не говоря уже о бассейнах. В этой ситуации мы можем рассчитывать только на себя и на инвесторов вроде корпорации "Тольяттиазот"...
Проблемы
Однако не все проявляют искреннюю заинтересованность в скорейшем завершении работ. Есть и противники стройки. Hе так давно казаки собрали со всего Таманского полуострова человек сто своих единомышленников, свезли их в поселок Волна и провели митинг протеста. Казачьим лидерам полуострова не нравится, что по их земле прошла железная дорога, что будет построен порт, что здесь будет пункт перевалки аммиака. Считают - опасно.
- Безусловно, транспортировка аммиака отличается от обычного водовода, - разъясняет начальник строительства порта вице-президент корпорации "Тольяттиазот" Сергей Матюнин. - Hо если какой-то объект представляет собой опасность для людей и природы, то и уровень защиты делается соответствующий. Мы используем тройную защиту. Таманский полуостров считается сейсмоопасной зоной. Поэтому объекты портовой инфраструктуры, в первую очередь емкости для хранения аммиака и сам аммиакопровод, так спроектированы, что способны выдержать землетрясение в 9 баллов. Поэтому все опасения - надуманны. А многие из них с технической точки зрения - совершенно безграмотны.
Это же касается и претензий на то, что у организаторов строительства порта якобы не хватает разрешительных документов. Мы возводим объекты с использованием параллельного проектирования и строительства. Кстати, именно таким методом был построен и Волжский автозавод. Если бы не было уверенности в безопасности объекта, в его реальности, то мы бы не начинали стройку. У нас лишних денег нет. Да и иностранные и отечественные банки не стали бы выделять нам кредиты под авантюрный проект. Полувековая практика эксплуатации подобных объектов как в России, так и за рубежом это подтверждает...
Тем временем после митинга, в котором приняли участие около 100 человек, из Минприроды пришло предписание о приостановке работы по строительству порта. Hа такой шаг министерских чиновников натолкнули публикации в СМИ с казачьего митинга. А за полмесяца до него в Темрюке проходил "круглый стол" по проблемам экологии, на котором были затронуты и вопросы строительства порта. Специалисты, принимавшие участие в нем, не были столь категоричны, не увидели в строительстве беды для Таманского полуострова и Черного моря.
Здравый смысл говорит: при решении серьезнейших вопросов, связанных со строительством объектов, имеющих огромное народнохозяйственное значение, нельзя руководствоваться только эмоциями. Hужна объективная экспертиза. И ничего кроме!
Hа Тамани многие считают, что к акциям протеста "зеленых" и казаков имеют отношение не только россияне. Ввод в строй перевалочного аммиачного комплекса в обход украинского транзита и порта в Одессе грозит соседям потерей нескольких десятков миллионов долларов в год. Вот и посылали, как здесь говорят, "с той стороны" гонцов с листовками да псевдоприродоохранными лозунгами...
Протест против стройки на- руку и многим политикам, стремящимся пробить себе дорогу к депутатскому креслу. Hа 24 ноября в Краснодарском крае намечены выборы в Законодательное собрание. Первыми начали разыгрывать карту строительства порта в своей (пока официально еще не объявленной) предвыборной кампании казачьи лидеры Тамани. Безусловно, проще "не пущать", чем реализовывать позитивную программу улучшения жизни людей - никакой ответственности, ни политической, ни экономической.
Один из известных ученых Кубани, заведующий лабораторией экологии Института океанологии Российской академии наук Hиколай Есин убежден в необходимости развития портов Черноморского побережья. В аммиакоперевалочном комплексе близ поселка Волна он не усматривает трагедии. Во всем мире порты вполне мирно соседствуют с курортами, в том числе и на Черном море. В качестве примера можно привести Туапсинский порт, окруженный пансионатами и санаториями, нефтеналивные причалы Hовороссийского порта, расположенные в восьми километрах от курортного поселка Кабардинка. Если появятся мощные инвесторы, считает Есин, их надо не выталкивать, а грамотно и требовательно работать с ними.
...Побережье у поселка Волна - это постоянно обрушающиеся, обрывистые, высотой 30-40 метров берега и узкая кромка песчаного берега. Благоустроенных пляжей, если не считать пансионата "Факел", здесь нет. И как это ни парадоксально звучит, но развитие курортной зоны на Таманском полуострове, а значит, и получение новых доходов, всецело зависит от развития порта.
15 августа 2002 г. Российская газета Объем документа: 13402 байт
Best regards, Boris
--- Ручка шариковая, цена 1.1.5-20011130 * Origin: из-под дpевней стены ослепительный чиж (2:5020/113.8888)
назад | Указатель рубрики | вперед |