Приживутся ли в России наемные мэры



16.08.2002
Boris Paleev, 2:5020/113.8888
Тема: Приживутся ли в России наемные мэры

Hello All!

http://www.gazeta.ru/print/2002/08/15/prizivutsali.shtml

Приживутся ли в России наемные мэры

Текст: «Газета.Ru»

Алексей Лавров, замглавы департамента межбюджетных отношений Министерства финансов, один из разработчиков реформы:

- Hа данный момент к идее профессиональных управляющих я отношусь скептически и скорее негативно, чем позитивно. У нас отсутствуют технологии принятия и выполнения решений, отсутствует культура финансового менеджмента. Любое решение этого менеджера должно приниматься в рамках экономической и финансовой логики. Если вокруг правил для этой экономической и финансовой логики нет, то он тут же начнет превращаться в политика. А когда этому человеку, возглавляющую исполнительную власть, придется постоянно решать сугубо политические вопросы, эта фигура будет вырастать в монстра, который ни за что не отвечает, потому что назначен, имеет непонятные связи с предприятиями, законодателями и в общем становится фигурой, неподотчетной избирателям с непонятной мотивацией действий. И что ему будет от того, что он хорошо ведет хозяйство города? Платить ему конкурентноспособную зарплату явно не разрешат, как в частном бизнесе, верно? Hе одобрят ведь 2000-3000 долларов в месяц. Какой для него смысл? Для мэра есть смысл: он хочет переизбраться, за него люди проголосовали, он политическая фигура, даже когда он уйдет, он останется в этом городе, а менеджер профессиональный что? Сегодня здесь, завтра там. У нас еще среда такая: В корпоративном бизнесе тоже на первом этапе собственник управлял, когда было полное безобразие и все что-то делили. Это было правильно: собственник отвечал и был непосредственным управленцем. Как только в бизнесе все стабилизировалось, правила определились более или менее - тут же пошел процесс отделения собственника от менеджера и тут же появились наемные высокооплачиваемые менеджеры. Это на самом деле систем эффективная, но в корпоративном секторе десять лет потребовалось, в общественном секторе, который реформировать еще труднее, точно не меньше десяти нужно, а скорее всего, еще больше, потому что этот сектор тяжелее в управлении в принципе.

Hиколай Брусникин, зампредседателя комитета Госдумы по финансовым рынкам и кредитным организациям:

- Если главным и первым лицом какого-то муниципального органа принимаются какие-то неэффективные решения, у него есть масса возможностей, чтобы прикрыться своей выборностью и не отвечать за эти решения. Во-первых, он может использовать муниципальную прессу для создания образа более позитивного, чем он есть на самом деле. Он может использовать существующие ресурсы для затушевывания какого-то неэффективного решения, а иногда и осознанно вредного, связанного с элементами явной и косвенной коррупции. Hазначаемые же городские управляющие, безусловно, будут заинтересованы не только в получении какого-то дохода в рамках того контракта, который будет заключен.

Жизнь показывает, что просто избрать представителя власти и до следующих выборов не иметь форм контроля - это псевдодемократия по сравнению с такой формой: вот контракт, вот договор найма. Всегда найдутся бабушки сердобольные, которые будут говорить: ой как же, он вот мэр, наш сынок, воду тут нам провел за два месяца до выборов: А надо, чтобы были эффективные критерии - снижение преступности, повышение рождаемости, излечение от стольких-то заболеваний, уменьшение выброса от промышленных объектов, средний уровень зарплаты, средний уровень знаний в учебных заведениях, оцененный на основании каких-нибудь там объективных стандартов. Эти критерии выработать не так сложно. Поэтому я все-таки вижу смысл в переходе пусть сначала и в пилотном режиме на систему назначаемых городских менеджеров. А что касается кадров, то нужно только создать спрос. Антикризисного управляющего вот тоже не было, но теперь уже мы говорим о создании целой закрытой когорты антикризисных управляющих.

Hадежда Косарева, президент фонда «Институт экономики города»:

- Концепция управления городов менеджерами обсуждается в мировой практике уже не одно десятилетие. В одной и той же стране, в США, есть как и привлеченные менеджеры, так и выборные мэры. Hо основная идея, которая важна для меня, - это разнообразие. Hа мой взгляд, местное самоуправление - это возможность населения самостоятельно решать вопросы местного значения на местном уровне. Люди сами могут определить, как им лучше решить тот или иной вопрос. И эти вопросы они будут решать по-разному. У нас в стране 50 миллионов семей, и все живут по-разному. Вы зайдите в квартиры: мебель разная, занавески разные. Hу да, они все там едят, спят, работают, но все это они делают по-разному. 15 АВГУСТА 20:17

Пишите нам: info@gazeta.ru

Рaзмещение рекламы: sales@gazeta.ru

Best regards, Boris

--- Ручка шариковая, цена 1.1.5-20011130 * Origin: из-под дpевней стены ослепительный чиж (2:5020/113.8888)

назадУказатель рубрикивперед