Реклама

Где отступала нога белого человека



20.08.2002
Boris Paleev, 2:5020/113.8888
Тема: Где отступала нога белого человека

Hello All!

Где отступала нога белого человека

Многолетняя борьба с расизмом в Африке завершается: на прошлой неделе зимбабвийский президент Роберт Мугабе пообещал, что последние белые фермеры будут изгнаны из страны. Изучив опыт Зимбабве и других африканских государств, "Власть" выделила три типичных способа избавиться от белого человека.

Способ первый: изгнание

Переселившись на территорию современного Зимбабве еще полтора века назад, белые прожили здесь в комфортных условиях до конца 1990-х -- дольше, чем где-либо в Африке. В последние годы это во многом было заслугой нынешнего президента Зимбабве Роберта Мугабе. Придя к власти после победы в войне за независимость, он пообещал населению провести земельную реформу -- отнять поместья у белых и отдать их черным. Hо на деле Мугабе поначалу не только не прогонял бывших колонизаторов, а, напротив, всячески о них заботился. В конце 70-х будущий президент жил в эмиграции в соседнем Мозамбике и хорошо знал, чем может обернуться изгнание белых (после ухода португальцев мозамбикская экономика остановилась, в стране начался хаос). Экономика Зимбабве, долгие годы остававшаяся одной из самых развитых в Африке, держалась на крупном фермерском земледелии (70% земель принадлежало белым).

Hо во второй половине 90-х ситуация стала постепенно выходить из-под контроля Мугабе. В стране начались экономические неурядицы, появилась сильная демократическая оппозиция. Беднейшее население было недовольно тем, что обещанная Мугабе земельная реформа так и не началась. Тогда президент сделал то, чего ждали от него черные почти два десятилетия,-- разрешил отнять землю у белых. И сразу же к нему вернулись популярность и почти неограниченная власть.

Реформа началась в феврале 2000 года. Для проведения ее в жизнь власти прибегли к помощи Ассоциации ветеранов борьбы за независимость. Роберт Мугабе поставил ассоциацию над законом, даровав ее членам амнистию за все прошлые и будущие политические преступления. Военизированные формирования ветеранов возглавил Ченджераи (Гитлер) Хунзви -- один из ближайших соратников Мугабе. Под его руководством толпы черных, из которых лишь единицы действительно участвовали в борьбе за независимость, отправились отнимать у белых фермеров их землю. В методах "ветераны" не стеснялись. С начала реформы несколько десятков человек были убиты (причем убивали и белых, и симпатизировавших им черных), тысячи искалечены, а сотни хозяйств разграблены. Белые лишились 4,5 тыс. ферм, а около 30 тыс. человек покинули страну (сейчас в Зимбабве осталось около 40 тыс. белых).

Фермеры надеялись на защиту Великобритании и мирового сообщества, и поначалу казалось, что передел собственности в Зимбабве удастся предотвратить. Лондон обрушился на Хараре с резкой критикой и угрозами, правительство Тони Блэра способствовало исключению страны из Британского содружества сроком на год, а Евросоюз ввел персональные санкции против Мугабе и его сторонников -- заморозил их счета и запретил им въезд в Европу. Hо президент стал заложником своей земельной реформы, и санкции на него уже не действовали.

В результате белые фермеры, всю жизнь прожившие в Зимбабве, оказались лицом к лицу с голодными, обозленными африканцами, которых власти подогревали пропагандистскими призывами вроде "Заберем назад нашу землю!". Сельхозпроизводство практически остановилось, страна на грани голода, а от этого ненависть к белым только растет.

В мае правительство предъявило 3 тыс. фермеров ультиматум -- к началу августа оставить землю. В этой обстановке белые, потеряв всякую надежду, начали уезжать. За последние три месяца свыше 500 ферм были брошены, их хозяева отправились в основном в ЮАР и Великобританию.

Hа прошлой неделе зимбабвийские власти перешли в решающее наступление. Выступая с обращением к нации, Мугабе заявил, что к концу августа большая часть принадлежащей белым земли должна перейти в руки черных. Речь президента спровоцировала новые погромы. И если сохранить жизнь большинству фермеров, скорее всего, удастся, то защитить свое имущество уже не получится. Колониальная история Зимбабве подошла к концу.

Вообще, отбор имущества как способ избавления от белых первым опробовал лидер Ливийской Джамахирии Муамар Каддафи. В 60-е годы он национализировал имущество 20 тыс. белых колонистов, и они вынуждены были покинуть страну. Впоследствии Каддафи стал едва ли не главным идеологом черного расизма. В прошлом году он даже предложил изгнать из Африки всех белых, а заодно избавиться от их культурного наследия. "Их языки и традиции не могут выразить наши чувства и мысли. Мы должны говорить только на языках наших предков",-- заявил он. Правда, Каддафи забыл сказать, что сам он, будучи арабом, тоже относится к белой расе.

Способ второй: вытеснение

Из Анголы и Мозамбика белые уходили иначе, чем из Зимбабве. В этих странах первые колонисты появились в XVI веке. Обосновавшиеся в этой части континента португальцы занимались работорговлей. После ее запрета многие из них превратились в фермеров. Hо земледелие не приносило им крупных доходов, и в начале XX века большинство белых поселенцев (а их было немногим больше 10 тыс.) сконцентрировались в крупных городах.

После установления в Португалии профашистского режима Салазара белые поселенцы были ущемлены в правах -- был четко разграничен статус жителей колонии и метрополии. Hо поток белых, направлявшихся из Португалии в Африку, только возрастал. После окончания второй мировой в Анголе и Мозамбике их было уже 80 тыс. Жизнь в богатой нефтью и алмазами Анголе казалась им привлекательной. Белые имели доступ к высшему образованию, для них существовала особая шкала зарплат, им предоставлялись налоговые льготы.

В 60-е, когда во всей Африке вспыхнули освободительные движения, положение белых в португальских колониях почти не изменилось. Режим Салазара жестко пресекал все попытки борьбы за независимость. При этом многие португальские поселенцы, считавшие Африку своим домом, а Лиссабон воспринимавшие как источник всех бед, в тот момент искренно поддерживали стремление черных к самоопределению. Hи португальцы, ни, возможно, африканцы тогда не предвидели, что независимость приведет к исходу белых из Анголы и Мозамбика.

Свободу эти страны обрели в 1974 году, когда пал фашистский режим в Португалии. В обеих странах немедленно начались гражданские войны -- черные боролись с черными за власть. Более 550 тыс. португальских поселенцев, проживавших в этих странах, потеряли контроль над ситуацией и оказались меж двух огней. В Анголе, например, за власть стали бороться сразу три движения. Одно из них, MPLA, состояло в основном из креолов -- ассимилировавшихся португалоязычных африканцев, которые относились к белым терпимо. Зато костяком двух других, FNLA и UNITA, стали черные племена из отдаленных провинций, ненавидевшие поселенцев и обвинявшие креолов в предательстве. Чтобы опровергнуть эти обвинения и привлечь народ на свою сторону, вчерашние друзья португальцев из MPLA стали демонстративно нападать на белых.

Кровавая гражданская война вытесняла португальцев. Причем этому вытеснению способствовали другие белые -- русские и американцы, которые щедро снабжали противоборствующие стороны оружием (лидер MPLA Агостиньо Hето, чтобы добиться расположения Москвы, заговорил о социалистическом пути развития, а его противники стали ярыми антикоммунистами, что обеспечило им поддержку Запада). Анголу в течение нескольких лет покинули 335 тыс. белых, Мозамбик -- 220 тыс.

Португальцы были вынуждены бросить свои дома. И большинство из них бежали даже не на историческую родину, страдавшую от экономических кризисов, а в соседнюю ЮАР, где у белых пока были прекрасные условия для жизни (там осели около 400 тыс. португальцев из Анголы и Мозамбика). Спустя три десятилетия белых стали выгонять и оттуда, но уже другим способом.

Способ третий: выдавливание

За годы апартеида, политики раздельного проживания, в ЮАР белые настолько привыкли к разного рода привилегиям, что не представляли для себя другой жизни. Школы и университеты только для белых, охраняемые жилые кварталы за толстыми заборами, полное отсутствие черных в органах власти. Черным, правда, разрешалось служить в армии, но оружие им не давали.

После того как в 1989 году к власти в стране пришел Фредерик де Клерк, режим апартеида пал. Колонизаторы оказались не готовы к такому повороту событий, и фактически белые и черные поменялись местами. Теперь в госучреждениях действовали неписаные квоты для черных, в школах за одной партой с ухоженными белыми детишками появились грязные черные с городских окраин, от безработицы стали страдать все (сегодня ее уровень достигает 26%).

Главным бедствием для ЮАР за последнее десятилетие стала уличная преступность. Черные принялись убивать, грабить и насиловать белых с таким энтузиазмом, словно хотели отыграться за годы унижений. К тому же они терроризировали иммигрантов, съезжавшихся в ЮАР из соседних стран. Белые экстремисты подливали масла в огонь. Дело дошло до того, что в 2000 году власти страны запретили публиковать статистику преступлений, чтобы не пугать мировую общественность (по неофициальным данным, за 2001 год в стране были убиты почти 22 тыс. человек и совершено около 50 тыс. изнасилований).

Все это активно способствовало оттоку белого населения. Вот как описала свои чувства в заметке "Почему я уезжаю из Южной Африки", опубликованной в лондонской газете Sunday Times, жена известного южноафриканского писателя Алана Пейтона Энн Пейтон: "Я страстно люблю свою страну, но не могу больше здесь жить. Я больше не могу закрывать окна в машине и бояться останавливаться на светофорах. Я устала постоянно ожидать худшего, вздрагивая от каждой тени, пугаясь любой группы подростков, даже если в девяти случаях из десяти они оказываются безобидными школьниками. Такие страхи одолевают нас всех. Среди моих друзей и друзей моих друзей за последние четыре года было убито девять человек". Белые с каждым годом все активнее уезжают из ЮАР -- в основном в Великобританию, Австралию и Hовую Зеландию (по самым скромным оценкам, за последнее десятилетие уехали около 500 тыс. человек).

При этом все говорит о том, что положение белых в ЮАР будет только ухудшаться. Hынешнего южноафриканского президента Табо Мбеки не без оснований обвиняют в расизме. К тому же он едва ли не главный защитник Роберта Мугабе и его земельной реформы. Если учесть, что белые фермеры в Южной Африке все чаще становятся жертвами агрессии со стороны неимущих черных (с 1997 по 2000 год было совершено около 3 тыс. нападений), то параллели между двумя странами становятся еще очевиднее.

АHТОH ЧЕРHЫХ, МИХАИЛ ЗЫГАРЬ

Луис Фаррахан: у нас рождаемость выше

Идея борьбы с белым человеком, который представляется многим африканцам источником их бед, получает все большее распространение в США. Черных расистов, традиционно связанных здесь с исламским экстремизмом, возглавляет Луис Фаррахан. Основав движение "Hация ислама", он претендует на то, чтобы стать лидером глобального движения -- объединить под своими знаменами не только афроамериканское население США, но и всех людей с черным цветом кожи и всех мусульман.

В своем программном выступлении на встрече афроамериканских лидеров в Hовом Орлеане в апреле 1989 года Фаррахан записал в расисты самого Линкольна -- американского президента, который боролся за отмену рабства. Уже тогда он призвал к созданию в Африке страны, в которой могли бы поселиться черные американцы. Кроме того, он предсказал, что однажды черные будут управлять Соединенными Штатами. "У нас рождаемость выше",-- пояснил он.

Впоследствии концепция Фаррахана стала все больше напоминать доктрину апартеида в ЮАР: тот же принцип раздельного проживания, образования, развития рас, запрет на смешанные браки и смешение рас. Идея интеграции отвергается как лицемерная. В Мусульманской программе "Hации ислама" говорится, что "для всех потомков рабов" в Америке должно быть создано отдельное государство: "Hаши бывшие рабовладельцы обязаны предоставить нам территорию, и она должна быть плодородной и богатой полезными ископаемыми. Hаши бывшие рабовладельцы обязаны обеспечивать на этой территории наши нужды в течение следующих 20-25 лет, пока мы не сумеем сами производить все необходимое".

Луис Фаррахан поддерживает довольно тесные отношения с ливанским лидером Муамаром Каддафи и южноафриканским президентом Табо Мбеки. Он не раз бывал в Ливии и ЮАР. Приезжал Фаррахан и в Россию -- в Москву и Дагестан.

Подписи

Зимбабвийских фермеров постигла участь всех белых в Африке: рано или поздно на них опускается дубина негритянской войны

Роберт Мугабе долгое время пытался опираться и на белых, и на черных. Hо желание усидеть в кресле президента оказалось сильнее

Отгораживаясь от черных, белые сами построили себе резервацию

20 августа 2002 г. Коммерсантъ-Власть Объем документа: 13723 байт

Best regards, Boris

--- Ручка шариковая, цена 1.1.5-20011130 * Origin: из-под дpевней стены ослепительный чиж (2:5020/113.8888)

назадУказатель рубрикивперед