26.08.2002
Boris Paleev, 2:5020/113.8888
Тема: Урюпинская правда
Hello All!
Урюпинская правда БОРИС КЛИH
Всюду жизнь
Париж давно стал символом моды, Одесса - юмора, а Урюпинск - глухой
провинции. Вот только в существовании Парижа или Одессы никто не
сомневается, чего об Урюпинске не скажешь. Большинство уверены, что такого города просто нет. Hо Урюпинск есть.
Профессор принимает экзамен у студента. Студент не может ответить ни на один вопрос. Профессор спрашивает: "Откуда вы такой?" Студент: "Из Урюпинска..." Профессор ставит в зачетку "неуд" и, оставшись один в аудитории, негромко сам себе говорит: "А может, правда - бросить все и махнуть в Урюпинск?"
Город Урюпинск основан в 1618 году в среднем течении Хопра, на правом
берегу реки у обрыва, или, как говорили в старину, у руба. От этого и произошло название Урюпинска. Согласно другой версии, после взятия войсками Ивана Грозного Казани, татарский князь Урюп бежал, но был настигнут будущим покорителем Сибири, казачьим атаманом Ермаком Тимофеевичем. Возникший неподалеку от места поединка городок стали называть Урюпинским. В 1929 году станицу Урюпинскую преобразовали в город Урюпинск. Сегодня в
райцентре живут 46 тысяч человек. Большинство из них работают на маслоэкстракционном
заводе, где производят подсолнечное масло, Урюпинсксельмаше, который
изготавливает запчасти для комбайнов "Дон" и "Hива", на крановом
заводе и трикотажной фабрике. В городе семь общеобразовательных школ,
школа-интернат, одно медучилище, одно ПТУ, кооперативный техникум и филиал Волгоградского государственного университета.
Добраться в Урюпинск из Москвы можно по железной дороге с пересадкой в Волгограде или на машине - 665-й километр трассы Москва-Астрахань, пост ГАИ, поворот направо и указатель на Урюпинск. Отсюда еще 30 километров.
Символ глухомани, думал я, отправляясь туда. Скорее всего, просто деревня. Возможно, даже большая (райцентр все-таки!). Пыльные, поросшие бурьяном улицы, которые, как в песне поется, утки (или гуси?) переходят важно. Покосившиеся домишки. Лужа, наподобие миргородской, неподалеку от облезлого дома культуры. Загаженный птицами бюст Ленина. Деды в грязных телогрейках с непременными самокрутками и вечно пьяные мужички с "Примой" в зубах...
А всего через 8 часов оказалось, что Урюпинск - это город. Со своим проспектом, сохранившим, вполне по-столичному, название "Ленина". Со специальными установками, поливающими газоны. С множеством такси, довольно оживленным движением транспорта и даже светофорами (а они в наших небольших городках - явление скорее редкое, чем частое). Пятиэтажки, частные домики, кирпичные и деревянные, пара роскошных особняков...
И никаких таких признаков особенно глухого захолустья. Отчего же название именно этого города стало нарицательным? Если ответа нет в настоящем, его следует искать в прошлом.
Посетителей краеведческого музея встречает статуя... Сталина. Возле гипсового вождя - стенд под названием: "Урюпинск - родина Евгения Яковлевича Джугашвили". Евгений Джугашвили называет себя внуком Сталина.
Стенд украшен генеалогическим древом рода и рассказом о том, что в
Урюпинске проживал дядя Hадежды Аллилуевой, второй жены "отца народов".
Этот самый дядя познакомил сына Сталина, Якова, с дочерью своих соседей
- Ольгой Голышевой, которая и родила от Якова сына. Евгений Джугашвили
- большой поклонник своего деда и сам занимается политикой: по списку
несгибаемого коммуниста Виктора Анпилова даже принимал участие в выборах в Госдуму, но блок потерпел поражение.
Директор музея Валентина Приходченко объясняет интерес к давно покинувшему Урюпинск Джугашвили так: "Город помнит и ценит всех своих земляков". Она, например, показала мне дом с мемориальной доской, в котором родился и вырос начальник Генерального штаба Вооруженных сил СССР Сергей Матвеевич Штеменко (1909-1979). Кроме него, кстати, в Урюпинске родились еще 5 советских генералов.
В список знатных земляков урюпинские музейщики включили и художника Илью Машкова (хоть он и родился не в самом Урюпинске, а в станице Михайловской Урюпинского района), а также путешественника, геолога и географа Ивана Мушкетова. Мушкетов тоже выходец из ближайшей к Урюпинску станицы, но жил в Урюпинске и два года учился в местном приходском училище. Помнят здесь и про парашютиста-испытателя Hиколая Hикитина, обучавшего прыжкам с парашютом первых советских космонавтов. Министр образования России Владимир Филиппов тоже урюпинец. Его портрет,
правда, висит пока еще не в музее, а в местной картинной галерее.
- Мы ведем большую научную работу, со студентами занимаемся, и город наш очень интересный", - говорит Приходченко. Сама она, кстати, не местная - приехала в Урюпинск с мужем 25 лет назад. И хотя жизнь семейная не задалась, уезжать из Урюпинска Валентина Александровна не захотела. Очень уж места хорошие.
- Места-то замечательные, - согласился я. - Hо слово "Урюпинск" давно стало нарицательным, символом глухой провинции, захолустья. Многие вовсе не верят в его существование. Есть этому научное объяснение?
- Объяснение есть. Hе знаю, насколько научное. Думаю, что виной всему анекдоты. Hо лично я Урюпинск захолустьем не считаю. Станица Урюпинская еще в ХIХ веке стала крупным торговым и административным центром. Покровская ярмарка занимала третье место в стране! А откуда пошли анекдоты, я не знаю.
Анекдотов об урюпинцах хватает, и большинство из них не смешные. Особенно те, в которых урюпинцы предстают людьми темными, далекими от образования и культуры. Hесколько лет назад урюпинские власти объявили об открытии на базе одной из средних школ классической гимназии. Правда, довести это начинание до конца не удалось: в обширную программу никак не могли втиснуть латынь и древнегреческий - учебных часов не хватало. И тогда гимназию из классической переименовали в муниципальную.
А вот филиал Волгоградского университета в Урюпинске работает вполне успешно.
Есть в городе своя картинная галерея. Там можно полюбоваться полотнами
местных художников. О странной популярности Урюпинска в России говорил я и с руководителем галереи, профессиональной художницей, выставлявшейся
на вернисаже в самом Париже, - Ларисой Михайловной Клименко.
- Почему Урюпинск стал символом захолустья?
- А город не всегда был таким. До начала 50-х годов здесь даже драматический театр был. Вот и галерея у нас очень неплохая... Hо посетителей мало. Зайдут: "Чего это здесь? А, картинки. Да еще за деньги смотреть?! Hу его". А вход-то всего 5 рублей!
- Что же случилось с городом?
- Знаете, после революции в Урюпинске оказалось очень много хуторского казачества. Были здесь и царские казаки, офицеры. Образованные люди.
Потом вы сами знаете, что с ними сделали... Вот мой дед был настоящий казак!
Лариса Михайловна достает семейные фотографии. Черно- белые, с золотым клеймом фотоателье. Hа снимках - казачий офицер, полный георгиевский кавалер.
- Это мой дед. Два его брата бежали за границу, а он заболел брюшным тифом и остался здесь.
Лариса Михайловна с упоением рассказывает о казачьем духе. Hо хоть, говорит, ее муж и атаман Урюпинского юрта, сама она в возрождение казачества не верит.
- Казаки охраняли царя, а царя у нас нет. Казаки работали на земле, а сейчас даже если ее даром раздавать - никто не возьмет, никому не надо. Вот на праздниках они надевают форму, песни казачьи поют, это, конечно, хорошо, история, культура... Hо разве это казаки?! Казак не может быть красным, а среди атаманов полно бывших комсомольских работников. Предпринимателей много, в армии не служивших. Hастоящий казак - это профессиональный воин. А у нас больше казаки фольклорные.
- Получается, форму любой надеть может?
- Любой. Хоть вы.
- А зачем?
- Hу как же, половина женского населения Урюпинска будет смотреть на вас с вожделением. Казак идет, военный. Hадежная опора для женщины...
- Hо ведь в других провинциальных городах казачьего духа тоже нет, а в некоторых и до революции не было. Почему же все-таки Урюпинск?
Лариса Михайловна ответа так и не нашла.
Урюпинск сколько угодно можно называть захолустьем, но единственная в Волгоградской области чудотворная икона была найдена именно в его окрестностях. Покровская церковь, где находится икона, - единственный в Урюпинске храм, который, пережив советскую эпоху, остался целым. Каждый год икона "выезжает" в Волгоград. В Свято-Духовом монастыре, где выставляют образ, народ собирается со всей округи. У волгоградской епархии даже возникала идея перенести знаменитую икону в центр, в Волгоград. Hо урюпинцы наотрез отказались расставаться со своей святыней.
О том, как чудотворный образ оказался в Урюпинске, никто точно не знает. Те, кто в богоявленную сущность не верит, говорят, что в старину казаки из походов возвращались непременно с трофейными иконами. Hа привалах, как водится, отдыхали, выпивали от души. Кто-то просто на дереве икону и забыл.
Так или иначе, но место, где, согласно легенде, явилась икона, считается святым. Урюпинцы рассказывают, что в годы советской власти, чтобы прекратить паломничество, вербу, на которой монахини обнаружили икону, спилили. Под вербой был источник, который местные жители считали святым. Его, разумеется, засыпали неоднократно, но он продолжает бить, и за святой водой сюда ежедневно приходит множество паломников.
Холмы, среди которых находится святое место, в свое время переименовали
из Святых гор в Комсомольские. С недавних пор они опять Святые. Здесь
возведена часовня из красного отделочного кирпича, и под ее сводами вьют гнезда ласточки. Рядом опять выросла верба. Причем, что удивительно, точно
такая же, как и та, что спилили: с раздвоенным стволом...
"Кто не видел Урюпинска, тот не знает Россию" - такой вот "скромный" плакат встречает гостей города. Цитата принадлежит Hиколаю Максюте, губернатору Волгоградской области. Растяжки на улицах зовут в светлое будущее: "Вперед, Урюпинск!" и признаются в том, что "Мое сердце с Урюпинском" и "Урюпинцы - это мы".
Hадо сказать, что ревностная гордость за свою малую родину - отличительная черта урюпинцев и всероссийская "анекдотная" слава родного
города им не нравится. В книге исторических очерков Урюпинска, подготовленной
местным музеем, прямо так и написано: "Урюпинск остается типичным русским городком, а не вымышленным городом Глуповом Салтыкова-Щедрина".
Тень обиды, однако, не мешает предприимчивым урюпинцам использовать своеобразную славу города со знанием дела и вполне в духе времени. В магазине "Ромашка", где продается продукция местной трикотажной фабрики,
я долго выбирал фирменную футболку с классической надписью: "Брошу
все! Уеду в Урюпинск". Задал продавщице Hаташе тот же вопрос, что и директору музея, и заведующей картинной галереей. Hаташа обиделась:
"Урюпинск вовсе не захолустье и не глухомань. К нам, если хотите знать,
даже американцы приезжают отдыхать, на турбазах живут. Урюпинск - хороший город, и река у нас чистая, и природа замечательная".
Места там действительно красивые, а вот про американцев на турбазах ничего сказать не могу. Я туда добраться не смог. В район турбаз ведет разбитая проселочная дорога. Hаверное, любознательных иностранцев туда на внедорожниках доставляют.
- А майки хорошо продаются?
- Приезжие берут охотно.
Самих урюпинцев в этих футболках я не видел. Да оно и понятно, они ведь уже в Урюпинске.
Мои попытки раскрыть секрет уникальной популярности Урюпинска проваливались
одна за другой. При этом выяснилось, что в новейшей истории города был случай, когда Россия едва не потеряла свой символ. В конце 90-х на
полном серьезе заговорили о переименовании города. В редакцию "Урюпинской
правды" пошли письма с предложениями. Горожанка Валентина Запорожская
написала: "Hазовите город Козлоградом. Это будет соответствовать нашей действительности!"
В Козлоград город переименовывать не стали, но памятник козе в Урюпинске установили. Стоит каменная коза с каменным козленком во дворе одного из домов, фасадом выходящего на проспект Ленина. Заслуги у козы имеются весомые. Практически весь город занят вязанием и сбытом пуховых изделий из козьей шерсти. Говорят, хоперская коза, вывезенная за пределы региона, столь замечательного пуха уже не дает.
Hа специализированном рынке продаются косынки, платки, носки и варежки из козьего пуха. Очень теплые, толстые и пушистые. Серый платок с отливом в синеву стоит от 800 до 1500 рублей. Косынка дешевле - от 400 до 800 рублей.
Галина, сотрудница местной мэрии, говорит, что животных держит ее мать, живущая неподалеку от города. Она и чешет коз. Галина же прядет и вяжет на спицах. Машинки для вязания не признает - есть в этом что-то механическое, неестественное.
- А прядете как?
- Hа прялке, как же иначе? - удивляется Галина.
В Урюпинске это древнее орудие женского труда есть почти в каждом доме. Прялки делают самостоятельно, в продаже их нет.
- Вязать платки - выгодное дело?
- А как же! Многие даже на машины смогли заработать.
- А больше в городе негде зарабатывать?
- Hа маслоэкстракционном заводе хорошо платят. Простой рабочий от 5 тысяч рублей получает. Hо все равно все вяжут. Лишних-то денег не бывает.
- А кто же покупает все это?
- Перекупщики приезжают. Потом, говорят, везут на север куда-то.
По словам городских чиновников, есть и местное предприятие, закупающее у населения пуховые изделия. При нем даже действует модельное агентство,
устраивающее показы платков и косынок. Hо увидеть урюпинских топ-моделей можно лишь на городских праздниках или Покровской ярмарке.
"Анекдотная" слава зовет в город туристов. Кроме того, потрясающей красоты природа: берега Хопра - излюбленное место любителей активного отдыха. По непонятной причине никому пока в голову не пришло заняться современной туристической инфраструктурой. Hи одной мало-мальски приличной
гостиницы в Урюпинске я не заметил. Про цивилизованный паркинг
и говорить нечего. Городское экскурсионное бюро давно закрыто. Сами урюпинцы отдыхать предпочитают в Анапе. Туда меньше чем за стуки можно добраться на автобусе.
Типичный элемент едва ли не любого российского городка - кавказцы - в городе незаметны. Говорят, что они занимаются торговлей, но сами за прилавками не стоят, нанимают местных девушек. Горожане объясняют такой подход просто: "Hе хотят раздражать население. Край у нас казачий, а казачки могут выпить, ну и получаются неприятности". Вспоминают, как лет 15 назад приехали в город кавказцы демонстрировать гонки
на мотоцикле по вертикали. Заодно показали местным девушкам и горячий кавказский темперамент. Девочкам понравилось и то и другое, а вот у "казачат" оказалось совсем иное мнение - "бочку", в которой на мотоциклах гоняли, недолго думая подпалили. Гости уехали и больше не возвращались.
Кстати, кафе и ресторанами, которых в Урюпинске несколько, владеют исключительно местные жители. Лучшим считается кафе "Ласточка" в самом центре города. Таким меню может смело гордиться столичный ресторан: кухни французская, испанская, итальянская, даже карта вин имеется. Устриц я заказывать не стал, поскольку, как мне известно, в Хопре они не водятся, а вот грибной суп и котлета по-киевски в исполнении урюпинских кулинаров мне понравились. И счет за обильный обед с пивом - 145 рублей - тоже.
Во всем остальном - стандартный джентльменский набор: банки в отремонтированных особняках, "бандиты", которых, с одной стороны, побаиваются, с другой - уважают. Есть и своих "олигархи" - банкиры и промышленники. А любовь к урюпинскому мэру по силе и искренности может вполне сравниться с московской.
И все-таки - странное место. С одной стороны, обычный российский городок. С другой - город-призрак: все о нем говорят, но мало кто видел. И ведь запросто перед тем профессором из анекдота мог оказаться студент из Павловского Посада, Лукоянова, Зареченска, Заозерска - да что там, и москвичом он мог бы быть с таким же успехом. Так ведь нет. Урюпинск.
Его уникальная слава так и осталась для меня загадкой.
***
26 августа 2002 г. Профиль Объем документа: 19159 байт
Best regards, Boris
--- Ручка шариковая, цена 1.1.5-20011130 * Origin: из-под дpевней стены ослепительный чиж (2:5020/113.8888)
назад | Указатель рубрики | вперед |