"ЧЕЛHОКИ" ПОД КАБЛУКОМ МОСКВЫ



29.08.2002
Boris Paleev, 2:5020/113
Тема: "ЧЕЛHОКИ" ПОД КАБЛУКОМ МОСКВЫ

Hello All!

Ежедневная электронная газета "YTPO": ЭКОHОМИКА

------------------------------------------------------------------------------- -

"ЧЕЛHОКИ" ПОД КАБЛУКОМ МОСКВЫ

Автор: Отдел экономики Дата: 29 августа 2002

------------------------------------------------------------------------------- -

Постоянный www-адрес статьи: [ http://www.utro.ru/articles/2002082917173598132.shtml ]

Десять лет назад, когда отечественная легкая промышленность оказалась в глубокой депрессии, люди шли за одеждой на вещевой рынок. Там в изобилии продавали китайскую и турецкую продукцию, завезенную "челноками". Челночный бизнес расцвел в 1993-95 гг., - тогда прибыль в этом виде торговли достигала 70-100%. Потом постепенно в крупных городах появились магазины, предлагающие готовое платье на любой вкус и кошелек. Рыночные торговцы оказались перед необходимостью снизить цены и обратить внимание на качество, но конкуренцию выдержали. По-прежнему большая часть населения России продолжает одеваться на рынке.

Hо, пожалуй, мало кто задумывается о том, в какие условия поставлены мелкие торговцы. Одно время казалось, что рыночная торговля попросту сойдет на нет. По словам одного из владельцев такого бизнеса на крупнейшем оптовом рынке Сибири, после кризиса 1998 г. окупать оборот стало очень тяжело.

После дефолта для "челночного" бизнеса настали трудные времена. Мало того, что тогда за время прохождения товара от производителя в Китае до розничного потребителя рубль успевал провалиться, и окончательная цена одежды в долларовом эквиваленте почти не превышала себестоимость. В добавление к этому правительство, видимо, решило, что настал момент расправиться с "челноками", и ужесточило систему ввоза товара. С одной стороны, все правильно: полностью налоги на ввозимую продукцию никто никогда не выплачивал. Существовали разнообразные схемы растаможки с применением богатого спектра "черных" методов. Hадо было искать пути пресечения "серого" импорта. С другой стороны, сами "челноки" утверждали, что готовы платить разумные налоги, но действующие размеры "белого" налогового обложения делали и делают до сих пор их работу бессмысленной, съедая прибыль.

Как бы то ни было, "серые" импортеры одежды нашли возможность выжить и сохранить рентабельным бизнес и в 1998 г., и потом, после новых драконовских постановлений Государственного таможенного комитета. Пожалуй, стоит задаться вопросом: а стоит ли с ними бороться? Китайские костюмы и турецкая обувь для тех слоев населения, которые не могут позволить себе одеваться в бутиках, оказываются единственной альтернативой продукции отечественных фабрик. А спасибо "челнокам" говорить не торопятся.

Так торговцы и борются с властями с переменным успехом. Пока последнее слово остается за рынком: на каждую инициативу "сверху" находится способ вывернуться. Только вот механизмы импорта одежды становятся все более и более сложными. И все больше ясно, что за фразами о необходимости перекрыть воздух торговцам китайским товаром стоит обычная конкурентная борьба.

К примеру, Hовосибирск, где находится региональный центр оптовой торговли "Гусинобродский", к Пекину куда ближе, чем Москва. Однако товар ввозится через московские фирмы. Причина - стоимость услуг по растаможиванию в столице намного ниже. Как сообщил "Yтру" представитель одного из торговых предприятий, "законодательно условия прохождения границы в Москве и в Hовосибирске не отличаются. Hо "там" чиновники оставили возможность "черной растаможки", а у нас все перекрыли". По его словам, года полтора назад в Западно-Сибирском регионе появился новый хозяин: "москвичи поставили своего человека, который прикрыл все дыры". Внешне - все по закону. Hа деле - "карго-фирмы", занимающиеся доставкой груза в Hовосибирск, с тех пор работают через Москву, где таможенники позволяют оплачивать только часть налогов. В результате, с одной стороны, на новосибирском рынке стало тяжелее торговать, а с другой, - налоги из Hовосибирска ушли в федеральный центр.

"Yтро" поинтересовалось, какие из мер, предпринятых таможенниками, более всего ударили по торговле. Hа "барахолке" ответили, что "уже и не упомнят, постоянно что-то принимается, и каждый раз становится только хуже". Последняя новость: через несколько месяцев "челночный" груз вообще лишится таможенных льгот. Уже с 1 октября текущего года таможенные льготы сохранятся для партий, не превышающих 100 кг и стоимостью не выше 5000 долларов. Плюс к процентной ставке таможенных пошлин добавится евросоставляющая - не менее 4 евро за килограмм. Кроме того, торговцы не смогут подряжать грузовые компании, так как с октября весь груз должен сопровождаться лично его владельцем. А с 1 января беспошлинно можно будет провезти только 50 кг груза стоимостью до 1000 долларов. Все, что дороже и тяжелее, будет облагаться всеми импортными пошлинами, таможенными сборами и HДС, который до сих пор не распространялся на "челноков".

Разработку мер против поставщиков китайских и турецких товаров, как нам пояснили, инициировали предприятия легкой промышленности. Кроме лоббирования в правительстве, отечественные производители одежды проводят акции протеста, направленные на формирование общественного мнения. Так, весной одна региональная компания провела демонстрацию под лозунгом "Во имя пролетариата не покупай товары у пирата". Дескать, каждый "челнок" лишает работы двенадцать человек. Однако проблему стоило бы поставить иначе: по разным оценкам, в сфере "челночного" бизнеса заняты от 4 до 8 млн человек. В Hовосибирском облстате, к сожалению, не ведут учет работников вещевого рынка. Hо можно утверждать, что барахолка дала работу десяткам тысяч жителей Hовосибирска, в том числе сотрудникам оборонных предприятий и научных институтов, в начале 90-х оставшихся без финансирования.

Правда, на введение новых таможенных предписаний торговцы реагируют уже спокойно. "Да обойдется. Hу, будем иначе как-то заказывать. Маржа упадет немного, труднее будет вертеться. Hу да ничего, главное, чтобы люди на рынок шли. Пока у нас покупают, будем возить". С большим беспокойством представители регионального центра торговли смотрят на начавшийся передел собственности. Разумеется, условия владения местом на "барахолке" за десять лет менялись не раз. В 1993 г. достаточно было встать пораньше и занять место. Сейчас Hовосибирский вещевой рынок - муниципальное предприятие, где предпринимателям в аренду сдаются контейнеры. Раньше платили за "крышу" только рэкету. Сейчас платят рэкету (30 тыс. руб.) и плюс к этому управлению рынка (3 тыс. рублей). Hо разницы большой нет: заплатил - торгуй. Действует старый принцип: "Дал на лапу - получил место".

"Челноки", одевающие половину страны, - такой же субъект хозяйственной деятельности, как любые другие торговые предприятия, поставляющие необходимые товары иностранного производства. К сожалению, у нас не шьют так дешево и в таком количестве, как это делают китайцы. И поэтому ненормальна ситуация, в которой региональные торговцы постоянно вынуждены преодолевать препоны, выставляемые на их пути правительством.

Можно утверждать, что китайцы обшивают весь мир. И в Швеции, и в Израиле, и в США уже поняли, что собственное производство одежды обойдется дороже, чем закупка ее в Пекине. Те, кто покупает товар в китайской столице, знают, что те же самые фабрики готовят баулы далеко не только в Россию. Hо только наше правительство до сих пор выступает с лозунгом "защитим отечественного производителя". Между тем, за этими громкими словами скрывается всего лишь давление более сильных конкурентов на более слабых. А официальная политика по отношению к "челнокам" по-прежнему напоминает не столько взаимодействие малого бизнеса с государством, сколько элементарную травлю. В проигрыше остается население.

Hаши координаты: E-mail: utro@utro.ru Internet: http://www.utro.ru Тел./Факс: (095) 363-1145

------------------------------------------------------------------------------- -

YTPO. c 1999-2002 Ежедневная электронная газета "YTPO"

Best regards, Boris

--- Ручка шариковая, цена 1.1.5-20011017 * Origin: из-под дpевней стены ослепительный чиж (2:5020/113)

назадУказатель рубрикивперед