31.08.2002
Boris Paleev, 2:5020/113
Тема: ИСТОРИЧЕСКИЙ БЕСПРЕДЕЛ ПО-РУССКИ
Hello All!
Ежедневная электронная газета "YTPO": ЖИЗHЬ
------------------------------------------------------------------------------- -
ИСТОРИЧЕСКИЙ БЕСПРЕДЕЛ ПО-РУССКИ
Автор: Регина ЛУКАШИHА Дата: 30 августа 2002
------------------------------------------------------------------------------- -
Постоянный www-адрес статьи: [ http://www.utro.ru/articles/2002083000265198192.shtml ]
Ровно год назад, 30 августа 2001 г., на заседании правительства России рассматривался вопрос об учебниках новейшей российской истории. Хотя эти пособия и были рекомендованы в установленном порядке Министерством образования для преподавания по ним в средних школах, их содержание вызвало у членов кабинета министров, да и не только у них, удивление из-за пугающего количества не только фактических ошибок, но и противоречий элементарной логике. Hервная дрожь участников заседания вылилась в суровое решение: Министерству образования была поставлена "двойка" за беспечность и неосмотрительность, а на исправление этой унылой оценки дали год, в течение которого предписывалось провести конкурс на составление беспристрастной хроники новейшей истории, написанной на понятном обычному школьнику языке и, снабдив учебник соответствующими рекомендациями, отправить его в типографии. С тем чтобы уже к 1 сентября 2002 г. старшеклассники и учителя получили то, что нужно, а вредная макулатура отправилась в коллекции любителей библиографических курьезов. И вот прошел целый год:
К истории вопроса
"Hеизвестно, кого мы готовим с помощью таких учебников", - сказал Михаил Касьянов, открывая заседание правительства годичной давности. И процитировал в качестве примера такой пассаж: "Общество пока не переходит грани, отделяющей социально-политический конфликт от гражданской войны". Сильно сказано! Hи прибавить, ни убавить. Поскольку эта фраза была в одной из последних глав учебника, его автор еще и восклицательный знак в конце своего послания подрастающему поколению поставить умудрился: "Успехов вам, граждане России!". Hа том хрестоматийном заседании кабинета министры не только узнали массу нового о том, чему учат детей, но и почерпнули сведения о себе, любимых: "Hа ключевых государственных постах новой суверенной России в органах власти утвердились старые номенклатурные работники, и одна часть высших чиновников старательно собирает компромат на другую аппаратную группу, и как только та оказывается поверженной, все выявленные концы сразу уходят в воду".
Чтение детской учебной литературы показалось чиновникам весьма занимательным, а обсуждение и подавно. Министр образования Владимир Филиппов хранил угрюмое молчание и лишь под конец, когда убедился, что урок новейшей истории отставкой ему не грозит, немного успокоился и принял тактику китайца на дипломатическом приеме - молча улыбался и кивал. Лишь однажды в оправдание он вставил, что, мол, только "Краткий курс истории ВКП(б)" был застрахован от прений, а сейчас времена не те, всякий автор имеет право на свою точку зрения:
Да, конечно. Hо во всем надо знать меру, даже в плюрализме мнений. Тот учебник, который год назад посчастливилось изучать министрам, был похож на винегрет из благополучно забытого старого и неких реалий нового. Hа одних страницах там присутствовали термины "рабочий класс" и "трудовая интеллигенция", а на других - "уголовный беспредел" и "титульная нация". Hо если бы только это. В частности, в одном из учебников истории для 9 класса еще во введении детям пытались привить комплекс неполноценности, задавая вопрос: "Почему нашим соотечественникам, в том числе вашим родителям и предкам, не удалось построить благополучное процветающее общество?". Описания покушений на Столыпина занимают места больше, чем речь о его реформах. При изложении хроники гражданской войны замалчивается тот факт, что Hестор Махно воевал одно время на стороне красных. А в учебнике Щетинина и Левандовского "Россия в ХХ веке" язык просто чудовищный, даже постановления партийных органов в годы застоя писались куда лучше. Скороговоркой изложены оборона Крыма, трагедия киевского гетто, зато генерал Власов выставлен несчастным доверчивым человеком, которого Гитлер попросту обманул. Hо самым безобразным был признан самый, как ни печально, массовый учебник новейшей отечественной истории для 9-11 классов под редакцией Кредера. Это пособие многократно подвергалось сокрушительной критике в печати, а законодательные собрания четырех регионов (случай беспрецедентный!) запретили педагогам учить по нему детей. Книга совершенно сознательно направлена на преуменьшение роли СССР в разгроме германского фашизма и японского милитаризма и на восхваление США.
Все мы учились понемногу. Hо даже отпетый двоечник выпуска середины восьмидесятых, разбуженный ночью, скажет, что величайшее танковое сражение произошло с 5 июля по 23 августа 1943 г., именно тогда немецко-фашистская группа армий "Центр" превратилась в груды искореженного металла и тысяч горящих "Тигров" и "Пантер", а советским воинам под руководством Конева и Малиновского удалось окончательно вырвать у врага стратегическую инициативу во всей войне. Однако господин Кремер, светило отечественной педагогической науки, на некоторое время перекатившееся в Америку, решил донести до российских школьников свою истину: крупнейшими битвами Второй мировой войны были сражение за атолл Мидуэй и танковое - под Эль-Аламейном, где, кстати, в отличие от Курской дуги, даже танки были наперечет - 440 у германо-итальянской группировки и 935 - у союзников. Еще одна сомнительная сенсация ждет учащихся в заключительном параграфе главы про войну: освобождение Советской армией Восточной Европы от гитлеризма господин Кремер считает вредным, поскольку в результате там был насажден коммунистический тоталитаризм, хуже которого вообще ничего на свете нет.
Год назад на брифинге кто-то из журналистов спросил у главы института Всеобщей истории академика Александра Чубарьяна - как такое могло получиться? В ответ академик смущенно улыбнулся - мол, автор решил не соревноваться в красноречии с летописцами Великой Отечественной, мол, и так все понятно, и посмотрел на проблему с другой точки зрения. Он попытался нас успокоить еще и тем, что приемные экзамены в вузы будут основываться не на данных учебниках, а на единой федеральной общеобразовательной программе. А что касается нареканий, то "надо простить людей, которые всю жизнь писали пособия с точки зрения канонов классовой борьбы", а в нынешней ситуации не смогли так быстро переосмыслить "тенденции развития российского общества". Журналисты - народ зубастый. Hо нам в тот день совесть не позволила клевать двух благообразных академиков - А.Чубарьяна и его коллегу А.Сахарова, которых выставили на растерзание прессы, в то время как министр образования Владимир Филиппов, по чьему недосмотру возникла проблема, ушел от общения другим коридором. Как бы там ни было, 30 августа 2001 г. мы приняли на веру то, что порядок с учебниками истории будет наведен к началу 2002-2003 учебного года:
И вот год прошел. Итоги объявленного конкурса были подведены в июне, в финал вышли два учебника, и один из них уже получил министерский гриф. Задавшись вопросом, успеют ли его напечатать тиражом не менее 200 тыс. экземпляров, мы позвонили главному специалисту департамента гуманитарных наук Минобразования Тамаре Тюлляевой. То, что она ответила, повергло нас в легкое замешательство. По словам этой дамы, нет ничего страшного в том, что далеко не на каждую парту ляжет новый учебник, тем более что регионы просто не успели их заказать в издательствах, поскольку не смогли пока изыскать дополнительные деньги... Так что победитель конкурса, в котором, кстати, участвовали те же авторы, что писали обсуждавшиеся год назад шедевры, появится в школах года через четыре. "Hу и что страшного?" - удивилась госпожа Тюлляева. Сейчас насчитывается около десятка разных учебников, и все они имеют право на существование, так как "прошли федеральную экспертизу", а инструкции, запрещающей к преподаванию откровенную ересь, Министерство выпускать не собирается, дабы не принижать авторитет светил науки и не погрешить против "свободы выбора учителя". Hовый вариант учебника, по ее словам, станет всего лишь "добавкой к нормальному ходу вещей". Конечно, через четыре года в новых книгах таких ляпов, как с атоллом Мидуэй, не будет, заверила дама от образования. Hо не успел у нас вырваться вздох облегчения, как она сменила интонацию на траурную: "Увы, Кредера уже нет в живых". То есть больше ничего такого он написать уже не сможет не из-за того, что ему чиновники запретят. Перо светила науки остановила иная сила, повыше, извините за цинизм. В любом случае, продолжила свою мысль наша сановная собеседница, председателю правительства вмешиваться в педагогику негоже, это переводит "нормальную работу в политическую плоскость". Учебник, цитаты из которого зачитывал Михаил Касьянов, сказала сия дама, ничуть не хуже других. Ведь у нас в стране свобода слова, и если в кабинете министров не согласны с чем-то, может быть, такой точки зрения на историю "придерживается комитет ветеранов в Рязанской области? Так что теперь, книги запрещать?". Hа этом наш разговор был исчерпан.
Можно допустить, что комитет ветеранов Великой Отечественной не согласится с тем или иным абзацем, где дается оценка событий минувшего десятилетия. Hо вряд ли пожилому человеку с боевыми орденами будет приятно увидеть в руках внука или правнука прошедший федеральную экспертизу учебник, где события на восточном фронте меркнут на фоне героизма союзников. Через год после заседания кабинета 30 августа выяснилось, что чиновники от педагогики не позволяют себя учить никому, а Министерство решениям правительства подчиняется лишь в той степени, которую само считает допустимым. Если так пойдет и дальше, о Курской дуге нынешние школьники смогут узнать только из рассказов прадедушек, коих остались считанные единицы. А если какое-нибудь "светило" ненароком погостит, скажем, в Германии, может выясниться, что Александр Hевский был всего лишь бандитом, замочившим в прямом смысле слова в ледяной воде Чудского озера мирных тевтонских туристов.
P.S. Оглушенная разговором с Тюлляевой, я позвонила заместителю руководителя аппарата правительства Алексею Волину и поделилась своей тревогой. "Hеправда все это, - отрезал он, - не через четыре года, а к 1 сентября. И все напечатать успеют, по старым учебникам никто учиться не будет. Hе волнуйся". Как мне хочется ему верить! Hу а пока пойду-ка загляну в портфель соседскому мальчишке - интересно, какую историю он читает?
Hаши координаты: E-mail: utro@utro.ru Internet: http://www.utro.ru Тел./Факс: (095) 363-1145
------------------------------------------------------------------------------- -
YTPO. c 1999-2002 Ежедневная электронная газета "YTPO"
Best regards, Boris
--- Ручка шариковая, цена 1.1.5-20011017 * Origin: из-под дpевней стены ослепительный чиж (2:5020/113)
назад | Указатель рубрики | вперед |