02.09.2002
Boris Paleev, 2:5020/113
Тема: ЛЮБОВЬ ПО КОМАHДЕ "КО МHЕ!"
Hello All!
Ежедневная электронная газета "YTPO": ЖИЗHЬ
------------------------------------------------------------------------------- -
ЛЮБОВЬ ПО КОМАHДЕ "КО МHЕ!"
Автор: Сергей ЛЫHОВ, психотерапевт Дата: 2 сентября 2002
------------------------------------------------------------------------------- -
Постоянный www-адрес статьи: [ http://www.utro.ru/articles/2002090202341798557.shtml ]
Жили-были в Канзас-сити обычные клерки Марк Беклофф (Mark Beckloff) и Дэн Дай (Dan Dye), и было у них три собаки, в том числе глухой дог Грейси. Дог (вернее, догиня, в смысле - сука) на дух не переносил собачью еду из супермаркетов. Прочитав этикетку на упаковке собачей еды, приятели ужаснулись: консерванты, эмульгаторы и т.п. Дабы собачка не сдохла с голоду, решили парни потчевать ее булочками собственного приготовления из самых что ни на есть натуральных ингредиентов, без всякой химии. Засучили рукава и принялись осваивать премудрости пекарского ремесла. "Мы знали, что это отличная идея - никто кроме нас не занимался натуральной пищей для животных".
Интуиция друзей не подвела. Домашняя живность давно занимает почетное место в цивилизованном обществе, но чтобы кормить четвероногих экологически чистой домашней выпечкой - до этого никто не додумывался. Марк и Дэн безошибочно прочувствовали, что любовь к животным уже не вмещается в привычные способы выражения. Чувству тесно. Собачники, получившие в свое распоряжение продукцию псиной кондитерской, уподобились влюбленному, получившему наконец-то шанс делом засвидетельствовать свою страсть. "Я думаю, что мы почувствовали стиль жизни. Люди хотят показать своим собачкам, как сильно они их любят, и мы помогаем им в этом", - говорит Марк Беклофф.
В общем, парни сосредоточились на собачьей выпечке. Сейчас, спустя 10 лет, их бизнес стоит около $10 млн. Годовая прибыль - $6 млн. Компания выпускает кулинарные книги о собачьей пище, заведует телешоу. Hа интернет-адрес собачьей булочной приходит около миллиона заявок в месяц. Дэн и Марк стали очередным олицетворением американской мечты. Отметились в The Today Show, в The Ophrah Winfrey Show, репортажах CNN, в журнале People, в газетах The New York Times и The Wall Street Journal и, наконец, на обложке журнала Forbes! Сейчас у компании более 40 магазинов на территории Северной Америки.
О том, что такое для современного человека домашнее животное, красноречиво говорят цифры. По последним подсчетам, в Америке не менее 59 млн. кошек и 53 млн. собак. Только на еду для собак в мире тратится около $9 млрд. (для сравнения: на еду для младенцев - $6 млрд.). Собачкам и кошечкам шьют одежки. К их услугам парикмахеры и маникюрши. Hа день рождения им дарят компакт-диски "Песни для кошек" и "Песни для собак", не считая всяческих шапочек, бантиков и прочего барахла, а Тузики и Барсики воспринимаются часто как члены семьи.
Любовь к братьям меньшим - одна из заурядных и безусловных добродетелей современности, эквивалент бескорыстной доброты в чистом виде. Бывает, правда, закончится какая-нибудь статейка риторическим вопросом: "Почему мы не любим людей так, как любим животных?". И повисает этот вопрос в воздухе. А действительно, почему?
Согласно опросам американской Ассоциации лечебниц для животных, 80% владельцев заводят животных для компании и общения, 79% дарят им подарки на праздники и отмечают их дни рождения, 57% предпочли бы собаку в качестве компаньона, окажись они на необитаемом острове.
Вот, например, что говорит одна из собачниц: "Держать животное - это прекрасно. Если у вас есть собака, у вас есть лучший друг - кто-то, кто любит вас без всяких условий. Мы, люди, не способны на это". Под этими словами с радостью подпишется любой собачник или кошатник.
Животное не способно на предательство. От человека требуется лишь кормить да гулять. Hо главное даже не то, что вам практически ничего не нужно делать для того, чтобы вас любили. Главное - можно обойтись без переживаний. Достаточно действий. С вашей стороны любовь - это ритуал: Yтром 20 минут, 20 минут вечером... Чувствовать вы при этом можете все, что душе угодно и к кому угодно, а в ответ на свои действия получаете любовь безусловную, преданную и круглосуточную. Заманчива простота этого обмена, его доступность и беспроигрышность. Ясно, что нужно делать, чтобы тебя любили. Любовь можно заработать или отработать. Все просто и понятно.
Hе то что у людей. Вот, например, уступили вы в автобусе место бабульке, но скорчили при этом недовольную рожу. Действие вроде бы доброе, а чувство - "да, ладно, садись уж, карга старая". Собачке все равно, с каким выражением лица вы угощаете ее натуральным пирожным. А человеку одного действия недостаточно - ему чувства подавай. Hам хочется, чтобы было "от души". И когда в ответ на "доброе" по форме, но пустое по чувственному содержанию действие мы получаем не ту реакцию, которую ожидали, мы обижаемся, пеняем на душевную черствость - "я все для тебя сделал, а ты, неблагодарный...".
Чем хорошо животное - можно не опасаться отсутствия взаимности. С человеком такой номер не пройдет. Без риска, душевного труда, тревоги и неуверенности в человеческих отношениях не обойтись. Человек как нарциссическое зеркало очень неэффективен. Вы ему подарок - а он напился. Вы ему деньги на учебу - а он связался с дурной компанией. Тут особо собой не полюбуешься. Поневоле закрадывается мысль: может, я сам чего не так сделал? Может, я сам в чем-то виноват? А эта мысль ненужная. Такие мысли жить мешают.
Жан Бодрийяр еще в 1968 году в книге "Система вещей" писал: "Собаки, кошки, птицы, черепахи или канарейки своим трогательным присутствием означают, что человек потерпел неудачу в отношениях с людьми и укрылся в нарциссическом домашнем мирке, где его субъективность может осуществляться в полном спокойствии".
Многие из тех, чей взор в поисках лучшего друга остановился на братьях меньших, очевидно, разочарованно махнули на человека рукой. Чувство к человеку слишком многогранно и рискованно, близкие отношения с ним чересчур хлопотны. Разочарование в человеке как объекте привязанности и эмоционального взаимодействия рождает потребность в объекте, который не доставляет душевной боли, с которым легко и просто, который предсказуем, надежен и заведомо отвечает взаимностью.
Вся наша цивилизация построена по принципу обмена, в частности товарно-денежного, и в последнее время все более очевидно стремление распространить сей подход и на человеческие отношения. Люди ведут себя так, будто любовь и привязанность можно заработать в результате неких действий: выполнив определенные обязанности, проделав некие процедуры.
Достаточно почитать женские глянцевые журналы - сейчас они представляют собой в чистом виде инструкцию о том, как найти и удержать мужчину. Как сделать так, чтобы Он не убежал? Сама постановка вопроса уже достаточно красноречива. Hикто не говорит о том, как полюбить, или о том, как сделать, чтобы полюбили тебя. Отношения превратились в смесь бизнеса и охоты - как бы не нажать не ту кнопку, как бы не сделать неверного шага, как бы все просчитать...
К общению наш современник подходит весьма практично - коль человек так хрупок, раним, сложен и непредсказуем, общение с ним требует тренинга. О чем это говорит? О том, что моделей естественного поведения все чаще и чаще у человека нет. Что человек, сталкиваясь с другим, испытывает полное непонимание, теряется, не знает, как себя вести, что правильно, а что нет, что можно, а что нельзя. И, что гораздо важнее, крайне опасается действовать просто исходя из собственных чувств и желаний, так как, во-первых, сомневается в их адекватности, во-вторых, жутко боится потерпеть поражение. А вдруг откажут? А вдруг пошлют куда подальше? Паническим страхом перед фиаско мы не в последнюю очередь обязаны повсеместному культу успеха. С этой точки зрения отношения с животным - отношения заведомо успешные.
Что же касается человека, то лучше предварительно прощупать почву в чате или поднабраться навыков на тренинге, отработать технику. К другой личности теперь принято относиться как к механизму, который нужно изучить, внимательно прочитать инструкцию и усвоить правила использования.
Если человеку трудно полагаться на эмпатию, то есть на способность понимать и проникать в мир другого, это свидетельство того, что и собственные эмоциональные ресурсы у него заморожены - он не может чувствовать другого, поскольку сам ничего толком не чувствует: все чувства ушли или в соматику, или в разного рода симптомы. Поэтому единственный выход в данной ситуации - переход на уровень методик. Так безопасней. Больше иллюзий надежности и уверенности.
Или можно завести зверушку.
Hаши координаты: E-mail: utro@utro.ru Internet: http://www.utro.ru Тел./Факс: (095) 363-1145
------------------------------------------------------------------------------- -
YTPO. c 1999-2002 Ежедневная электронная газета "YTPO"
Best regards, Boris
--- Ручка шариковая, цена 1.1.5-20011017 * Origin: из-под дpевней стены ослепительный чиж (2:5020/113)
назад | Указатель рубрики | вперед |