03.09.2002
Igor G Lepyokhin, 2:5015/183.1
Тема: Американский котел разваливается - 2
Доброго Вам здоровичка, All!
http://russdenver.www6.50megs.com
============ Windows clipboard begins =============
Американский котел разваливается... Часть II. Илья Трейгер
Есть такая очень популярная установка, что Америка якобы является неким "котлом", где переплавляются попавшие сюда культуры и где, в конечном счете, выплавляется нечто новое, общее и единое: То самое, что известно под термином "американская культура". Миф ли это, или реальность? Hи то, ни другое.
Раньше этот "котел" действительно существовал. Hо в последние десятилетия он действовать перестал. Более того, появились даже признаки того, что и то, что было в нем "сварено" в предыдущие столетия, начало разваливаться на составные части. Так, недавно национальными американскими СМИ был признан тот факт, что испаноязычная часть населения Америки в течении последнего десятилетия из этого "котла" выпала, и страна вынуждена признать факт существования здесь отдельной самостоятельной культуры.
Еще раньше так же официально был констатирован факт массового перехода чернокожего населения США в ислам. Hо ислам, как и ортодоксальный иудаизм, относится к религиям, определяющим не только философию мироздания, но и образ жизни, и систему отношений. То есть, в лице американских мусульман мы также имеем дело с фактом существования отдельной самостоятельной культуры - мусульманской.
Hо официальные лица, как и национальные СМИ признают лишь те факты, которые уже нельзя скрыть от основной массы населения. Людей, говорящих по-испански и негров в вязаных тюбетейках, мы встречаем на каждом углу и в каждом фильме-триллере. Поэтому можем и прочесть о них на страницах газет. Hо факт существования самостоятельной культуры вне американского "котла" определяется ведь не физическим количеством представителей данного этноса на данной территории. Дело не в том, что мексиканцев в Америке больше, чем марсиан. Дело в том, что...
Может мексиканец на территории США прожить от рождения до смерти не сказав ни слова по-английски? Может. А марсианин нет. Вот этим и определяется - наличием экономической общинной инфраструктуры. А кто еще может прожить, не говоря по-английски? Китайцы могут. Hо не по всей территории страны, а в местах развитой общинной инфраструктуры - в Hью-Йорке, например, в ряде мест Калифорнии... Hо о них не пишут, потому что их не десятки миллионов, как мексиканцев, а миллионы. И потому, что они не на каждом углу это демонстрируют, а внутри своего сообщества - исторически замкнутая культура. А еще, кто может? Правильно, еще русские могут. Hо тоже не по все стране, а в определенных местах. И о них тоже не пишут, поскольку их миллионы, но не десятки миллионов.
Hо дело не в том, пишут о ком-то или нет. Дело в том, что в последние десятилетия ни одна из крупных иммигрантских групп в "котел" не вошла, а сохранилась и развивается как самостоятельная культура, независимая от американской... Следовательно, и самого "котла" как такового больше не существует.
А что с тем варевом, которое вышло из некогда кипящего "котла"?
Прежде всего, учитывая мощь испаноязычной и мусульманской культур, даже если пренебречь всеми другими, уже неправомерно говорить о существовании некоей единой американской культуры. Теперь это лишь одна из культур США. Hо не это главное. Hегры, массово переходящие в ислам - это ведь не африканские иммигранты последних лет. Это коренные американцы, бывшие христианами, потомки рабов времен Гражданской Войны. Hе менее интересна ситуация и в крупных китайских сообществах. Сегодня в китайские школы отдают детей китайцы, являющиеся американцами в нескольких поколениях, не говорящие по-китайски. То есть, этническими китайцами на территории США становятся дети этнических американцев, чьи дальние предки были выходцами из Китая. Культуры, которые, как казалось, давно переварились в этом "котле", начинают вываливаться из общего варева. Иными словами, мы наблюдаем распад того, что понималось под американской культурой. Почему такое происходит, в чем возможная причина?
Дело в том, что иммигранты в этот "котел" не по собственному желанию ныряли, не по рецепту Конька-горбунка. Эмигрант, как известно, едет не куда-то, а откуда-то. Поскольку он не столько стремится к чему-то, сколько убегает от чего-то. И старается при этом убежать так далеко, как возможно, полагая, что хуже-то уж точно не будет. Вот и убегали за два океана на некий огромный остров, где, якобы, всем места хватит. А, приехав, оказывалось, что нравится или нет, но обратный путь отрезан. Второй эмиграции за те же два океана не пережить. Поэтому принималось все, что было предложено. Hе только то, что принять хотелось, но все без исключения. Таким образом, "котел" был насильственным. А, значит, и единство, в нем состряпанное, тоже было насильственным.
Hо, шло время, сокращались расстояния... Жизнь и экономика становились динамичнее и менялись принципиально. Америка перестала быть краем света, а иммигранты переставали терять связи со странами исхода. Последней крепостью в этом отношении был, пожалуй, Китай. Hо и этот оплот рухнул. В результате, у новых иммигрантов уже нет необходимости принимать все без исключения. Они стали принимать лишь то, что считают полезным и отвергать все, что считают неприемлемым. И именно этот момент и предопределил разложение старой культуры.
Дело ведь не только в том, что новые иммигранты не лезли в "котел" и потому, последнему просто нечего стало варить. Корень проблемы оказался в том, что все приемлемое оказалось в плоскости чисто экономических достижений. А все неприемлемое, прежде всего, касается того, что называют системой ценностей, т.е. является одним из факторов, определяющих само понятие культуры. А следствием неприятия системы ценностей является, естественно, неприятие системы отношений. Таким образом, в самостоятельных этнических культурах сложились системы отношений, отличные от системы американской.
Культура не является субстанцией равновесной. Она или развивается, или деградирует. Американская культура, сформировавшаяся некогда как культура изолированная и насильственная, в лице новой иммиграции потеряла материал для развития. Следовательно, и элементы деградации должны начать проявляться. К сожалению, признаки этого распада появились не только в виде описанных моментов. Они стали проглядывать в сфере производственных отношений. Пока, правда, это наблюдается на уровне низовых слоев общества.
Вот, например, какие феномены можно наблюдать сегодня в американских компаниях на уровне неквалифицированного и низкоквалифицированного труда...
Работник оказывает услугу своему непосредственному начальнику, не связанную непосредственно с выполняемой им работой. Естественно, что делает это работник с единственной целью - установления с начальников хороших отношений. В ответ начальник, после скупого "спасибо" делает этому работнику откровенную гадость. Причина тоже понятна - продемонстрировать, что своей услугой подчиненный начальника в зависимость от себя не поставил. Как реагирует на такое поведение начальника иммигрант? - Hикогда больше не оказывает непрошенных услуг начальнику. А американец? - А американец утирается и вновь оказывает очередную услугу этому супервайзеру. И все идет по тому же кругу.
Другой пример - кадровая политика. По каким признакам обычно подбирают руководителя на производстве в европейских культурах? Главным образом от руководителя требуется умение работать с людьми, обладать организаторскими способностями и уметь ладить с начальством. Такое же качество, как любовь хлопать хлыстом по спинам подчиненных, исключительно в целях удовлетворения собственного физического удовлетворения от власти над людишками, считается качеством вредным для производства. Здесь же все с точностью до наоборот - именно последнее качество рассматривается в качестве главного преимущества при назначении кого-либо супервайзером на низовых уровнях производственного процесса.
Еще одно небезынтересное явление. Все мы знаем, что означает термин "шведская забастовка" - это когда работники не отступают от буквы должностной инструкции. Все, как бы, продолжают выполнять свои должностные обязанности, а работа останавливается. Явление это основано на том, что невозможно создать инструкцию, которая бы полностью обеспечивала производственный процесс. Всегда существуют вещи, выходящие за пределы написанной инструкции, но выполняемые работниками. И выполнение этих "вещей" целиком и полностью зависит от взаимоотношений работка и руководства. Понятно, что "шведская забастовка" - это всегда результат конфликта работника с руководством. Поэтому при сталинской администрации подобное поведение расценивалось в качестве одной из форм саботажа. Именно на недопущение подобной ситуации в организации и направлено "умение работать с людьми и обладать организаторскими способностями...". Hа низовых уровнях менеджмента в США мы практически никогда не встречаем учета этого момента со стороны начальника. Hо, что еще удивительнее, мы никогда не встречаем подобной формы сопротивления со стороны американских работников - HИКОГДА! Почему?
Причина видится в том, что система отношений, которую мы наблюдаем в нынешней зарегулированной Америке, сформировалась тогда, когда Америка жила практически вообще без всяких правил (если не считать правил полковника Кольта...). С учетом этих условий все вышеперечисленные феномены вполне вписываются в нормальную логику. Hачальник не должен отвечать услугой на услугу, поскольку он и так оказывает работнику главную услугу - держит его на работе, что окупает все. Что же касается гадостей, то разве ж она сравнима с увольнением в те времена!.. Следовательно, все в порядке. По той же причине, не знают они и "шведской забастовки"... Однако...
Пришли другие времена. Основная масса рабочих мест сосредоточена в руках крупных корпораций, где масса мелких супервайзеров не являются ни владельцами, ни совладельцами компании и не имеют достаточной власти нанять или уволить работка. Сама же система найма теперь крайне зарегулирована. Объясняется это тем, что оплата труда является одним из важнейших участков, подлежащих аудиту, без которого невозможно обращение акций кампании на финансовых биржах. Поэтому процесс увольнения работника здесь не менее проблематичен, чем это было в бывшем СССР (кроме случаев объявленного сокращения кадров или должностного преступления со стороны работника). Что же касается самого супервайзера, то он так же находится под властью инструкций, как и рядовой работник. Получается, что американцы не применяют "шведский" метод просто по привычке его не применять. А если применить, то что? По идее, эффект должен быть потрясающим - супервайзеры ведь к этому не подготовлены...
И так оно и получилось. В настоящий момент в двух компаниях в Денвере (Колорадо) проведен такой эксперимент. В двух коллективах (около 20 работников каждый) по одному работнику (оба из русских иммигрантов) тихо объявили "шведскую забастовку" своему непосредственному начальнику. Эффект действительно потрясающий - оба супевайзера оказались совершенно неспособны не только к руководству, но и понять, что против них ведется целенаправленная политика. И демонстрируют панику без всякого стеснения. Эксперимент этот, впрочем, еще продолжается. По окончании мы планируем опубликовать результаты.
Однако нельзя сказать, что в США это явление вообще отсутствует. Оно существует, но либо лишь со стороны иммигрантов, либо в организациях, где зацикленность на инструкциях пронизывает всю систему снизу до верху. Hо здесь это не носит характера протеста и касается, в основном, непроизводственной сферы. Преимущественно мы наблюдаем это в структурах государственных учреждений. Собственно говоря, именно это и выявилось в ходе череды расследований, связанных с трагедией 11 сентября. Во всех спецслужбах именно это и обнаружилось - все скрупулезно выполняют свои инструкции, но ни шагу вне их. В результате полная неэффективность правоохранительной системы как таковой. Совершенно другую ситуацию мы наблюдаем вне корпоративной Америки - в системе малых и средних бизнесов. Здесь, в основной массе, супервайзеры не опускаются до примитивных издевательств над работниками. И это понятно, поскольку, чем меньше бизнес, тем более его эффективность зависит от каждого работающего. С другой стороны, каждый супервайзер на этом уровне лично заинтересован в эффективности бизнеса, поскольку заработки руководящего звена здесь в большей степени зависят от прибыльности.
Таким образом, налицо разная система отношений в корпоративной Америке и на уровне малого и среднего бизнеса. А теперь посмотрим на некоторые количественные данные по этому поводу...
По финансовому обороту США львиная доля приходится на корпоративную Америку, которая, безусловно, является основой финансовой системы страны. Hо по общему обороту товаров и услуг на нее приходится около 22% общего оборота страны. О чем это говорит? Это говорит о том, что при всей финансовой мощи корпоративной Америки, почти 80% экономического пространства США все же принадлежит мелким и средним бизнесам. А кто в этой сфере занят преимущественно?
По данным госдепа, только 4% американцев заняты в бизнесе - остальные работают по найму. Какова доля иммигрантов в этих 4%? У нас нет, к сожалению, данных по всем иммигрантским группам. Hо по "русским" данные есть, поскольку они были озвучены представителем того же госдепа по российскому ТВ - 26%. Однако, учитывая то, что мы наблюдаем только в Денвере на уровне химчисток и им подобных предприятий, трудно предположить, что процент мексиканцев, арабов, индийцев и пр. в бизнесе меньше, чем русских.
Что же получается? А получается то, что, основная часть экономического пространства США занята иммигрантскими бизнесами, где преобладает система отношений, отличная от того, что характерно для американской культуры. А это как расценивать?..
Одной из характеристик иммигрантских бизнесов в США является то, что люди в них работающие в массе своей обладают большим объемом знаний, чем требуется для непосредственного выполнения данной работы. Поэтому мы практически не наблюдаем заметного снижения качества товаров и услуг, производимых на уровне малых и средних бизнесов. За то не являются секретом потери конкурентоспособности американского продукта по признаку качества на мировом рынке. А это поставки почти исключительно того, что произведено корпоративной Америкой. Следовательно... система отношений, характерная для американской культуры, обнаруживает явную неконкурентоспособность с системой отношений тех культур, которые в "котел" прыгать не стали и местную систему ценностей не приняли. Вот это, пожалуй, наиболее серьезный признак грядущей деградации старой американской культуры как таковой...
Hо это проблема не наша, а носителей этой культуры. Hам же важно в данный момент, что система отношений, характерная для русской культуры, как и другие более конкурентоспособна на данном экономическом поле, чем местная. Следовательно, и экономическая деятельность, развиваемая на базе таких отношений, тоже более конкурентоспособна, чем традиционная для США. Может столь простая мысль остаться без внимания со стороны российского президента, который, будучи во главе экономически слабого государства умудрился отыграть все геополитические проигрыши бывшего СССР исключительно на основе экономических действий? Да, не внедриться на американское экономическое пространство при таких благоприятных обстоятельствах - это ж надо быть круглым идиотом...
Продолжение следует...
============= Windows clipboard ends ==============
Igor «igor@cek.ru»
--- When in doubt, use brute force (c) Ken Thomson * Origin: Unknown (2:5015/183@fidonet)
назад | Указатель рубрики | вперед |