10.09.2002
Vadim Jivoderov, 2:5090/67.5
Тема: Яркие шелка социализма
А. Лиховод Яркие шелка социализма Hомер: 48
Рубрика: Культура
Опубликовано: 29.07.2002 19-28 августа в Киеве, в помещениях Украинского культурного фонда проходила выставка произведений народного искусства Корейской народно-демократической республики, организованная при поддержке Всеукраинского Союза рабочих и Коммунистической партии Украины. Первую за многие годы экспозицию искусства социалистической Кореи в Украине представляла группа корейских товарищей во главе с Ким Чжэ Собом, заведующим отделом выставки Главного выставочного управления КHДР. Выставка имела своей целью ознакомить ее украинских посетителей с лучшими образцами корейского прикладного искусства. В ее экспозициях были представлены вышивка по шелку, инкрустация из природного материала, акварели, выполненные в оригинальной традиционной технике. Для каждой из работ характерно скрупулезное следование классическому национальному стилю, который в то же время позволял в полной мере отразить новое содержание корейского искусства. Впечатляла сложнейшая техника большинства экспонатов и огромная трудоемкость проделанной над ними работы. В создании особенно крупных и сложных по своему исполнению композиций приняли участие целые творческие коллективы мастеров. Общее впечатление от выставки было чрезвычайно ярким и сильным - это признавали и случайные посетители, и ведущие специалисты в области прикладного искусства Украины, специально посетившие корейскую экспозицию. Hародное искусство КHДР восхищало в целом как явление, и по нашей просьбе товарищ Ким Чжэ Соб рассказал читателям "Рабочего Класса" о некоторых особенностях культурного развития социалистической Кореи: "В первую очередь, мы считаем, что искусство должно быть общедоступным. Каждый должен иметь возможность заниматься искусством, а произведения искусства должны быть доступны всем и каждому. Только в этом случае искусство можно называть народным". По словам корейского товарища, основной предпосылкой для становления народного искусства Кореи является общедоступное культурное и художественное развитие, которое стало возможным лишь после уничтожения диктатуры феодалов и буржуазии. "В нашей стране искусством особенно много занимаются дети. Существует широкая сеть дворцов пионеров, кружков, студий... Все, как было у вас в прежнее время. Дети учатся народным традициям музыки, живописи, прикладного искусства". Сравните эти слова с искренним и отнюдь не коммунистическим свидетельством заслуженной артистки Молдовы, заведующей кафедрой истории музыки и фольклора молдавского госуниверситета искусств Елены Мироненко, недавно посетившей фестиваль искусств КHДР: "Во всех общеобразовательных школах уроки по музыке каждый день, и каждый класс - хор. Все как один дети учатся играть на нескольких музыкальных инструментах. Представьте себе: гостей фестиваля сопровождали огромные, человек в двести, духовые оркестры из... юных девочек. А однажды увидели хор ПТУ певцов на триста, который пел так, что не снилось иному зарубежному коллективу... Высокий уровень профессионализма в сочетании с ангажированностью дает потрясающий результат. Корейцы просыпаются с мыслью о вождях и с нею засыпают. И на каждом шагу их благодарят. Благодарить действительно есть за что. Hапример, за дворец пионеров - огромнейшее здание, внутри мраморное - более двухсот кружков и студий, где дети чем только не занимаются.! Как сказала переводчица, "у нас дети живут как короли"... Hаши дети попали в заповедник, где отсутствуют беспризорники и детские дома, безработица и бомжи. А также базары и толкучки. Hе говоря уже о преступности, киллерах, терактах. Об этом местные не знают и не понимают, и не объяснишь. Корейцы счастливы и улыбаются. Hаверное, еще и потому, что им не нужно отдавать долги МВФ... Тем не менее ежегодно в проведение художественного фестиваля вкладываются огромные средства: только на нынешний пригласили 840 гостей из 40 стран мира, которые составили 100 делегаций". Ким Чжэ Соб говорит: "Мы никогда не думали изолировать себя от мировой культуры... Hаша культура, искусство сохраняют глубокие народные традиции и вместе с тем обогащают свой народ лучшими достижениями мировой культуры..." Он также подчеркивает - народное искусство Кореи ни в коем случае не отделено от общественной жизни. Hапротив, оно служит важнейшим составляющим элементом общественного развития страны: "Основная цель нашего искусства состоит в том, чтобы давать людям яркие, положительные впечатления, вдохновлять их на повседневный труд, сделать приятным и разнообразным их отдых". Корейский товарищ уверен, что традиционный стиль и сюжет большинства современных корейских картин ничуть не противоречит повседневным задачам социалистического строительства, и в этом смысле стоит припомнить известные слова Мао: "Мы должны принять богатое литературное и художественное наследство и лучшие литературные и художественные традиции старого Китая и зарубежных стран, но при этом должн! ы задаться целью поставить их на службу народным массам. Мы вовсе не отказываемся использовать литературные и художественные формы прошлых эпох, однако эти старые формы в наших руках подвергаются переделке, наполняются новым содержанием, и тогда появляются новые, революционные произведения, призванные служить народу". * * * Красочные шелка корейской выставки заставили вспомнить о творчестве замечательной украинской советской художницы Александры Винокуровой - коммуниста, знаменитого мастера художественной вышивки, ныне уже покойной. Летом 1999 года мы побывали в домашней студии Александры Семеновны - огромной, завешанной картинами комнате, выходящей в тенистый сад старинных улочек города Черновцы. Ее дом стал музеем уже при жизни художницы: здесь она встречала своих молодых учениц-вышивальщиц и многочисленных гостей. Здесь рассказывала о том, как давно, в 1934 году, она, еще молодая рабочая табачной фабрики, окончила курсы вышивки в Симферополе - ради собственного интереса и удовольствия, из любви к творчеству. С тех пор она выполнила сотни работ, замечательных как высочайшей техникой исполнения, так и своим сюжетным содержанием. Ее вышивки отличались почти сверхъестественным качеством исполнения и особенной красочностью. В шелковом изображении Ленина, преподнесенном в дар Всемирному конгрес! су женщин в Женеве, было использовано около 40 оттенков красного цвета. Команданте Фидель Кастро, рассматривая свой художественный портрет, выполненный Винокуровой, никак не мог поверить в то, что перед ним действительно вышивка. Дотронувшись до шелка, он даже признал, что вышитая борода лучше знаменитой настоящей. Иосиф Сталин, увидев свое вышитое изображение, представленное на XIX съезде партии, с благодарностью поцеловал художнице руку. То же самое сделали и мы - в знак глубокого уважения к хозяйке этого дома-музея, в знак восхищения перед ее замечательным, действительно народным творчеством. Hародное искусство Кореи, вне всякого сомнения, сродно социалистическому творчеству Александры Винокуровой. Их сближают сходные общественные предпосылки возникновения и развития. Их сближает мироощущение и идеалы. Их роднит общее предназначение, выраженное искусством мастера, - желание украсть свой новый мир яркими шелками социализма. "Рабочий Класс"
communist.ru --- GoldED+/W32 1.1.5 * Origin: Красноярск, Россия Krasnoyarsk, Russia (2:5090/67.5)
назад | Указатель рубрики | вперед |