10.09.2002
Boris Paleev, 2:5020/113
Тема: США: почему умные люди верят в потусторонние вещи?
Hello All!
США: почему умные люди верят в потусторонние вещи?
Согласитесь, довольно забавно слушать о том, насколько глупы и наивны могут быть убеждения других людей, ведь мы твердо уверены в том, что сами всегда проявим достаточную сообразительность, чтобы не попасться на уловку...
Что же заставляет умных людей верить в глупые вещи? Ответ, очевидно, в следующем, пишет Майкл Шермер, владелец журнала "Скептик" и автор книг "В тени Дарвина" и "Почему люди верят в чудеса?": люди склонны безотчетно защищать даже те взгляды, которые приобрели без подобающего размышления о том, правильны они или нет. Мы очень редко рассматриваем все имеющиеся аргументы, взвешивая "за" и "против", и принимаем решение, опираясь на рациональное мышление независимо от предыдущих убеждений. Большинство из нас в принятии решений чаще всего полагается на другие факторы - семейное воспитание, взгляды родителей, наследственность, влияние сверстников, образование, эмоции и чувства, настроение, нажитый опыт и так далее.
Чаще всего из имеющихся вариантов мы выбираем не тот, который следовало бы выбрать рационально, а тот, который нам наиболее подходит, исходя из всего выше перечисленного, при этом просто игнорируя или находя причины для отказа от других опций.
Вероятно, именно это должно объяснять тот факт, что 30% американцев верят в существование HЛО, управляемых представителями других цивилизаций, 40% считают астрологию научной дисциплиной, 32% верят в счастливые числа, 70% считают магнитотерапию лечебной, а 88% предпочитают методы альтернативной медицины.
Интересно то, что образование само по себе не спасает от склонности верить во всякого рода мистику. Так, например, хотя вера в действенность магнитотерапии и упала с 71% среди выпускников школы до 55% среди выпускников колледжа, это отнюдь не отрадная статистика. Более того, склонность считать альтернативную медицину эффективнее традиционной даже поднялась с 89% среди выпускников школы до 92% среди окончивших колледж.
Подойти ближе к причине проблемы позволяют другие данные: 70% американцев до сих пор не понимают суть процесса научного исследования, который опирается на прогнозировании вероятности событий, выдвижении гипотез и их экспериментальную проверку. Высшее научное образование повышает процент людей, понимающих суть научного метода (53 % против 38% со средним научным образованием и 17% с со средним). Тем не менее, ясно, что недостаточно обучать тому, что открыла наука, необходимо понять, суть процессов.
Согласно некоторым из недавних исследований, уровень скептицизма к псевдонаучным данным был одинаков у студентов, показавших хорошие результаты в знании фактического материала, и у тех, кто имел более скромные результаты. Вывод (и он справедлив, к сожалению, не только для образования в США): нас учат тому, что думать, однако не учат тому, как думать.
Для того чтобы поправить эту статистику, необходимо понять, что наука это не набор разрозненных фактов, а стройная динамическая система, открытая для проверки и постоянного отбора ошибочных утверждений. Пока же этого не будет достигнуто, "песнь сирены псевдонауки" будет слишком соблазнительной, чтобы ей противиться, независимо от того, насколько вы умны и сообразительны.
News.Battery.Ru - Аккумулятор Hовостей, 10.09.2002 Источник: Hовости Hауки
Best regards, Boris
--- Ручка шариковая, цена 1.1.5-20011017 * Origin: из-под дpевней стены ослепительный чиж (2:5020/113)
назад | Указатель рубрики | вперед |