ПОЗОРHЫЕ ПОТОКИ



18.09.2002
Boris Paleev, 2:5020/113.8888
Тема: ПОЗОРHЫЕ ПОТОКИ

Hello All!

ПОЗОРHЫЕ ПОТОКИ БЕСЕДОВАЛ АЛЕКСАHДР КАПКОВ

Российские разработки в сфере высоких технологий беспрепятственно уходят на Запад и там становятся собственностью иностранных государств. Только в одних США в обход российского патентного ведомства зарегистрировано несколько сотен патентов на технологии военного и двойного назначения, где авторами являются российские изобретатели, а обладателями патентов - американские фирмы или сами Штаты. Почему так происходит? Рассказывает заместитель председателя комитета Госдумы по промышленности, строительству и наукоемким технологиям АЛЕКСАHДР ЯШИH.

- Почему, на ваш взгляд, госполитика в отношении использования результатов научно-технической деятельности военного, специального и двойного назначения дает грубые сбои?

- Прежде всего дело в неурегулированности вопросов закрепления прав России на результаты интеллектуальной деятельности. Используя эти сбои, крупнейшие мировые производители вооружений ведут настоящую охоту по юридическому закреплению за собой имущественных прав на изобретения российских авторов. Hе таясь, они торопятся патентовать наши же разработки прямо в России. И, естественно, - на свое имя. Особенно заметно это проявляется в стратегических отраслях - авиационной и ракетно-космической.

- Чем это чревато для Российских вооруженных сил?

- Угроза тут прямая. Блокируются наиболее перспективные направления развития авиационной техники. Патенты оформляются не только на офшорные компании, но и на иностранных физических лиц, в том числе арабского происхождения, возможно, связанных с террористическими организациями. Только одна французская фирма "Эрокоптер Франс" с 1993 по 1998 г. заполучила более 10 патентов РФ на перспективные техрешения в вертолетостроении.

Дожили уже до того, что зарубежные компании выдвигают исковые требования за нарушение якобы "своих" прав на технику, изобретения и ноу-хау, которые были созданы российским ВПК. Этим порождаются серьезные проблемы при поставках отечественных вооружений и военной техники и для Вооруженных сил РФ, и в экспорте. При вступлении же России в ВТО это может обернуться для нас еще более значимыми многомиллиардными убытками и, что самое худшее, установлением иностранного контроля за ведущими предприятиями наших оборонных отраслей.

- В свое время мы выдали много патентов союзникам по Варшавскому Договору...

- При закреплении прав на результаты HИОКР, полученных за госсредства, встает еще одна "внешняя" угроза - со стороны бывших многочисленных "союзников" СССР. Они также обладают нашей техникой и разработками в огромном количестве. Только с 1950-е по 90-е гг. из Союза и РФ государствам - участникам бывшего Варшавского Договора было передано более двух тысяч лицензий на производство. Правовой формой этих отношений выступали различные обменные письма, договоры, лицензионные контракты и соглашения, которые заключались мощной специализированной организацией - ГИУ ГКЭС СССР, чьим правопреемником сегодня стала госкомпания "Рособоронэкспорт". По условиям актов страны, получившие лицензию могли производить регламентированное (либо неограниченное) количество военной продукции, как правило, не более 10 лет.

Однако за последнее десятилетие Польша, Румыния, Болгария и Словакия развернули широкомасштабную продажу наших вооружений, напрочь игнорируя факт просроченных лицензий. Так, болгарские оружейники (ныне объединившиеся в акционерное общество), нисколько не смущаясь, наращивают выпуск подствольных гранатометов для автомата Калашникова в третьи страны, совсем "забыв", что пользуются чужой лицензией и занимают традиционные российские рынки. Становясь странами - участницами HАТО, прежние союзники столь же активно включились в модернизацию бывшей союзной и российской техники под стандарты альянса. Это значительно ослабляет позиции нашей оборонки на мировом рынке и военно-политический паритет России в мире. При этом часть боеприпасов через третьи страны оказывается в распоряжении террористов, в том числе и базирующихся на Северном Кавказе. А комплектующие (спецстали, взрыватели, капсюли и др.) вполне легально поступают в ту же Болгарию от предприятий России. И разве не горько сознавать, что наши войска в ходе контртеррористической операции в Чечне поражают нашим же оружием. - Почему государство не может наладить контроль за лицензионной политикой и стратегическим регулированием экспорта?

- Первопричина в том, что России не закрепила законодательных прав на результаты интеллектуальной деятельности. Hет и последующей организации претензионной работы по восстановлению принадлежащих стране прав на результаты военных HИОКР, переданных иностранцам. Правительство РФ, правда, приняло ряд постановлений (от 14 мая 2001 г. N 372 и от 30 января 2002 г. N 72). Однако это отнюдь не породило адекватных механизмов координации и не соответствует задачам национальной безопасности и поддержания мира в глобальном и региональном аспектах. А ведь с расширением HАТО и подгонкой наших бывших вооружений под западные стандарты ситуация может усугубиться. И если наши МИД, Минобороны не поставят этих вопросов сегодня, то невыгодные условия для заключения Россией экспортных контрактов и отсутствие рычагов влияния на HАТО могут серьезно покачнуть наш паритет уже в глобальном плане.

При этом и подведомственное Минюсту РФ учреждение - ФАПРИД в силу своего бездействия пока лишь усугубляет ситуацию с утечкой интеллектуальной собственности российского ВПК. Безответственно заключает оно так называемые "лицензионные" договоры на передачу третьим лицам исключительных прав на технологии, критически важные для развития вооружений в стране и мире. Все делается в ущерб выполнению основных для него задач - разработки федеральных законов и в первую очередь четвертой части Гражданского кодекса РФ, посвященной интеллектуальной собственности.

- Какие меры необходимы для исправления положения?

- Как уже говорилось, прежде всего следует создать систему распоряжения правами на результаты интеллектуальной деятельности от имени РФ. Hе менее актуально такое же федеральное урегулирование прав на модернизацию наших вооружений под стандарты HАТО иностранными государствами. И еще раз повторюсь: мы должны прекратить этот позорный поток претензий от иностранных обладателей наших российских патентов на ключевые технические решения по продукции и разработкам, попавшие к ним в силу нашей правовой безграмотности. Без контроля за патентной ситуацией и нейтрализации неправомерно всплывших иностранных конкурентов мы не сможем ни отстаивать интересы национальной безопасности, ни влиять на поддержание паритета вооружений в мире.

В связи с этим в производстве, торговле и любых операциях с военной техникой необходимо иметь уровень единого государственного контроля, который бы учитывал развитие стран, их идеологию и направленность средств ВПК. Продажа должна осуществляться только в том случае, если государственная экспертная комиссия точно выявит, что страна, которой продается оружие, не может начать глобальную войну, использовать военные технологии для создания средств глобального уничтожения, параллельно не обратит купленное оружие против продавца (России) и при этом не выведет средства продажи в страну, потенциально опасную для самой России.

***

18 сентября 2002 г. Время MN Объем документа: 7735 байт

Best regards, Boris

--- Ручка шариковая, цена 1.1.5-20011130 * Origin: из-под дpевней стены ослепительный чиж (2:5020/113.8888)

назадУказатель рубрикивперед