Реклама

Реструктуризация не спасает компании от смерти



23.09.2002
Boris Paleev, 2:5020/113.8888
Тема: Реструктуризация не спасает компании от смерти

Hello All!

Реструктуризация не спасает компании от смерти

Зато обогащает их могильщиков

банкротство по-американски

Вслед за крахом Enron по Америке прокатилась волна громких банкротств, в том числе таких гигантов, как WorldCom, Global Crossing, Adelphia Communications, Kmart и NTL. Общая сумма активов компаний составляла $267,6 млрд. Казалось бы, американское законодательство дает шанс спасти хотя бы часть этих денег, но на самом деле они уходят на сторону: компании умирают, успев оплатить недешевые услуги специалистов по банкротствам и подорвать дела своих конкурентов.

Пути банкротства

Еще в 1934 году Верховный суд США сформулировал основную цель закона о банкротстве: "Дать честному, но неудачливому должнику новый шанс в жизни и открытый простор для будущих усилий без тяжкого бремени прошлых долгов и заботы о них". У корпораций-банкротов есть две возможности: осуществить самоликвидацию по статье 7 законодательства о банкротстве либо подать заявление на реорганизацию по статье 11. Многие компании предпочитают последнее -- ведь в этом случае у них есть шанс остаться в бизнесе и сохранить ключевые активы.

Процедура банкротства в США регулируется пятью статьями 11-го раздела свода законов, иначе именуемого "Закон о банкротстве",-- 7, 9, 11, 12 и 13-й.

Статья 7 ("Ликвидация") предусматривает банкротство как частного, так и юридического лица посредством ликвидации имущества. В этом случае имущество должника под надзором суда оценивается в денежном эквиваленте и распределяется между кредиторами. Часть собственности остается у должника. Обычно должник освобождается от ответственности по долгам в течение нескольких месяцев с момента подачи заявления о банкротстве.

Статья 11 ("Реорганизация") касается коммерческих предприятий -- при банкротстве по этой статье им позволяется продолжать деятельность на определенных условиях. В течение 120 дней с момента удовлетворения прошения о регистрации банкротства по этой статье должник подает в суд план реструктуризации бизнеса. В случае его утверждения часть долгов компании списывается, часть реструктурируется и погашается постепенно. Должник сохраняет основные активы и получает возможность разорвать обременительные контракты.

Статьи 12 и 13 оговаривают несостоятельность физического лица (13) и фермерского хозяйства (12) на условиях сохранения ценных активов и выплаты долга по утвержденному судом плану в течение трех-пяти лет. Статья 9 эквивалентна статье 11, но применяется к муниципальным организациям и налоговым округам.

Тем не менее, как показывают исследования, банкротство по статье 11 не является панацеей. Об этом, в частности, свидетельствуют данные Линна Лоруки (Lynn M. LoPucki), профессора юриспруденции Калифорнийского университета, который исследовал все случаи банкротства по этой статье компаний с активами не менее $100 млн начиная с 1980 года. Компании-банкроты, пройдя под надзором суда через процедуру реорганизации, как правило, возвращаются по истечении оговоренного срока к своей деятельности; только в 83 случаях из 569 банкроты окончательно свернули бизнес. Однако впоследствии многие компании переживают повторное банкротство. Так, из компаний, завершивших реструктуризацию в 1991-1996 годах, 29% прекратили деятельность в течение пяти лет.

Кому выгодно банкротство

Что же влечет компании ко дну, несмотря на спасательный круг, брошенный им в виде 11-й статьи законодательства о банкротстве? Как ни странно, сам процесс реструктуризации. Он прежде всего связан с колоссальными затратами на адвокатов и различного рода экспертов по банкротству; их вознаграждение в среднем достигает 2% активов компании. Чем более масштабным является банкротство, тем больше размер комиссионных. Как отмечает газета USA Today, комиссионные специалистов, занимающихся реструктуризацией Enron, могут составить до $400 млн, или около 25% всех средств, находившихся в распоряжении Enron в июле этого года.

Больше всего на банкротстве по статье 11 зарабатывают адвокаты. Hапример, доходы юридической фирмы Weil Gotshal & Manges, которая представляет в суде WorldCom, Enron, Global Crossing и Adelphia Communications, с 1998 года выросли на 45%, хотя в среднем доходы юридических компаний сейчас не растут. Консультанты по вопросам реорганизации тоже стоят немало. Эксперт Альберт Кох (Albert Koch), консультирующий торговую сеть Kmart, получает $640 в час -- практически столько же, сколько финансовый директор компании (о доходах руководителей обанкротившихся компаний Ъ писал 16 сентября). Таким образом, компания-банкрот попросту содержит два "комплекта" очень дорогих руководителей. Hе остаются внакладе и бухгалтерские и аудиторские компании -- их специалисты по банкротствам получают более $300 в час. Значительный процент взимают также посредники по реализации активов после ликвидации компаний. При этом все эти услуги не гарантируют компании возвращение в строй.

Статья 11 дает и еще одно преимущество. С момента регистрации банкротства по этой статье компания-должник автоматически приобретает статус должника во владении. Как гласит информационный бюллетень по банкротству федерального управления судов США, "как правило, должник, именуемый должником во владении, сохраняет за собой контроль над бизнесом и выполняет все функции, которые в случае с другими статьями выполняет арбитражный управляющий". Иными словами, прежние руководители фирмы остаются на своих местах в течение многих лет реструктуризации. В результате у них появляется соблазн затянуть процесс, а не провести его эффективно.

Именно несовершенство американского законодательства о банкротстве считают одной из причин углубляющегося кризиса в некоторых отраслях экономики США, прежде всего в телекоммуникационной и энергетической. По мнению многих аналитиков, судебная защита должника при банкротстве по 11-й статье рождает порочный круг. Сохраняя ценные активы, компания обретает судебную защиту, которая ограждает ее от влияния многих негативных факторов, действующих на рынке. Издержки такой компании снижаются, она может устанавливать более низкие цены, что ставит в неравные условия ее конкурентов, не имеющих такой защиты. В итоге происходит новый виток банкротств. Вместо того чтобы оздоровить ситуацию в отрасли, реорганизованные компании тянут ее ко дну.

HАТАЛЬЯ Ъ-СКОРЛЫГИHА, ЕЛЕHА Ъ-ЧИHЯЕВА

23 сентября 2002 г. Коммерсантъ Объем документа: 6764 байт

Best regards, Boris

--- Ручка шариковая, цена 1.1.5-20011130 * Origin: из-под дpевней стены ослепительный чиж (2:5020/113.8888)

назадУказатель рубрикивперед