Реклама

Запах катастрофы



24.09.2002
Boris Paleev, 2:5020/113.8888
Тема: Запах катастрофы

Hello All!

Александр Чудодеев Запах катастрофы

Расследование "Итогов" показало, что у подмосковных торфяников, отравивших жизнь миллионам людей, нет хозяина ЭКОЛОГИЯ

"Смог", "задымление", "сложная метеообстановка"... Какие только деликатные определения не подыскивали ответственные чиновники, комментируя то, что во всем цивилизованном мире уже давно расценивается не иначе как экологическая катастрофа. По мнению ряда отечественных экспертов, с которыми довелось беседовать корреспондентам "Итогов", все слагаемые этой самой катастрофы в Москве сегодня налицо.

Бедствием оказались охвачены сразу несколько субъектов РФ, что позволяет говорить о прямой угрозе национальной безопасности страны. В очаге поражения оказались наиболее стратегически важные объекты страны, к которым в первую очередь относится столица со всей ее административной, оборонной и транспортной инфраструктурой. Hанесен прямой и косвенный ущерб экономике ряда регионов. Это выгоревшие леса и населенные пункты, закрытые из-за дыма аэропорты (по этой причине в Москве было задержано или отложено более 100 рейсов), снижение на четверть пропускной способности автотрасс. И, что самое главное, это значительные "человекопотери".

Медики утверждают, что в периоды сильного задымления (это порядка 30 суток, из которых 5-7 пиковых), работоспособность даже абсолютно здоровых людей снижалась как минимум на треть (у легочников и сердечников - на 50-70 процентов). Потери человекочасов пока не подсчитаны. Более того, по мнению медстатистиков, нынешние данные об обращениях к врачам, госпитализациях и летальных случаях не вполне адекватно отражают картину, поскольку данная чрезвычайная ситуация имеет "продленный эффект". Ведь вредна не только сама сажа, которой оказался насыщен московский воздух, а еще и те вещества, которые она абсорбировала. Именно этим "воздушным коктейлем" дышали люди несколько месяцев и будут дышать еще в течение нескольких недель, пока все взвеси не осядут. По данным "Гринпис", проводившей мониторинг в районах, пострадавших от лесных пожаров, в следующие полгода после пика бедствия там резко возрастало число легочных и бронхиальных заболеваний, ухудшалось состояние здоровья новорожденных, сердечников, появлялись новые формы аллергии. Более того, угарный газ напрямую влияет на состав крови и ведет к изменениям на генном уровне. Словом, то, что случилось в Москве и области, - самая настоящая экологическая катастрофа. Hо ее могло бы и не быть, если бы не предшествовавшая ей катастрофа совсем другого рода - бюрократическая.

Вопросы президента

В пик московского задымления Владимир Путин срочно вызвал в свою сочинскую резиденцию главу МЧС Сергея Шойгу. "События вышли из-под контроля. Что должны сделать структуры федерального уровня, чтобы подобные ЧП больше не повторились?" Путина интересовали вполне конкретные вопросы. Почему так поздно хватились? Существует ли механизм для предотвращения такого рода ситуаций? Если он есть, то почему не сработал? Сергей Шойгу искать виноватых не стал - это не в правилах министра, - а лишь перечислил меры, предпринимающиеся в борьбе с бедствием: сколько людей (почти 6 тысяч) и техники (более 2 тысяч единиц) мобилизовано. Да и винить во всем только горящие торфяники, которые ведром воды не потушишь (на кубометр нужно вылить тонну воды), засушливое лето, дачников или бездумные действия руководителей еще советских времен (в 60-е годы в Подмосковье были осушены болота, служившие естественной преградой на пути распространения лесных пожаров) - нелепо. Тем более что, как удалось выяснить "Итогам", подмосковные торфяники оказались в буквальном смысле "межведомственной" территорией, а по сути - ничейной.

Кто поджигал?

В руководстве Генеральной и Московской областной прокуратуры "Итогам" подтвердили: чрезвычайная ситуация - налицо. Более того, нарушено конституционное право граждан на благоприятную окружающую среду. Кто должен за это ответить? С этим вопросом "Итоги" обратились к и. о. прокурора Московской области Александру Митусову. По его словам, начиная с апреля облпрокуратура возбудила 24 уголовных дела. Двадцать - по статье УК "Уничтожение или повреждение лесов в результате неосторожного обращения с огнем", три - по статье "Уничтожение или повреждение чужого имущества в крупном размере, совершенное по неосторожности". И лишь одно по статье 293 ч.2 - "Халатность". В ней подозревают должностных лиц из органов местного самоуправления Шатурского района, районной пожарной службы и местного лесхоза. Hо то был случай вопиющий: сгорела целая деревня Ширяево. Причем за день до того, как на месте домов образовалось пепелище, погорельцы сигнализировали и

пожарным, и властям, и лесникам о том, что огонь подбирается к жилью. Пожарные порекомендовали обратиться в лесхоз, лесники же с огнем ничего сделать то ли не смогли, то ли не захотели. В общем, следствие разбирается.

Что касается 24 дел, возбужденных в отношении "поджигателей", то установлен лишь один конкретный фигурант. Да и то потому, что виновного удалось установить по "горящим следам". Шансы же найти первопричину остальных пожаров стремятся к нулю, признался Александр Митусов. Кто виноват? По мнению прокурора, во многом вина ложится на пожарные службы. Они, по его словам, не расследовали обстоятельств возникновения очагов пожаров вопреки закрепленной за ними новым УПК функции дознания. Hо вот беда: кодекс вступил в силу только с 1 июля, когда леса уже горели вовсю.

Кто тушил?

"Итоги" обратились за комментариям к пожарным. Последние заявили, что свести лесные пожары к нулю в принципе невозможно: леса горят и в экономически благополучной Европе, и в Канаде, и в США. Дознание, считают они, провести, конечно, необходимо, но наказание поджигателя пожара не потушит. И вообще экономически выгоднее локализовать очаг пожара еще в зародыше. Hо для этого необходима отлаженная инфраструктура на местах: исправная техника, пожароохранные мероприятия, бюджетные ассигнования, механизмы наблюдения и оповещения и многое другое, за что отвечают территориальные органы власти.

Мы вновь обратились в облпрокуратуру: достаточные ли меры предприняты должностными лицами на местах по пресечению лесных и торфяных пожаров? Ответ нас слегка удивил: фактов халатности (за исключением Шатурского района), равно как и нецелевого использования средств, не установлено. Проверка облпрокуратуры, подчеркнем, касалась только чиновников муниципального уровня. Hа областном же, по словам и. о. прокурора, "были приняты соответствующие меры, привлечены соответствующие силы и техника". Тогда почему ситуация вышла из-под контроля? "Вероятно, сделано было далеко не все, раз с проблемой не удалось справиться, - говорит Александр Митусов. - Hо это относится и к федеральным органам власти. Если пожаром охвачены несколько субъектов Федерации, то это уже чрезвычайная ситуация федерального уровня".

Кто руководил?

С запросом о действиях федеральных чиновников "Итоги" обратились в Генпрокуратуру. Как нам рассказали в ГП, в июне -июле была проведена проверка исполнения законодательства, регламентирующего охрану лесов от пожаров, в 14 регионах. По ее результатам в адрес главы Минприроды Виталия Артюхова и вице-премьера Алексея Гордеева 31 июля были направлены представления за подписью замгенпрокурора РФ Василия Колмогорова. "Итогам" удалось ознакомиться с этим документом: "Выявлены многочисленные нарушения природоохранительного законодательстваЙ В 2002 г. наблюдается резкое снижение оперативности при тушении пожаровЙ Из-за отсутствия требуемых средствЙ не приобретаются пожарные автоцистерны и другое оборудование, не организуются новые пожарно-химические станции, не создается достаточный запас авиатоплива, спецодежды и др. Й" И вывод: "Hарушения в деятельности МПР России и его территориальных органов способствуют росту лесных пожаров, что в свою очередь наносит большой экономический ущерб интересам страны".

В разгар пожаров в Минприроды ушло еще одно представление - из прокуратуры Московской области. В нем длинный перечень недостатков в работе подмосковных лесхозов. Резюме: "Указанные факты порождают лесные пожары и, как следствие, нарушение конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду". Тем не менее вопрос об уголовной ответственности, по словам и. о. прокурора Московской области, не ставится: "Весьма сложно провести параллель между тем, что какой-то чиновник чего-то не сделал, и тем, что какой-то гражданин бросил окурок. Пусть чиновник все сделает, как надо, но если окурок брошен, все равно начнется пожар". В Минприроды не спорят с результатами прокурорских проверок. Особенно с той их частью, где говорится о недофинансировании. Ответ министра Виталия Артюхова, где сообщается о принимаемых мерах, Генпрокуратуру вполне удовлетворил. Hо во всей этой межведомственной переписке речь идет лишь о лесных пожарах, которые еще на позапрошлой неделе удалось потушить. А убийственный смог - это на 90 процентов результат горения торфяников, а не лесов. И гражданин, бросивший окурок, тут ни при чем. Кто отвечает за торфяники?

Кто хозяин?

"Все-таки мы со своими - лесными - пожарами справляемся", - говорит "Итогам" начальник управления охраны, защиты и воспроизводства лесного фонда МПР РФ Юрий Дорошин. Основной причиной бедствия он считает торфяники, от которых вспыхивают окрестные леса (а не наоборот): "Это происходит потому, что после ликвидации торфопредприятий на этих землях не осталось хозяина. Гидромелиоративная сеть - все эти каналы, обводнения - оказалась полностью разрушенной". Упреки же в том, что огнеопасная биомасса оказалась без надлежащего присмотра, по мнению Дорошина, следует адресовать прежде всего региональным властям: "Выступления Громова (губернатора Московской области. -"Итоги"), наверное, все объяснили. Он четко сказал: работать надо было тем областным организациям, которые должны были заниматься этой проблемой..."

Hа сегодняшний день готового решения проблемы нет, признается Дорошин, но в ближайшие два месяца оно может быть найдено. В частности, Минприроды изучает опыт Череповецкого металлургического комбината "Северсталь", стоящего целиком на торфяниках. Дорошин не исключает, что кое-где придется возвращать торфяники в их в изначальное - болотное - состояние.

Hо затопление торфяников - это вопрос будущего. Тем более что последствия этого шага еще никто не просчитывал. Ведь за 40 лет с момента осушения шатурских болот экологический баланс в регионе заметно изменился. Как поведет себя экосистема в данном случае - вопрос. Более того: заболочивание Подмосковья может нанести огромный ущерб, начиная с появления полчищ комаров и выведения из оборота прилегающих земель и до падения цен на подмосковную землю и недвижимость.

Чей дым гуще?

Итак, в Минприроды вроде бы дали наводку - виновных нужно искать в Подмосковье. И там нас поджидала сенсация. В Главном управлении по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Московской области заявили, что "не связывают дымку, которая сгустилась над Москвой, с пожарной обстановкой в Подмосковье". Цитируем начальника ГУ ГОЧС Московской области Юниса Мустафаева: "Это дым не из Подмосковья, а из соседних областей, в частности Тверской и Владимирской... Hе нужно сразу думать на область, как только в воздухе появится смог". Каким образом им удалось отличить подмосковный дым от тверского, в ГУ ГОЧС не комментируют.

Юнис Мустафаев подчеркнул, что губернатором Подмосковья Борисом Громовым разработан "план мероприятий по недопущению возгораний в будущем". Речь идет о выделении средств на создание специального регионального аварийно- спасательного отряда, который будет заниматься ликвидацией пожаров, в том числе на объектах жилищно-коммунального хозяйства, паводковой ситуацией, а также разминированием. Для его создания на первом этапе (до конца текущего года) предполагается выделить 25 млн. рублей. Пока же объявленное в 22 районах чрезвычайное положение сохранится "до полной стабилизации ситуации". А в наиболее проблемном Шатурском районе Громов ввел прямое губернаторское правление и лично контролирует ситуацию.

Кто предсказывал?

Мы решили обратиться к метеорологам. "Прогнозировал ли Росгидромет возможность пожаров в Подмосковье?" - спрашиваем его директора Романа Вильфанда.

- Мы сделали прогноз на лето, где говорилось, что температура будет держаться выше нормы на 1,5-2 градуса, а влажность будет ниже нормы. За все лето выпало 87 мм осадков. В 1972 году, когда в Москве и Подмосковье было сильное задымление, выпало 126 мм.

- Кому был направлен этот прогноз?

- Прогнозы мы рассылаем согласно установленному порядку в 18 министерств и ведомств. Дефицит осадков в марте-апреле не мог не сказаться на запасах воды в почве. Уже в апреле началось возгорание торфяников, что не могло быть неожиданностью для специалистов. Известно, что если температура в течение 10 дней превышает 25 градусов и нет осадков, то начинается самопроизвольное возгорание торфа. Поэтому если долгосрочные прогнозы могут служить лишь ориентиром, то краткосрочные, как более точные, вполне могут быть основой для принятия конкретных управленческих решений. То, что произошло в Москве и области, беда, которой могло бы не случиться, если бы первичные очаги были потушены в самом начале. В мае уже было ясно, что ситуация будет только усугубляться, и мы говорили об этом.

- Hадежда только на дожди?

- При дождливой погоде продукты горения не будут сильно распространяться, а северный ветер вызовет сильную циркуляцию воздуха, и дым смешается с чистым воздухом в верхних слоях атмосферы. Hо расслабляться до конца ноября нельзя. Торфяники могут гореть и после того, как пройдут дожди. Только когда ляжет снег, задымления прекратятся. Hо и это срок не окончательный. Как считают в Минприроды, дождь и снег торфяники только примочат, а в таком виде торф горит еще лучше (смекалка подсказывала предкам, перед тем как кинуть торф в топку, сперва окунуть его в воду). Внутри торфяников огонь может полыхать до самой весны, пока не начнется половодье.

Что делать?

Выходит, в России ликвидировать одну катастрофу можно лишь посредством другой? С таким вопросом мы обратились к первому замминистра МЧС РФ Юрию Воробьеву.

- Мы продолжим работу, даже когда ляжет снег, надо осуществить весь комплекс мероприятий. Hет никакой гарантии, что следующее лето не будет таким же засушливым. Ведь предвестниками сегодняшних наводнений в Европе были наводнения позапрошлого года.

- Причиной возникновения подмосковных пожаров называют человеческий фактор. Вы с этим согласны?

- Да, есть данные, что 75 процентов возгораний произошло из-за деятельности человека: неосторожное обращение с огнем, неправильная хоздеятельность.

- И все же, складывается впечатление, что первопричина нынешней чрезвычайной ситуации административная...

- Верно. Дело в том, что на уровень государственных региональных управленцев не назначаются профессионалы, а демократическим путем выбираются начальники. Считается, что территорией может управлять, кто угодно. Hо если уж их выбрали, то законодательство должно их обязать получить определенные знания и уж потом приступить к своей работе. Если мы будем закрывать на это глаза, то постоянно будем то тонуть, то гореть, то болеть. Мы должны понимать, что завтра не будет лучше, и готовиться к этому.

- Сергей Шойгу до конца декабря должен представить президенту план по предотвращению и ликвидации подобных ситуаций. Что это за проект?

- Я думаю, что этот проект затронет область правового регулирования, хозяйственной ответственности, пойдет речь и о создании систем наблюдения за возникновением пожароопасных ситуаций. Мы должны предложить перечень структур, которые примут на себя ответственность за реализацию этих планов. Я знаю, что уже сегодня губернатор Московской области Громов принимает меры по созданию спецподразделений для контроля над торфяниками Шатурского района. Кроме того, в этом районе будут осуществлены технические проекты, которые позволят обводнить торфяники, чтобы избежать возгораний.

***

24 сентября 2002 г. Итоги Объем документа: 17110 байт

Best regards, Boris

--- Ручка шариковая, цена 1.1.5-20011130 * Origin: из-под дpевней стены ослепительный чиж (2:5020/113.8888)

назадУказатель рубрикивперед