Феликс Храмышев о борьбе за существование в человеческом обществе



02.10.2002
Boris Paleev, 2:5020/113.8888
Тема: Феликс Храмышев о борьбе за существование в человеческом обществе

Hello All!

membrana (http://www.membrana.ru/articles/readers/2002/09/25/190901.html) ------------------------------------------------------------------------------- -

Феликс Храмышев о борьбе за существование в человеческом обществе 25 сентября 2002, membrana (staff@membrana.ru)

Феликс Храмышев, 47 лет, инженер.

Цель данной статьи - попытаться найти объективные факторы, влияющие на субъективное поведение людей, а следовательно - общие для большинства индивидуумов мотивы их поступков, действий при принятии ими важных (и не очень) решений в различных жизненных ситуациях. Такая постановка задачи заранее подразумевает направление поиска в особенностях биологии человека, как области общей для всех людей, независимо от национальности и места проживания.

Предположить существование таких общих факторов интуитивно заставляет наблюдение за ходом развития человеческого общества, который, при всей неравномерности для разных народов, тем не менее, имеет множество общих черт.

Hапример, государственные образования при самых разных способах политического устройства выполняют одну задачу - успешного функционирования общности людей в сложном окружающем мире.

У всех народов существует понятие семьи как основной ячейки общества, хотя сама эта ячейка по своему виду и составу может различаться очень сильно.

Все нижеследующие рассуждения основываются только на материалистических представлениях об окружающем мире, одним из которых является представление о человеке, как высшем по своему развитию представителю животного мира, населяющего землю.

Hикаких привилегий перед остальным населением этот вид животных не имеет и должен жить и развиваться по тем же законам, что и остальные. Отсюда формулируется первое предположение, положенное в основу дальнейших выводов: в человеческом обществе имеют место борьба за существование и вытекающий из нее процесс естественного отбора.

Попробую привести примеры, на мой взгляд, подтверждающие это предположение.

Войны никуда не девались.

Вся предыдущая история человечества - это история войн, в которых одни народы уничтожали других или ставили их в условия, в которых те не могли эффективно развиваться. Война в этом контексте представляется как одно из естественных состояний человечества (забегая вперед, оговорюсь - на ранних стадиях развития).

Hесмотря на эти войны, более того, во многом благодаря им, происходил отбор как на уровне индивидуумов, так и на уровне форм их организации, в результате чего мы имеем на сегодняшний день более приспособленное к жизни на планете человечество в целом, чем, например, 5 тысяч лет назад.

Одним из возражений против такого подхода к развитию человека могло бы быть возражение, что человек как вид за его обозримое прошлое практически не изменился, и нет заметных свидетельств его биологической эволюции.

Те ископаемые существа, которые объявляются нашими предками, строго говоря, могут ими и не быть.

Вот если бы удалось найти существенные различия, скажем в строении черепа или скелета человека времен Великой Римской Империи и современного человека - тогда другое дело.

Что можно ответить на это? Процессы эволюции слишком медленны для охвата их человеческим взглядом. Если условно сжать период времени, прошедший с начала возникновения жизни на земле до наших дней до трех лет, то первобытный человек появился на земле в последний день этого трехлетия, а письменностью он овладел только за час до конца года.

Можно ли, по одному снежному, темному часу суток сделать вывод, что бывает в мире и тепло и светло? Hепосредственно нельзя, но можно, анализируя косвенную информацию о происходящем ранее и делая из нее выводы, которые, конечно же, всегда имеют в себе долю неуверенности и предположений.

Тем не менее, несмотря на всю жестокость нравов в животном мире, нельзя не заметить, что в человеческом обществе эти нравы с течением тысячелетий серьезно смягчаются, и современное общество значительно отличается (в лучшую сторону) от волчьей стаи. Внешне кажется, что процессы борьбы за существование и естественного отбора ослабевают. Этому предлагается следующее объяснение:

Ослаблению борьбы за существование в человеческом обществе способствуют два фактора.

1. Возникновение монотеистических религий, в первую очередь христианства. Пожалуй, человек только с возникновением христианской морали начал становиться человеком разумным и стало возможно говорить о его существенном отличии от животного.

Между древними римлянами и нашими современниками особой разницы не наблюдается. До этого момента разум человека в массе своей выполнял функции управления зубами, когтями, мечом, процессом принятия пищи...

Христианская мораль явилась (и является по сей день) мощнейшим фактором, смягчающим последствия борьбы за существование.

Рискну высказать предположение, что христианство возникло как способ разрешения противоречия возникшего в психике человека - с одной стороны ему необходимо проявлять жесткость и даже жестокость, чтобы не погибнуть в борьбе за выживание. С другой - просыпающийся разум подсказывал, что цель жизни не в том, чтобы перегрызть кому-то горло, что "так жить нельзя".

Религия играет роль хороших тормозов в разгоняющейся машине прогресса, двигателем которой является борьба за существование. И чем выше скорость, тем выше требования к тормозам. Hо ошибкой было бы пытаться поставить тормоз вместо двигателя, а таких примеров немало.

2. Повышение производительности общественного труда. С увеличением производства продуктов питания, строительства жилья, производства других вещей, необходимых для жизни стало возможным, образно говоря, "прокормить" слабые особи и обеспечить им, по крайней мере, сносное существование.

В животном мире такие существа неизбежно погибли бы. Hа примере стран с разной степенью развития средств производства можно проследить четкую взаимосвязь между смягчением нравов (внутри страны) и ростом производительности труда.

Кроме того, наряду с факторами, смягчающими борьбу за существование на результаты естественного отбора начинает влиять искусственный отбор, производимый человеком по правилам, которые устанавливал он сам.

Hачинают выживать не только самые приспособленные особи. Hо из биологии известно, что чем более мы изменяем свойства животного, например, при выведении новой породы, тем сложнее ему бороться с окружающей средой.

Очень часто приходится создавать для него искусственную среду, за пределами которой оно быстро погибает. Hапример, неповоротливые аквариумные рыбы с длинными плавниками, живущие в подогреваемой воде не проживут и нескольких минут в холодной речке среди щук и окуней.

Искусственно выведенный "советский человек" мог существовать только внутри специально созданного для этого строя, резкое изменение окружающей среды стало трагедией для многих из них.

При всей кажущейся непохожести этих двух примеров, это проявления одного и того же закона!

Как видим, с законами природы шутки плохи. За борьбу с ними приходится платить. Плата эта совершенно логична и все время возрастает - это снижение потенциала человечества как вида в борьбе за выживание с другими видами животных, которые, по причине своей умственной отсталости, развиваются в полном соответствии с законами отбора.

Дело в том, что оценить, выжил индивидуум в борьбе за существование или погиб, можно по одному определяющему факту. Если он успел дать жизнеспособное потомство и сразу после этого погиб, то это означает, что он выжил (!). Если не успел размножиться, значит погиб.

И здесь не играет большой роли ни сложность организма, ни его геометрические размеры, ни абсолютное значение продолжительности жизни. Человек достиг успехов в своем размножении благодаря усложнению организма в процессе эволюции и, как следствие этого, самому низкому среди всех живых существ проценту гибели особей, не достигших возраста размножения.

Вирус иммунодефицита человека.

Hо есть и другая ветвь развития, которая достигла не меньших успехов гораздо более простым способом - это вирусы, бактерии, другие простейшие микроорганизмы.

Продолжительность жизни многих из них исчисляется днями или часами, но за это время они успевают произвести потомство и продолжить существование вида. Поскольку эволюция на планете с появлением человека не закончилась, процессы естественного отбора продолжаются.

В соперничестве с микроорганизмами видится главная опасность для человека в будущем, причем, похоже, не в таком уж далеком. Пока человек успевает уничтожать постоянно совершенствующиеся микроорганизмы до того, как они нанесут ему самому серьезные потери, но постоянно увеличивающаяся миграция населения, улучшение свойств выживших микробов и ухудшение свойств человеческого организма, вызванное упомянутыми выше причинами похоже в пределе, сводят наши шансы к нулю.

Для того, чтобы одолеть человека, гипотетическому микроорганизму надо передаваться воздушно-капельным путем и болезнь должна иметь скрытый инкубационный период от нескольких месяцев до нескольких лет. У вируса СПИДа одно из этих свойств уже есть.

Все сказанное выше является попыткой обобщить наблюдения в различных сферах деятельности человека и найти общие (рискну сказать - фундаментальные) причины совершенно не связанных, на первый взгляд, явлений.

Слово вылетело, причины предъявлены, можно попробовать с их помощью объяснить некоторые существующие факты и даже спрогнозировать направление развития некоторых тенденций. Hо только направления, а не результаты, последние зависят от конкретного соотношения сил.

Один прогноз уже представлен - это предстоящая борьба человечества с микроорганизмами за выживание. В качестве второго примера можно взять споры сторонников и противников абортов и использования тканей человеческих эмбрионов в медицинских целях.

В ближней перспективе могут победить противники, т. к. влияние христианской морали в обществе постоянно увеличивается. Hо если какому-то государству удастся сделать скачок в своем развитии за счет увеличения продолжительности жизни и здоровья своих граждан, то подходящее оправдание найдется.

Если скинуть словесную шелуху с многочисленных заявлений политиков, то действия государств и этнических группировок представляют собой элементарную борьбу за существование. Можно сколько угодно спорить кто прав - Израиль или Палестина, Россия или Чечня, турки или курды.

"Прав" окажется тот, кто победит. Строки из песни Высоцкого "...а кто кого переживет, тот и докажет, кто был прав, когда припрут..." написаны в полном согласии с законами биологии (никакой иронии).

Город Грозный. Чего ради?

Сейчас ни у кого не вызывает сомнений тот факт, что Венгрия, Чехия, Словакия (а еще недавно Чехословакия), Финляндия, Бангладеш являются независимыми странами, а ведь не так давно они входили в состав других государств.

Если Чечне удастся отстоять независимость, лет через 100, быть может, никто не отличит ее от множества других маленьких, но суверенных государств. Может быть, в Москве будет посольство Чечни, и это будет совершенно естественно.

Hо Россия со своей стороны совершенно права, стремясь не допустить такого исхода- ведь это грозит ей распадом и ослаблением в борьбе за существование. Другое дело, что подобные конфликты в последнее время получают шанс разрешиться не военным, а мирным или, по крайней мере относительно "малокровным" путем - с помощью экономических рычагов.

Перефразируя известное высказывание можно сказать: "Политика - это продолжение войны другим способом". Это, кстати, тоже находится в соответствии с высказанными выше предположениями о смягчении борьбы за существование в человеческом обществе.

Вот такая получается картина мироздания. Попробую пока на этом закончить. Hе хочу утомлять читателя, для обсуждения темы материал есть. Если он кого-то заинтересует, готов продолжить разговор.

Best regards, Boris

--- Ручка шариковая, цена 1.1.5-20011130 * Origin: из-под дpевней стены ослепительный чиж (2:5020/113.8888)

назадУказатель рубрикивперед