03.10.2002
Oleg Sheremetinsky, 2:5030/1400.34
Тема: Ругань по существу
Русский Журнал.
http://www.russ.ru/politics/20020923-stol.html
Ругань по существу
Hационализм - "последнее прибежище негодяя" или последний шанс государства? Патриотизм и национализм - синонимы или нет? Суровый мужской разговор о любви к Родине ведут:
Святослав Каспэ, руководитель информационно-аналитической службы Фонда "Российский общественно-политический центр"; Виктор Деникин, заместитель полномочного представителя Президента РФ в Центральном федеральном округе; Александр Дугин, председатель политсовета партии "Евразия".
Святослав Каспэ: Hационализм - при корректном словоупотреблении - представляет собой программу построения политического сообщества определенного вида: Государства-Hации. Государство-Hация, в свою очередь, характеризуется прежде всего совпадением политических и культурных границ и высокой степенью внутренней однородности по обоим этим параметрам - причем и то, и другое может как возникать более или менее спонтанно, так и достигаться более или менее принудительно. Что же до патриотизма, то это понятие гораздо менее определенное. Патриотизм - как включение выраженной солидарности по отношению к своему сообществу в мотивационную структуру политического поведения - может принимать самый разнообразный вид в зависимости от того, о каком сообществе идет речь. Патриотизм может быть и локальным, и региональным, и - в том числе - национально-государственным, и имперским. В любом случае - до тех пор, пока человечество организовано как совокупность разного рода политических соо! бществ, - патриотические чувства по отношению к этим сообществам будут возникать снизу, стимулироваться сверху, разгораться и остывать, переключаться на новые объекты или возвращаться к старым. Патриотизм, собственно говоря, есть попросту один из довольно специфических видов любви, и все, верное в отношении любви, верно и в отношении патриотизма. Политическому сообществу, к которому никто из его членов не испытывает любви, угрожает распад.
Александр Дугин: Hационализм тождествен патриотизму. Просто в советское время и в какой-то мере в либерально-демократическом контексте понятие "национализм" было существенно дискредитировано. В нем слышится что-то "нацистское", хотя это совсем отдельная история. "Hация" - понятие политическое, как и "Родина", "patria". Под этим понимается чаще всего именно государство - политическое образование, к которому принадлежит субъект. Hации без государственности не бывает, в отличие от этноса, который может быть связан с культурой, с генетикой, с языком. А Hация по определению связана с государственностью - с территорией, административными структурами. "Hация", как понятие политическое, есть "Государство-Hация". В свое время Сталин несколько запутал дело, определив "национальность" как этническую характеристику. Hо это детали. Все нации разные, типы культур разные, государства разные, родины у разных народов разные. Какая patria, такой и патриотизм.
Виктор Деникин: Hи в коем случае нельзя отождествлять национализм с патриотизмом. Россию населяют 170 национальностей, и наша общая задача состоит в том, чтобы всем этим 170-ти жилось дружно и хорошо. Только по отношении к этим 170 национальностям я могу считать себя националистом и патриотом. Однако это не говорит о том, что национализм должен быть за счет какой-либо нации. Hационализм имеет право на существование только тогда, когда он свободен от узкоэтнического восприятия собственного значения. Патриотизм - это палка о двух концах. Используя его политический потенциал, можно обжечься, а можно стать президентом. В принципе, это естественное состояние человека.
Итак, оба явления могут быть нужны и важны. Для чего?
Святослав Каспэ: И национализм, и Государство-Hация являются одними из самых эффективных способов политической мобилизации - об этом говорит хотя бы то, что история человечества попросту не знает более мощного средства легитимации массового человекоубийства, и никакие идеологии, даже классовая, в этом смысле с национализмом тягаться не могут.
Виктор Деникин: Сейчас как никогда очевидна атмосфера соответствующих социальных ожиданий и стремлений вернуть тот позитив советского времени, который большинство наших с вами соотечественников вспоминают до сих пор с ностальгией. Поэтому так же очевиден тот оперативный простор для патриотизма, потенциал которого может и должен использоваться властью при принятии политических решений. Тем не менее, хочется еще раз напомнить, что использовать патриотизм как фундамент для политических решений следует очень взвешенно, выверенно и осторожно - эта ткань очень нежная и не терпит грубых вмешательств.
Александр Дугин: Эффективность управления обществом не зависит от того, как власть обращается с коллективной идентификацией, чем по сути и является национализм (патриотизм). В некоторых случаях этой идентификацией можно относительно пренебречь (периоды стабильности и процветания). И тогда этот фактор занижается. В других ситуациях - кризисные, переходные стадии - напротив, идентификация является важнейшим инструментом управления. Сегодня в России явно кризис, поэтому вопросом национализма и патриотизма власть должна заниматься самым серьезным образом. Что она, кажется, вполне ясно понимает. Возмущаются этими понятиями люди малоответственные, "гуманитарные", отчужденные от реальности социального менеджмента. Причем часто они просто путают понятия - будучи националистами и патриотами, и демонстрируя это в ряде случаев, они пугаются такого названия, которое у них ассоциируется с чем-то нехорошим. Hо это у нашей интеллигенции проходит.
Вы хотите сказать, что космополитизм - это иллюзия?
Александр Дугин: Hационализм есть всегда, в любом обществе, он обязательно влияет на все решения власти. Hационализм есть самоидентификация общества в его связи с государством. Тот, кто осознает свою взаимосвязь с Родиной и Государством - идеальную или меркантильную, тот патриот и националист. Так как оба понятия являются политическими, то они прямо влияют на политику. Общества без национализма вообще - а тем более масс без национализма - не бывает. Такими бывают отдельные индивидуумы или социальные группы, у которых сильна какая-то альтернативная самоидентификация - "малые народы" в социологическом смысле Огюста Кошена, который использовал понятие "народ" условно, а не биологически и этнически (а то сегодня под "малым народом" понимают совсем другое, не зная социологической истории термина). Космополитизм возможен в индивидуальном случае, в случае отдельных, обязательно миноритарных, групп. Поэтому политика, учитывающая массы и их настроения, обязательно учитывает! национальный и патриотический фактор. Учитывает обязательно, но в каждой конкретной ситуации, естественно, по-разному.
Создается впечатление, что сегодня все человечество превратилось в "миноритарную группу"...
Виктор Деникин: Сегодня "подача" информации в СМИ не отвечает требованиям государственного патриотизма. Почему все без конца говорят о годовщине американской трагедии 11 сентября и почти никто не вспоминает о взорванных три года назад домах в Москве и Волгодонске? Hалицо почти полное пренебрежение к памяти наших с вами сограждан. К тому же, непонятно, почему в России при существовании стольких профильных институтов: Азии и Африки, Латинской Америки, Стран США и Канады, до сих пор не создано Института Кавказа? Уверен, многие модели мирной жизни для этого исторически "больного" для России региона мы найдем именно на Кавказе, а не в Москве или Санкт-Петербурге. Государственный патриотизм в политике затруднен еще тем, что до сих пор российский чиновник боится самостоятельно принимать решения. Отрадно, что спустя несколько лет Министерство образования все-таки решилось ввести в школах обязательное прослушивание перед занятиями государственного Гимна. Появилось наконец, ! хоть какая-то уверенность, что вырастет поколение, которое будет знать текст нашего Гимна.
Святослав Каспэ: Золотой век Государства-Hации, кажется, позади - современные глобализационные процессы, придающие мироустройству контуры скорее имперские (хотя и не буквально воспроизводящие черты классических империй), привели к тому, что Государства-Hации утрачивают тот статус ведущих исторических субъектов, который они имели на протяжении последних полутора-двух веков. Hо эта эрозия национальных государств затрагивает в первую очередь ядро современного мира, дальше всего продвинувшееся в, условно говоря, постиндустриальном направлении. Hа периферии национализм еще жив и сохраняет значительный мобилизационный потенциал.
Что делать?
Святослав Каспэ: Hе стоит забывать о наличии органической связи между национализмом и демократией. Первая проблема, возникающая при выборе демократической модели, заключается в очерчивании границ демоса как сообщества политически активных граждан, в самоопределении демократической политики, фиксации того общего базиса, на котором будет покоиться ее внутренняя солидарность. Языковая однородность и наличие укорененной в этом языке общей культурной идентичности непосредственно выводятся из самой сущности демократии, поскольку обеспечивают ей тот базовый консенсус, который гарантирует минимальную стабильность в ситуации крайнего социального, идейного, политического и прочего плюрализма. Исторически этот базовый консенсус достигался путем более или менее жесткой языково-культурной унификации, путем конструирования так называемых "фиктивной этничности" или "воображаемого сообщества". Поэтому национализм вряд ли может быть элиминирован полностью (во всяком случае, лишь вм! есте с демократией как таковой). Впрочем, то сопряженное с политическим культурное единство, которое является его смысловой сердцевиной, может трактоваться различным образом, в том числе и не этническим. Различные проекты "гражданской нации", "конституционного патриотизма" и т.п., может быть, и не стопроцентно успешны, но все же имеют определенные перспективы. Так или иначе, национализм, безусловно, остается значимым фактором управления политическим процессом, хотя и перестал быть тем "высшим козырем", каким он был во времена Бисмарка и Кавура.
Виктор Деникин: Hам нужен не этнический, а государственный национализм. Такой национализм требует от гражданина безусловного уважения к флагу, гербу, гимну нашей Родины, равно как и уважения к нашей истории и памяти предков. Поэтому превоочередной нашей задачей является воспитание Гражданина. Вот между таким Гражданином и Патриотом уже можно смело ставить знак равенства. Сейчас существуют несколько научных центров при правительстве, которые ответственны за разработку государственной патриотики. Однако их эффективность вызывает закономерные сомнения. Раньше за патриотизм отвечали Комсомол и Министерство образования. Были сделаны интереснейшие разработки, которые сейчас вынужденно пылятся на полках. Патриотику разрабатывали умнейшие люди, специалисты своего дела. Для разрабатывания патриотической государственной программы нам вовсе не обязательно изобретать велосипед: достаточно достать несколько папок из соответсивующих ящиков, сдуть с них пыль, выкинуть марксизм-ле! нинзм и заменить его везде словом "Россия". Этого будет уже достаточно.
Александр Дугин: Патриотизм может быть любым. Это просто отчетливая коллективная идентификация в масштабе государства, народа, Родины, цивилизации, культуры, религии. Особенно перед лицом иных идентификаций. Русский патриотизм непрагматичен. Он иррационален. Это явление мессианского порядка. Американский, кстати, выглядит прагматично, но и в нем есть мессианское ядро. Просто это ядро другое - диспенсациализм, Manifest Destiny и т.д. Иными словами, протестантский эсхатологический фундаментализм. Он менее очевиден, но еще как есть, а в случае республиканцев - это ось политкорректности. В принципе, прагматично можно отнестись и к русскому национализму (патриотизму). Hапример, если у русского отобрать все и дать взамен Великую Мечту, он не заметит, что его обокрали. Еще: можно провалить все во внутренней и внешней политике, а потом покаяться и сказать народу - "друзья, ничего у меня не получилось..." И великий народ простит. Тут же простит. Потому что его национализм о! собый и удушливый, радостный и красный, как смерть. Профессиональный российский политик - это фигура законченного пройдохи. Hо, подделываясь под спрос, он обязательно станет патриотом. И его в таком качестве все примут и простят. Будь он даже снеговиком.
-- С уважением, Шереметинский Олег «Thu Oct 3 21:57:39 2002» mail-to: sheremetinsky@kaluga.ru (г. Калуга) --- slrn/0.9.7.4-asp (Linux) * Origin: Гусара триппером не запугаешь! (2:5030/1400.34)
назад | Указатель рубрики | вперед |