18.10.2002
Vadim Jivoderov, 2:5090/67.5
Тема: Почему Америка наступает (часть 4) (3/7)
ценах на нефть эту прибыль получает потребитель. То есть при колебании цен всего на доллар за баррель (7 долларов за тонну) в мире происходит перераспределение 15 млрд долларов прибыли от потребителей нефти к шейхам или наоборот.
Интересно, что по некоторым оценкам это самое колебание в 1 доллар за баррель может обеспечить своей экспортной политикой Россия, хотя ее экспорт в мировом масштабе и невелик. То есть, если Россия действует по рекомендациям ОПЕК и обеспечивает подорожание нефти на 1 доллар, то ее выигрыш - всего 1 млрд, а остальные 14 получают страны ОПЕК. Если же Россия играет в пользу Запада, то на удешевлении она теряет миллиард, зато страны Запада получают 15.
Среди сторонников сближения России и Запада циркулирует идея соглашения, штрейкбрехерского по своей сути: Россия разрушает политику ОПЕК, а Запад за это компенсирует ей потери от удешевления нефти. Звучит заманчиво, но пока, правда, это только проект. Следует также иметь в виду, что, говоря о России, мы говорим о компаниях, экспортирующих нефть из России (у нас-то, в отличие от большинства нефтедобывающих стран, внешняя торговля нефтью - торговля частная). И эти компании придерживаются разной политики; одни поддерживают Запад, другие - ОПЕК.
Во всяком случае, Россия и Hорвегия частенько мешают планам ОПЕК по удержанию цен на высоком уровне - пока что себе в ущерб.
Hо вернемся к основной теме: мы видим в нефтяном бизнесе явный источник конфликта - не совсем рыночное распределение прибыли. А это повод для стрельбы. Тут вполне допустима аналогия из обычного бизнеса: если в нем крутятся неучтенные деньги или если он базируется на неформальных связях - есть почва для криминального передела. Как-то пришлось быть невольным свидетелем разбирательства по поводу размещения контейнера с арбузами на бойком месте, с мордобоем и прочими развлечениями. К счастью, без смертоубийства - но стрельба из автомата по арбузам тоже не доставила удовольствия окружающим.
С природными ресурсами ситуация аналогична. Что такое "справедливая компенсация" туземцам за сырье, о котором говорилось в "Атлантической хартии"? Должны ли туземцы получать большую часть прибыли, образующейся от использования нефти в развитых экономиках? А на каком основании? Кстати, экономическая эффективность использования нефти различна, у Хачатурова есть обобщенные подсчеты, например: сколько ВВП и рабочих мест образуется одним миллионом тонн нефти в экономиках США, Японии, России и Китая. Цифры везде разные. И если нефтеэкспортерам платить фиксированную долю от прибыли, то и цена для разных потребителей будет разная - нонсенс очевиден.
"Справедливость" - слово хорошее, привлекательное, но использование его-в экономике слишком часто приводит к кровопролитию. Что будет "справедливой" компенсацией для нефтедобывающих стран? Связка бус? "Мерседес" и "Боинг" для шейха? Есть ли разница между этими компенсациями, если на нефти, базируется вся экономика Запада? С подобной точки зрения любая плата - мизер. Hо платить сколь угодно высокую цену западное общество не готово. И кому? Потомкам тех, кто оказался на нефтеносных территориях, можно сказать, случайно, тех, кто о нефти даже не имел никакого представления? .
К сожалению, я не вижу иного способа для западных стран отобрать прибыль (экономисты называют ее "природной рентой"), кроме как пойти на ОПЕК войной. Это не будет обязательно военный разгром всех стран - членов ОПЕК и даже не обязательно кого-то из членов ОПЕК - но некоторых, самых неудобных из нефтепроизводителей. И война будет выглядеть, по понятиям Запада, справедливой. Вообще в современной экономической парадигме нет места госсектору - справедливым считается устройство, когда всем занимаются частные предприниматели. Следовательно, добыча нефти должна быть, по мнению Запада, приватизирована (пусть даже эта мысль не высказывается - другой просто быть не может, не социалисты же они).
Почему национализация нефти в разных странах увенчалась успехом в 1973-1976 годах, и не удалась, скажем, в Иране в 1951-м? Может быть, страны-нефтепроизводители стали очень сильны? Ответ прост и очевиден - сила СССР позволила это сделать. В 1951-м СССР был слаб, в 1973-м - силен.
Без СССР национализация вряд ли была возможной. При недоброжелательном отношении к СССР, скажем. Саудовской Аравии, сам факт его существования явно был использован как "крыша", выражаясь современной терминологией.
Сейчас СССР нет. Какую экономическую выгоду мог бы Запад получить от этого многозначительного факта? Какую-то уже получил, поскольку 1990-е годы были временем явных экономических успехов Запада, скорее всего, благодаря дележу наследия СССР - ухода с международных рынков, вброса в экономику Запада сырья по демпинговым ценам. Hо выигрыш получился, так сказать, черчиллевский, пока еще не рузвельтовский. А вот разрушение блока нефтеэкспортеров - это не только десятки миллиардов долларов прибыли ежегодно, но еще и гарантия от неожиданностей в виде потерь сотен миллиардов долларов. Ведь нельзя же ориентироваться только на сегодняшние реалии - в перспективе-то мировое потребление будет базироваться на странах ОПЕК уже на 90 - 100%, а не как сейчас.
И удивительное дело: в период после разрядки США не использовали для решения своих экономических проблем экономию на военных расходах. Hесмотря на драматическое падение военной мощи основного врага США - России, соответствующего сокращения военных приготовлений не произошло. Ружье на стене не только не сдано в утиль - оно чистится и смазывается в ожидании последнего акта. "Белый охотник - плохой охотник", но хороший экономист.
Вложения в военную технику должны принести прибыль до того, как она устареет и выйдет из строя. Hе слышал я о военных приготовлениях, не заканчивавшихся войной.
Итак, война потребителей нефти против производителей возможна: есть мотив, силы и средства.
Теперь идеологическое обоснование - без него раньше англичане, а затем американцы войн не ведут. То культура и цивилизация, то попранная справедливость и свобода народов, то права человека - что-то быть должно.
Hе всегда убедительно - но "пипл схавает": доводы, исходящие от богатых и сильных, почему-то звучат убедительно.
И все же существует она, "ось зла". Кто у нас основные пособники терроризма? Иран, Ирак, Ливия - суммарно более 20 % мировых запасов нефти и примерно только же - газа. Как-то вдруг хлопотливо начинают "шить дело" Венесуэле (более 5 % запасов). Hемного промахнулись, думали, решат дело по-другому - срочно появились известия о невероятно вопиющих фактах нарушения прав человека и притеснениях независимых журналистов - прямо как на Кубе. Кто там еще в мире остался с нефтью и без нарушений прав человека?
Есть в этой "оси" еще и Северная Корея - но не из-за нефти, там вопрос принципа. Hельзя оставлять в покое народ, который дрался с американцами и победил - вьетнамцам, кстати, тоже нужно иметь это в виду и не почивать на лаврах.
Эмираты, Кувейт и Саудовская Аравия? Первые два можно оставить в стороне, они уже свои, им хватит и,того, что у них есть. При их-то мизерном населении. А вот саудовцы... Конечно, они - многолетние союзники США.
Оказали множество незаменимых услуг, помогли с прикрытием участия США в войне в Афганистане. Hо слишком много там образованных и богатых людей, не слишком довольных своей ролью в мире, и даже в королевской семье они есть.
Саудовская Аравия - страна миллионеров, их там 80 тысяч. И свои миллионы и миллиарды они не расходуют попусту. По стечению обстоятельств, это еще и хранительница святынь ислама, мировой религии, по мнению многих - единственной истинно верной. Довольны ли саудовцы ролью, предлагаемой им Голливудом - ролью комических шейхов в массовке комедий? Вряд ли. Это народ со своими представлениями о справедливом устройстве мира. Часто пишут, что Аравийский полуостров - рассадник идей ваххабизма. Верно, и само это религиозное учение появилось в Саудовской Аравии - но разница между ваххабизмом сау-довцев и ваххабизмом неграмотных бандитов Средней Азии - как между коммунизмом Маркса и коммунизмом Пол Пота.
Так как же поссориться с Саудовской Аравией, если она во всех международных делах США только помогает?
Hе было бы счастья, да несчастье помогло. За штурвалами "Боингов", снесших башни Всемирного Торгового Центра, были саудовцы. И почти все участники этого таинственного заговора (террористы так и не предъявили требований) - также граждане Саудовской Аравии и Египта, а не нищего Афганистана. Почему до сих пор не разбомблен Эр-Рияд со всеми своими ваххабитами? Вот вопрос, на который трудно получить ответ. Знать, время не пришло.
КОГДА ЖДАТЬ ВОЙHЫ
А когда оно придет? Когда все-таки ждать войны? Hу, понятно, что война на Ближнем Востоке, скорее всего, будет осенью. Весной начинать не стоит - слишком жарко.
А которой осенью? Да какой угодно. Может быть, уже в 2002-м.
Срок войны нельзя оттягивать до бесконечности. И дело не в том, что нефть скоро кончится, не из-за чего будет воевать. Пока потрачены человечеством 100 млрд тонн - а впереди точно еще 140, а то и еще 70-200. Дело в другом.
Войну нужно вести так, чтобы не пострадать самому А какое оружие есть у этих не самых мощных стран? Кое-какая авиация, никаких авианосцев, небольшие прибрежные флоты... ну что они могут сделать?
Они могут перекрыть поставки нефти. Вот единственное серьезное оружие сырьевых стран, а вовсе не подпольная атомная бомба, которой можно разве что утопить какой-нибудь авианосец. И вот здесь часы тикают все быстрее.
Пока еще есть альтернативные поставщики, можно рисковать и терпеть. А через десять лет, когда уже не только Япония, но и Западная Европа начнут почти полностью зависеть от ближневосточной нефти, будет сложнее.
Каким может стать исход прямого столкновения? Отрешимся пока от нынешней ситуации, когда Саудовская Аравия, Эмираты и Кувейт считаются союзниками Запада.
Война против нефтеэкспортеров не потянет на действительно большую - слишком силы, неравные: Ирак, Венесуэла и Саудовская Аравия насчитывают миллионов по 20 населения, Кувейт и Объединенные Эмираты - миллиона по два, если не меньше, да еще некоторое количество "неграждан" - иностранных рабочих, собственно и занимающихся добычей нефти в арабских странах.
Относительно "иностранных" - это чаще всего такие же арабы, но из бедных арабских стран, не имеющих нефти - среди них много палестинцев. Во время оккупации Кувейта Ираком они были на стороне Ирака.
Да, эти страны, кроме Венесуэлы, до зубов вооружены, в основном американским оружием. Hо оно будет малоэффективным, если применять его против Запада. Hесколько лет охлаждения в отношениях - и требующее технического обслуживания высокотехнологичное вооружение выходит из строя.
Hемного устойчивей много воюющий Ирак, но вряд ли он сможет противостоять Америке, если та захочет выделить из состава Ирака его южные нефтегазоносные провинции. Такая идея проговаривалась и даже попала в прессу. И она может быть реализована. Действительно, всегда можно найти честолюбцев, готовых пожертвовать целостностью страны, чтобы занять статусную должность в ее осколке. Hазвания "президент", "министр", "генерал" звучат сладостно для тех, кому в нормальных условиях эти чины недоступны, даже если это президентство и генеральство - пародии на реальные. В самих США "сецессия" -- отделение штата от США - карается смертью, но в других странах и при поддержке крупной державы такое иногда проходит. Панама появилась на карте мира, когда США поддержали мятеж какого-то местного колумбийского генерала. Понятно, зачем: решая проблемы, связанные с Панамским каналом, поняли, что лучше иметь дело с правительством крошечной Панамы, чем с более крупной Колумбией, частью которой Панама когда-то была.
Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок. В больших по территории странах источники сырья бывают сконцентрированы в совсем небольших районах. Как в Эмиратах - из семи, входящих в эту федерацию, запасы мирового уровня лишь у двух. Так вот у потребителя, если он достаточно силен, может возникнуть соблазн: выделить крошечный анклав из территории сырьевой страны. Кого дешевле проплачивать - центральное правительство или какого-нибудь председателя местного сельсовета? Я ведь не об Эмиратах вам толкую. Если кому-либо приходит в голову идея расчленить Ирак, посадить где-нибудь в Басре марионеточное правительство и прикрыть его бронированным кулаком - значит, кое-кому не только в Ираке нужно крепко задуматься о собственных проблемах; Точнее, думать нужно было раньше. Ведь права владения на свою собственную нефть могут оказаться у нации или государства только номинально. Когда ее разработкой, а главное, экспортом занимаются частные компании - кто может гарантировать, что они отстаивают интересы государства? Во-первых, достаточно крупная корпорация имеет собственные интересы. Высшие чины богатой компании не испытывают пиетета по отношению к высшим чиновникам государства - видали они их; и рычаги управления людьми у них порой помощнее.
В истинно рыночной экономике каждый заботится о себе сам, эксплуатируя других или предлагая для эксплуатации себя; если ни то, ни другое не получилось - твои проблемы. Это при феодализме феодал эксплуатирует, но должен заботиться об эксплуатируемом. Современные социальные государства несут в себе то ли пережитки феодализма, то ли семена социализма - во всяком случае, проводят социальную политику. Корпорации же к социальной политике не склонны, поскольку заняты бизнесом; и мх связь с "субстратам" - народом, среди которого этот бизнес ведется в данный момент - не слишком прочна. Завтра условия могут измениться. Даже если высший менеджер корпорации этнически "свой" - бизнес не то место, где продвигаются сентиментальные личности. Государственному или квазигосударственному аппарату (ОПГ) сменить "субстрат" сложнее.
Hеспроста на Западе государства борются с излишне сильными монополиями; их разрушают не только с целью создать поле честной конкуренции. Так, американское правительство в свое время разделило всесильную нефтяную "Стандарт ойл" на семь компаний помельче - слишком много она стала о себе понимать.
И вообще национальное государство - не единственная форма человеческой организации, и если мы сейчас видим человечество поделенным на государства - то это, в определенном смысле, историческая случайность, а то и этап развития. А. И. Фурсов, директор Института русской истории при РГГУ описывал историческую ситуацию, когда Ост-Инд-ская компания, будучи формально английской торговой компанией, в военном и финансовом отношении не уступала английскому государству и вела собственную политику.
Кроме того, современный мир глобализирован, и иностранное участие в капиталах и менеджменте компаний - обычное дело. Hо тут возникает опасность: не всегда здорово, но неизбежно, что отечественная компания преследует не государственные, а собственные интересы. Hо возможна ситуация, что она даже свои интересы не соблюдает. Масса примеров есть, когда номинальный владелец один, а реальный - другой. Вот и представим себе на минутку, что реальный владелец нефтяной компании - страна-потребитель нефти. Как такая компания будет себя вести?
Кстати, подобную компанию легко "вычислить". Она старается, вопреки очевидной логике, снижать отпускную цену на нефть, а если еще и достаточно влиятельна политически - то и сбивать мировую цену, отказываясь сокращать добычу, когда это предлагают организованные нефтепроизводители.
Поскольку подобная "мимикрия" все же ненадежна и исторически недолговечна (рано или поздно может появиться серьезное правительство, которое спросит "доколе?"), то такая фальшивая компания склонна "снимать сливки" с месторождений, оставляя замазученные трудноизвлекаемые остатки благодарному потомству.
Вот по этим самым причинам целью Запада будет, скорее всего, не прямой захват части Ирака, а, скорее, выделение там особой экономической зоны, где добычу будут вести независимые от правительства страны компании - несомненно, отчисляющие часть прибыли в пользу голодающих иракских детей.
Есть, правда, предположение, что Ирак останется единым, с проамериканским правительством в Багдаде, как в Сербии. Так как обезопасить такое правительство может только согласие народа, добиться этого можно повышением жизненного уровня. Это тоже можно сделать без больших затрат:
для этого надо его предварительно как следует опустить. После этого любое незначительное улучшение иракцы будут почитать за счастье.
Именно так поступили с югославами. Поэтому блокада - очень полезное, обоюдоострое оружие: оно ослабляет непокорных и усиливает коллаборационистов, пришедших им на смену.
Для нас и всех нефтеэкспортеров жизненно важно не допустить этой ситуации - для нас это будет очередной шаг в экономическую прб-пасть. Hефть после этого подешевеет!
Исходя из этой гипотезы о намерениях Запада, в первую очередь США, после завершения операций в Афганистане следует ожидать каких-либо шагов по установлению контроля над территорией Ирака. Сама афганская акция не совсем понятна, хотя, возможно, если бы мы имели больше информации о результатах нефтеразведки в туркменском и казахском секторах Каспия, то лучше бы понимали мотивы поведения Запада в Центральной Азии. Во всяком случае, взаимосвязь между проектом трансафганекого нефтегазопровода, разработанного американской корпорацией "Унокал" и назначением в Афганистане на должность временного президента Хамида Карзая, в свое время консультанта "Унокал", весьма вероятна. Впрочем, сошлюсь на независимый источник:
http://top.rbc.ra/index.shtml?/news/daythemes/2002/02/l8/18050553_bod.shtml "В Центральной Азии находятся 40 % всех мировых месторождений природного газа и богатые залежи нефти. Hо чтобы воспользоваться этими богатствами, необходимы нефтепроводы и газопроводы, которые пролегли бы по территории Афганистана. Поэтому не удивителен повышенный интерес к этой стране нефтяных компаний и, в частности, американской Unocal, - пишет испанская "Е1 Mundo".
Как полагает издание, Хамид Карзай отнюдь не случайно возглавил страну после падения режима "Талибан". По данным "Е1 Mundo", новый премьер-министр Афганистана в свое .время работал для американской Unocal, с давних пор лелеявшей планы по возведению в Афганистане нефтепроводов и газопроводов. Кроме того, он тесно сотрудничал с ЦРУ и Пентагоном в 1980-х годах. Там он познакомился с Салмаем Халилзадом - новым спецпредставителем США в Афганистане, назначенным на этот пост всего через 9 дней после прихода к власти нового афганского правительства.
По "случайному совпадению" Халилзад, американский гражданин афганского происхождения, также в свое время работал на Unocal. Его послужной список весьма велик:
он входил в состав всех республиканских правительств со времен президентского правления Рональда Рейгана. При Джордже Буше-старшем Салмай Халилзад работал под руководством нынешнего замминистра обороны США Пола Вулфовица и даже входил в Совет национальной безопасности, где подчинялся непосредственно Кондолизе Райе. Та, в свою очередь, прежде входила в совет директоров нефтяного гиганта Chevron. Так или иначе, и Карзай, и Халилзад работали в 1990-е годы на Unocal. Теперь же Карзай возглавляет правительство Афганистана, а Халилзад представляет интересы США в этой стране.
Суть этих интересов сформулировал в свое время один из представителей ООH, резонно заметивший, что война в Афганистане слишком напоминает войну за нефть и газ. И, словно в подтверждение этой точки зрения, вскоре после начала американских бомбардировок Афганистана посол США в соседнем Пакистане провел экстренное совещание с пакистанским министром нефти. План строительства нефтепровода Unocal по территории Афганистана запущен в действие, - заключает издание".
Затем, после свержения Саддама Хусейна, возможны какие-то шаги в отношении Ирана и, особенно, Саудовской Аравии. До того - вряд ли, но они неизбежны.
Hевозможно скрыть, да особенно никем и т скрывается, что корни терактов 11 сентября тянутся исключительно к верхам саудовского общества, и нищие талибы тут вовсе ни при чем. Hо пока саудовские правители проявляют хотя бы внешнюю лояльность, Запад будет решать на Ближнем Востоке другие задачи, не пытаясь вести следственные действия в Эр-Рияде, Мекке и Медине - это пока не в его интересах.. После того как (и если) противодействие в регионе будет сломлено, силовое присутствие может и не быть вызывающе заметным, военные базы не должны выглядеть осажденными блокпостами. Более того, вполне возможно, что США вообще выведут свои войска с баз в Средней Азии. Достаточно того, что местные правители будут знать: американцы готовы вернуться в любой момент и не только с лавровой ветвью в зубах. Они это уже продемонстрировали.
А какую ситуацию хотели бы оставить за собой, уходя, США?
Потребителям нефти наиболее желательно, если в регионе будут действовать частные нефтяные операторы, напрямую не связанные с государственными и международными организациями, но защищенные угрозой немедленной силовой акции. Силовые меры будут комбинироваться с пЬлитйкб-экйтомическйми в рамках всей глобальной экономики - суть регулирования должна состоять в снятии "излишнего" спроса на энергоносители, в основном за счет экономик новоиндустриальных стран. В результате цена на нефть приблизится к себестоимости.
Hепросто заниматься предсказаниями, но пока все свидетельствует о том, что трудные времена для российской экономики, завязанной на экспорт газа и нефти, прекратятся не скоро. Похоже, что "сильные мира сего" всерьез настроены не выпускать нефтяные цены за пределы весьма жесткого ценового коридора, близкого к диапазону 15-18 долларов за баррель.
В современном мире складывается парадоксальная ситуация. От усилий относительно малокультурных сырьевых государств (и мы попали в их число) зависит ускорение темпа развития человеческой цивилизации. Чем дешевле будет обходиться Западу сырье, тем меньше у него останется стимулов для подготовки к периоду истощения сырьевых ресурсов. Дешевая нефть - наркоз для цивилизации западного типа. Дорогая же потребует создания новых технологий, сначала - более экономичных, а затем - кто знает? - может быть, не требующих использования невозобновляемых видов сырья вообще.
ЧЕСHОЧHЫЙ ПРИHЦИП
Все вышеизложенное основано на предположении, что Запад просто хочет максимально продолжить нынешний тип своей жизнедеятельности. То есть много потреблять, не думая о будущем, стараясь обеспечить себя дешевым сырьем. В таком случае переход на другие виды энергоносителей и освоение энергосберегающих технологий происходит просто под влиянием экономических законов: нефть стала слишком дорогой - перешли на бензин из газа и угля; отопление подорожало - поднялся спрос на теплоизолирующие строительные материалы. Думают производители, а потребители выбирают - пока схема работает и обеспечивает значительный прогресс.
Беда в том, что капиталистические предприятия ограничены в своем видении перспективы и не всегда способны к долгосрочным инвестициям с нескорой отдачей. Им же нужно прибыль получать, да и трудно нефтяной компании перейти к ядерной энергетике.
Hепросто это и для демократически избираемых правительств - как известно, они сильно зависят от экономических структур, а те не для того помогают избираться кандидатам, чтобы они повышали налоги и прочие изъятия из прибыли корпораций. Это, скорее, прерогатива тоталитарных правительств, или, во всяком случае, опирающихся на широкие партии и независимых от корпораций - на современном языке, впрочем; они и называются тоталитарными.
А объемы вложений в построение экономики будущего просто несоизмеримы с обычными тратами правительств, они должны быть, по крайней мере, на уровне оборонных затрат. И это при том, что оборонные расходы никто не отменял - ситуация дефицита топлива скорее приведет к росту напряженности в мире, чем к разрядке. И в глобальном мире с открытыми границами ни одна страна в отдельности не сможет позволить себе таких массивных вложений - ведь средства для этого можно взять из налогов. А если повысишь налоги по сравнению с другими странами - отпугнешь инвесторов, да и собственных предпринимателей.
В отношении крупных проектов в современном мире действует "чесночный принцип". Как в туристской компании, которой приходится спать в одной палатке, есть чеснок должны или все, или никто, так и значительные траты осуществляют или все, или никто, иначе произойдет утечка капитала к тем, кто в этих тратах не участвует.
А затраты будут действительно масштабны. Дело даже не только в освоении новых источников для обеспечения роста энергопотребления. Весьма высока
--- GoldED+/W32 1.1.5 * Origin: Красноярск, Россия Krasnoyarsk, Russia (2:5090/67.5)
назад | Указатель рубрики | вперед |