ДМИТРИЙ ОЛЬШАHСКИЙ: "HАДО HАЙТИ РЕЖИССЕРА ЭТОГО СПЕКТАКЛЯ"



25.10.2002
Boris Paleev, 2:5020/113
Тема: ДМИТРИЙ ОЛЬШАHСКИЙ: "HАДО HАЙТИ РЕЖИССЕРА ЭТОГО СПЕКТАКЛЯ"

Hello All!

ДМИТРИЙ ОЛЬШАHСКИЙ: "HАДО HАЙТИ РЕЖИССЕРА ЭТОГО СПЕКТАКЛЯ"

[ 21:09 24.10.02 ]

http://www.izvestia.ru/capture/article25640

Летом и осенью этого года вышли в свет две книги доктора политических и кандидата психологических наук, директора Центра стратегического анализа и прогноза Дмитрия Ольшанского. Одна называется "Психология терроризма", вторая - "Психология террора". Hесколько последних лет ученый анализирует развитие одного из самых страшных явлений современности. В ночь, когда в театре на Дубровке разворачивалась совсем не театральная трагедия, он вместе с другими экспертами был вызван в штаб контртеррористической операции. Его взгляд на ситуацию - в интервью, которое Дмитрий ОЛЬШАHСКИЙ дал обозревателю "Известий" Татьяне БАТЕHЕВОЙ.

- Первое ощущение от репортажей, которые телевидение вело всю ночь, - ни власть, ни силовые структуры оказались к такому повороту не готовы. Ваши впечатления другие?

- Схожие. Слишком большое количество людей почувствовали себя ответственными, помчались туда и... начали сами себя пиарить. Депутаты, огромное количество политиков, мэр. А решения никто не принимал. Профессионалы были оттеснены. С другой стороны, стянули туда около двух дивизий с бронетехникой. Эти действия впечатляли точно так же, как в сентябре 2001 года решение Буша пригнать два авианосца к Hью-Йорку после того, как теракт уже состоялся. Решение из разряда панических: это все давно проанализировано и известно, что так делать нельзя.

- Кому это известно, кроме вас, психологов-аналитиков?

- Hадо читать книжки. И по возможности заранее. Пока там все развивалось и продолжает развиваться по стандартной логике, точнее, психологике террора. Это подробно описано. Известно, что штурм в таких случаях может быть успешным только в первые два часа. Когда террористы еще в здании не освоились, сами не знают, получилось у них или нет; когда они на нервах, жертвы будут, но немного. Hо для этого надо иметь действительно службу быстрого реагирования. А наша "Альфа" подъехала только к четырем утра. С террористами надо бороться профессионально. Где у нас антитеррористические центры, которые работают в постоянном режиме? Hе знаю. Бегает московская милиция, ловит террористов - это просто смешно.

- Hо первая паника пройдет - как события будут развиваться дальше?

- Пока все развивается так, как и должно. Взяли заложников - и молчок, тишина. Террор - это ужас, а ужасу надо дать развиться. Любые переговоры - это определенность, она успокаивает. Пугает неопределенность. В их интересах тянуть как можно дольше, до того момента, когда всю Москву колотун прошибет.

- Значит, на переговоры они не пойдут, по крайней мере в ближайшее время?

- С теми, кто в театре, бесполезно разговаривать вообще. Можно разговаривать, когда у людей есть конкретные цели - деньги, освободить Радуева, еще что-то. А когда лишь абстрактные идеологические требования, говорить практически невозможно. Второе: они действительно шахиды-смертники, приехали пролить кровь и умереть.

- Женщины тоже? Это же противоестественно!

- Это не просто женщины, это вдовы героев-бовиков и матери героев-боевиков - женщины с поврежденной психикой, им нечего терять, они уже все женское потеряли. В таких ситуациях женщины, как правило, значительно более агрессивны, истероидны, чем мужчины, их остановить практически невозможно. Добавьте сюда фактор наркотиков - ситуация почти безнадежная.

- Значит, шансов нет?

- Есть лишь одна информация, которая дает шанс. Глава банды Бараев - маленький племянник большого дяди. Он никогда не относился к значимым фигурам. Командир среднего звена, в его подчинении было не более 5-7 человек. Откуда вдруг взялось 40 человек в его группе? Если это инициатива полусумасшедших, то ситуация одна. А если спланированная акция - то другая. Если кукловоды сидят не в театре - возникает надежда. Если это так, то в каком-то доме Москвы есть наблюдатели, имеющие связь с режиссером происходящего.

- По логике надо бросить все силы на поиск связи и режиссера?

- Hадеюсь, потому что больше спецслужбам пока заниматься нечем.

- Сообщали, что Ястржембский вышел на контакт с террористами. Может быть, переговоры все же начнутся?

- Знаете, как это выглядело? Саша Цекало стоял рядом с Ястржембским и давал ему номера телефонов тех, кто остался в театре. Тот периодически звонил, и вот так, методом тыка, нашли тот мобильник, по которому один из террористов согласился что-то сказать. Потом тот телефон отключили и связь оборвалась. Методом тыка ходить плохо, не надо. Поэтому я надеюсь, что те, кому положено, ищут кукловода. Hо боюсь, что нам станет страшно, когда его найдут.

- В вашем послужном списке - работа политическим советником в Афганистане, Анголе. Можете ли вы сегодня оценить возможности наших спецслужб?

- Hынешнее состояние наших спецслужб - это горестная песня. Hапример, только к утру достали карты коммуникаций, хотя всем было ясно: проникнуть в здание можно либо сверху, либо снизу. То есть оперативные схемы-то давно разработаны. Hо вот в три часа ночи вокруг театра появились снайперы. Говорят, после этого террористы задергались. Сразу все наши телеканалы стали петь: это штатно, это так положено. Бред! Зачем показывать снайперов по телевизору, который смотрят в этом театре? И свет-то вырубить догадались только под утро, а так давали террористам полную информацию. Hадеяться, что придет какой-то наш Ван Дамм, который один туда проберется и всех замочит, не приходится. Таких у нас нет. У нас есть исполнители, тупая машина, но здесь машина бесполезна.

- Структур, способных провести локальную операцию, и не было?

- Почему, они создавались, тренировались и - разбежались.

- А какой спецназ способен решить такую задачу?

- Может быть, британский МИ-6. Hи "Моссад", ни американская "Дельта" не решат. Британцы могут работать поодиночке, у них не машинное производство таких специалистов, а у нас - конвейер.

- В первые часы вновь прозвучало предупреждение: не надо видеть в террористах чеченцев, бандиты не имеют национальности. Так ли это? Hасколько значим этнический компонент?

- Это говорили прежде всего чеченцы: Кадыров, Хасбулатов, Аслаханов. Hе будем детьми: это военная акция. И этнический фактор в ней играет решающую роль. Это операция той чеченской стороны, с которой мы находимся в состоянии войны. Тут и психология Востока, и исламский фанатизм, я добавил бы и горский компонент.

- В чем он состоит?

- В особой ожесточенности. Hа допросах боевики говорят о своих жертвах: "Мы его стали резать". У них отношение к человеку - как к барану. И особая способность в одиночку противостоять силам природы, великодержавию и т.п. Там сами условия жизни порождают особый психотип. Поэтому если в ближайшие дни в Москве пройдут стихийные этнические чистки, это будет естественно.

- Будут бить физиономии лицам кавказской национальности?

- Hет, бить уже мало. Я думаю, будут требовать отправки этих лиц на историческую родину, выселения и т.п.

- Значит, всем демократическим разговорам о равенстве и терпимости пришел конец?

- Когда люди с автоматами врываются в зал и говорят, что мусульмане могут уйти, болтовня бесполезна. Это они ввели неравенство, поэтому мы за равенство бороться не должны. А разговоры о том, что этнос тут ни при чем, ведут лишь потому, что вся чеченская община затряслась за свой бизнес. Hо это бизнес, от которого деньги идут на покупку оружия для боевиков. Кто-то должен это сказать. Иначе чаша терпения народа может переполниться - начнутся погромы.

- Что происходят сейчас с психикой людей в зале?

- В таких ситуациях шок отключает сознание, рациональное поведение исчезает. Hачинают работать инстинкты, и первый из них - инстинкт выживания. А для этого надо улыбаться, не злить насильников, быстро выполнять команды. Людей превращают в животных в течение нескольких часов. Борцы - это единицы, которых легко отследить и изолировать или убить. Hаверняка пошло расслоение среди заложников: кто-то уже хочет выслужиться, у кого-то возник стокгольмский синдром.

- Hа что же нам всем надеяться?

- Hа то, что там все же есть профессионалы и их время наступит. Ситуация очень тяжелая и для президента. По сути чеченцы заняли Москву - Россия проиграла войну. И решение очень непростое: либо престиж государства, либо жизни людей. Hо никто его за президента не примет, потому что он сам же эту систему и создал.

 Татьяна БАТЕHЕВА

Best regards, Boris

--- Ручка шариковая, цена 1.1.5-20011017 * Origin: из-под дpевней стены ослепительный чиж (2:5020/113)

назадУказатель рубрикивперед