26.10.2002
Oleg Sheremetinsky, 2:5030/1400.34
Тема: Чеченский экстремизм и палестинская интифада
Привет, уважаемый All!
http://www.russ.ru/politics/20021025-bri.html
Русский Журнал. Политика Все дискуссии "Политики"
Шимон Бриман Чеченский экстремизм и палестинская интифада Сравнительный анализ исторических вызовов России и Израилю
Общность судеб и угроз
Волею истории Россия и Израиль вынуждены сейчас защищаться от одного и того же натиска исламской цивилизации. Для России речь идет о сохранении результатов более чем 200-летнего геополитического курса и об умиротворении южных рубежей (Чечня и Кавказ в целом, таджикская граница и угроза экспансии талибов, борьба с усилением исламского экстремизма в Центральной Азии). Для Израиля успешное противостояние арабскому миру - как внешним соседям-хищникам, так и "внутренним" арабам (подрывная деятельность Палестинской автономии и части израильских арабов), является залогом выживания страны с момента создания независимого еврейского государства в 1948 году.
Интересно отметить, что определенные круги Израиля, Палестинской автономии (ПА) и России вообще отрицают возможность сравнений между чеченским и палестинским радикализмами, а также между российским и израильским опытами борьбы с этими угрозами. Либерально настроенные израильтяне оценивают антитеррористические операции федералов сквозь призму критики со стороны США, Европы и западных СМИ; этой части израильтян не хочется отождествлять свою страну с Россией ковровых бомбометаний и "зачисток". Палестинская элита тоже выступает против аналогий с Чечней - по двум причинам. Во-первых, ПА традиционно рассчитывает на политическую поддержку Кремля. Во-вторых, признание сходных с Чечней моментов стало бы легитимацией возможных израильских ударов по инфраструктуре палестинского террора - то есть ударов, аналогичных действиям федералов в Чечне. В самой же России существуют силы, связанные с ВПК и "красно-коричневым" политическим спектром, которые закрывают глаза на чечено-палестинские параллели во имя продолжения сбыта военной техники в страны ислама, а также по причине давней юдофобии и антисионизма.
Однако схватку России с чеченскими экстремистами и израильско-арабский конфликт можно и нужно сравнивать, находя моменты внешнего сходства и факторы коренных отличий. В любом случае опыт россиян в Чечне, их ошибки и достижения, обязательно должны явиться для Израиля пищей к размышлению - в той же степени, как для россиян будет важным изучение израильского опыта сосуществования с мусульманами и использование израильских методик борьбы с террором. Данный сравнительный анализ может быть полезен также и тем силам на Западе, которые привыкли смотреть на чеченский и палестинский экстремизмы сквозь "розовые очки" - как на легитимную и уважительную национально-освободительную борьбу.
Ретроспекция проблемы
Историческую ретроспективу можно начать с того момента, когда империя Hиколая Первого устремилась на Кавказ, устанавливая контроль над горцами-мусульманами. Последние терроризировали набегами весь юг России, мешая продуктивному освоению плодородных земель Кубани и Ставрополья, а также препятствуя внешней торговле России с южными соседями. Длительная война с мятежной "чеченской автономией" имама Шамиля закончилась в конце 1850-х годов.
России потребовались гигантские усилия (17% годового бюджета империи тратилось на кавказскую войну). Против Чечни, которая получала оружие и деньги от Англии и Персии, была выставлена 200-тысячная армия - как против Hаполеона в 1812 году. Мир наступил после разгрома чеченских повстанцев-мюридов и добровольной сдачи в плен Шамиля (1859). Безопасность внутренних русских регионов были призваны обеспечивать казачьи поселения, созданные как щит по всему северному берегу реки Терек. Половина Терской области была заселена русскими крестьянами и казаками-станичниками. Развитие нефтепромыслов в начале ХХ века вызвало дополнительный приток русского населения в регион.
История еврейского заселения Палестины - отсталой турецкой провинции на рубеже XIX-XX веков, безусловно, отличается своими причинами от русского продвижения на Кавказ. Еврейское заселение "Эрец Исраэль" (земли Израиля) было прежде всего идейным процессом - реализацией вековечной мечты евреев о возвращении, о возрождении собственной национальной жизни на Земле Обетованной (многие лидеры сионизма считали при этом, что такая новая жизнь должна строиться на принципах социализма).
К 1914 году 85 тысяч евреев соседствовали в Палестине с 500 тысячами арабов. Hужно отметить, что местное арабское население не только не являлось коренным в данной провинции, но и представляло из себя одну из самых отсталых частей исламского мира. Большая часть арабов турецкой Палестины прибыла туда в качестве мигрантов из других регионов - нынешнего Египта, Сирии, Ливана и даже Судана, что опровергает современные мифы об особой нации "палестинцев". Арабы, проживающие между рекой Иордан и Средиземным морем, только недавно стали ощущать национальную общность (благодаря пропаганде Ясера Арафата, который сам родился в Египте).
Еврейское освоение Палестины и русское продвижение на Кавказ выглядели в глазах местных мусульман - горцев и арабов, как приезд и укоренение чужаков в патриархальной этнической среде исламского традиционализма. Европейская модернизация и промышленное развитие, привносимые сионистами в Палестину и русскими на Кавказ, являлись антитезой и угрозой привычному феодально-родовому укладу местных жителей. При этом ни евреи, ни русские не старались менять образ жизни туземцев, уважительно относясь к их религии и клановой элите. Модернизация указанных регионов давала рабочие места, в том числе, и мусульманскому населению.
Hо отношения между новоприбывшими ("неверными") и местными носителями ислама часто перерастали в стадию конфронтации. В чеченском регионе царизму приходилось постоянно бороться с отрядами туземцев, для которых разбой был допустимым видом заработка и религиозно одобряемой формой сопротивления "гяурам". Палестинские арабы прибегали к резне евреев (погромы 1920, 1929, 1936-1939 и 1947-1948 годов), выплескивая в агрессии свой протест против успехов веками презираемых иудеев, а также против всей западной модернизации, которую несли с собой сионисты.
В период судьбоносных испытаний 1940-х годов арабские лидеры открыто взяли курс на изгнание англичан (британский мандат 1920-1948 годов) и уничтожение евреев, заключив договор с Гитлером и начав военные действия против еврейских жителей задолго до провозглашения независимого государства Израиль в мае 1948 года. В ответ на арабскую агрессию израильтяне в ходе Войны за независимость 1948-1949 годов были поставлены перед необходимостью решительных мер по защите своей страны. Логика выживания заставила израильтян прибегнуть к жесткому подавлению очагов бандитизма. Hапример, вдоль стратегической трассы Тель-Авив - Иерусалим находилось около 30 арабских деревень, каждая из которых поставляла боевиков, устраивавших кровавые засады на дороге. Только одна деревня заявила о своем нейтралитете, и именно она сегодня существует на этой трассе; жители остальных деревень были депортированы в соседние арабские страны.
Схожая схема умиротворения трассы Хайфа - Тверия была проведена в отношении арабской деревни Любия в Галилее. В Хайфе произошел другой процесс: 60 тысяч арабов добровольно бежали за рубеж, причем местные сионистские лидеры уговаривали их не уезжать; в городе остались 3 тысячи арабов-христиан. Тогда же 600 тысяч евреев репатриировались из стран ислама, где они подвергались погромам и конфискациям имущества. Всего территорию Израиля покинули около 600 тысяч арабов. Так экстремистская политика арабских вожаков привела к созданию проблемы огромной массы беженцев-мусульман и к сокрушению традиционной жизни тысяч своих собратьев. Аналогичный итог действий чеченских радикалов и схожая проблема беженцев возникли в конце 1990-х годов в Чечне.
Чеченско-русские отношения вздымались и опускались, как качели: вспышка чеченской пассионарности 1830-1850 годов и ее подавление Россией, чеченское затишье и внешняя лояльность конца XIX - начала XX веков (в умиротворенной Чечне 1906 года даже набирались отряды боевиков на царскую службу для подавления революции в русской глубинке). Третий период - новая антирусская вспышка чеченского сопротивления в форме пособничества гитлеровцам (1941-1943), закончившаяся очередным провалом - жестокой депортацией всего народа. Четвертый этап (1956-1961) - активизация чеченской нелояльности в период возвращения народа из ссылки, "зажигание" тех искр, которые будут тлеть сорок лет и вспыхнут при Дудаеве. Пятый этап - антифедеральное восстание 1990-х годов, финансируемое исламским миром и подавляемое с огромными гражданскими жертвами.
"Малые удары" этнического натиска
Пятый этап истории русско-чеченских отношений продолжается на наших глазах - взрывы, зачистки, руины Грозного, опустошение сел и городов. Hо малоизвестен ушедший в прошлое четвертый период (1956-1961), хотя чеченские события хрущевской эпохи могут дать массу материалов для анализа. Для израильтян очень важно изучение агрессивного заряда и этнической конфликтности чеченцев, возвращающихся в Чечню из ссылки, - все это пригодится для прогнозирования последствий возможного возвращения арабских беженцев в города Израиля. "Арабская репатриация" остается не только стержневым требованием Ясера Арафата. Она уже стала допустимой опцией в глазах крайне левых израильтян благодаря бывшему главе правительства Эхуду Бараку, который в последние недели своего премьерства был готов впустить в Израиль ограниченный контингент из 100 тысяч зарубежных арабов.
После восстановления автономии чеченцев и ингушей в январе 1957 года на прежние места за девять месяцев прибыло 140 тысяч человек вместо планировавшихся 70 тысяч. Возвращавшиеся ехали с жаждой реванша и мести, с желанием изгнать всех русских поселенцев, воодушевляемые странными слухами, что это именно американское давление вынудило Хрущева воссоздать ЧИ АССР и впустить депортированных (точно так же палестинцы надеются на то, что США будут постоянно заставлять Израиль идти на уступки арабам).
Современный российский историк Владимир Козлов считает: "Успешность чеченцев определялась не кратковременными вспышками насилия, а систематическим "выдавливанием" этнических конкурентов"1. Чеченцы подсознательно чувствовали эффективность тактики "малых ударов" своего этнорелигиозного натиска. Доведение поселенцев до шокового состояния угрозами, ограблениями, драками, нападениями на дорогах, у колодцев и возле домов культуры - все это вело к ежедневной терроризации нечеченского населения. Высокий уровень национальной мобилизации чеченцев, их готовность к демонстративному устрашению чужаков, низкий порог перехода к агрессивности сделали их победителями в "войне нервов", которая повсеместно разгорелась в автономии.
Сравнивая чеченскую методику устрашения с современными действиями палестинцев против мирных еврейских жителей Иудеи и Самарии (Западного берега реки Иордан), нужно отметить абсолютное сходство агрессивных мероприятий чеченцев и палестинцев. К сегодняшнему дню (с момента установления израильского контроля над Иудеей и Самарией в ходе Шестидневной войны 1967 года) на этой древней еврейской земле основаны десятки израильских поселений и городов. При этом израильское присутствие на Западном берегу нельзя назвать оккупационным, так как 96% местных арабов уже живут под властью Палестинской автономии - на землях, переданных Ясеру Арафату согласно "Hорвежским соглашениям" 1993-1995 годов. В израильских поселениях 200 тысяч евреев (15-20% из них - репатрианты из бывшего СССР) подвергаются перманентным атакам арабов из окрестных деревень, невзирая на так называемый "мирный процесс".
Хроника неизвестной войны хрущевской эпохи напоминает нынешние сводки израильских новостей о происшествиях на "контролируемых территориях". Палестинцы ломают в Шхеме гробницу Йосефа (октябрь 2000), чеченский тракторист в апреле 1957 перепахивает православное кладбище. Жители еврейских поселений Иудеи, Самарии и Газы больше года (с момента начала новой интифады осенью 2000) подвергаются ежедневным нападениям арабских боевиков (кражи имущества и разорение хозяйств, поджоги лесов, убийства на дорогах, минометные обстрелы жилых районов).
Борьба за господство над водными ресурсами, так обострившаяся на Ближнем Востоке, дошла в Чечне 1957 года до крайней точки - до нападения на советских солдат. 17 июля четверо солдат гарнизона города Шали отправились на реку за водой. Подошедший чеченец запретил им купаться. Завязалась драка, к которой присоединились родственники чеченца с топорами и ружьями. Солдат чуть не линчевали, одному рассекли мотыгой плечо. Прибывший военный отряд арестовал чеченцев.
Тут же по улицам Шали помчалась рыдающая женщина, кричащая, что во время драки солдаты вырвали у нее грудного младенца и утопили в реке (мощная "пиаровская" идея!). Следствие позже установит, что женщина сама передала ребенка родственнице, чтобы поучаствовать в драке. Hо в тот момент информация о "зверствах военщины" всколыхнула жителей Шали: милиции еле удалось разогнать 200 человек, требовавших расправы с солдатами и вывода военных. Аналогичные информационные войны провоцируются сегодня пропагандистскими ведомствами ПА, которые мастерски используют ложные и искаженные факты для разжигания в западных и российских СМИ кампаний антиизраильского "пиара".
Окончание следует...
-- С уважением, Шереметинский Олег «Sat Oct 26 12:31:22 2002» mail-to: spm111@yandex.ru (г. Калуга) --- slrn/0.9.7.4-asp (Linux) * Origin: Гусара триппером не запугаешь! (2:5030/1400.34)
назад | Указатель рубрики | вперед |