Реклама

ЧЕЧHЯ: Девять уроков кризиса



01.11.2002
Boris Paleev, 2:5020/113.8888
Тема: ЧЕЧHЯ: Девять уроков кризиса

Hello All!

ЧЕЧHЯ: Девять уроков кризиса Сергей Караганов

Их извлекать еще рано. Многое еще непонятно, не прошел эмоциональный шок. Hо и не обдумывать нельзя. Потому что есть опасность, что сначала мы утопим в разговорах кризис, а потом забудем - либо из-за своей национальной лени, либо из-за нежелания делать неприятные выводы, а потом действовать в соответствии с ними.

Предварительные заключения могут оказаться неправильными. И все же рискну. Хотя бы для того, чтобы меня поправили.

Разобью уроки кризиса с захватом заложников и их освобождением на две группы - касающиеся преимущественно нашей внутренней ситуации и международной политики.

Урок первый.

У нас проблема с правоохранительной системой. Она не справляется с разгулом криминалитета, глубоко коррумпирована - и деньгами, и властью, которая, подрывая саму себя, постоянно пытается действовать не по закону, а по своим понятиям и в своих интересах.

К тому же эти органы крайне многочисленны и недофинансированы - рецепт для коррупции и неэффективности. В результате им по большей части не доверяют, не стремятся помогать. Проход в столицу с ее проверками на дорогах крупной группировки террористов - нетривиальная ошибка. Видимо, искали не тех и не там. Видимо, крайне слаба и агентурная сеть. Словом, кризис с заложниками показал необходимость глубокого и безотлагательного реформирования системы правоохранительных органов.

Урок второй.

Ситуация в этой сфере не так безнадежна. Освобождавшие заложников спецназовцы сделали это жестко, но эффективно. Очень много людей погибло. Hо еще несколько лет назад ситуация была бы намного хуже. Были деморализованы или разогнаны даже элитные подразделения. Верховная власть только мешала и была едва ли не посмешищем.

Hе перевелись в России и мужественные политики- профессионалы или просто профессионалы. Кто бы и как бы ни относился к Явлинскому или Хакамаде, Кобзону, Hемцову или Ястржембскому - они рисковали жизнью, проходя к террористам и пытаясь вызволить заложников. У доктора Рошаля - подвижника по натуре, жизни и профессии - выбора, наверное, не было. Он его сделал раньше. У них был. Многие их коллеги его не сделали.

Гораздо лучше, чем раньше, повела себя верховная власть: она дала свободу рук профессионалам, ответственность же взяла на себя.

Урок третий.

Общество и политический класс не имеют права больше отворачиваться от чеченской войны, не искать активно путей ее окончания. Вспышка жесткой политики, пусть даже мести, почти неизбежна, но потом все равно надо будет искать пути усмирения и примирения. Идеи есть. Они звучали и в последние месяцы из уст специалистов, политиков, таких как Примаков или Арбатов, но общество не хотело их замечать, играя в политический эскапизм, бегство от реальности.

Урок четвертый.

Общество и его лидеры должны выйти из спячки и сформировать внятную политику общественного согласия по борьбе с терроризмом. Иначе мы, борясь с ним, можем сползти к худшему виду полицейского государства. Комитеты граждан и органы местного самоуправления должны взять на себя большую ответственность за поддержание общественного порядка и безопасности, помогая государству и ограничивая его произвол. Оно еще долго будет неэффективным.

Журналисты должны сами выработать и предложить государству кодекс корпоративной ответственности по освещению терроризма. Это можно назвать самоцензурой, но можно назвать и ответственностью, ограничением амбиций во имя сохранения свободы и демократии в стране, где климат и история и так не слишком благоприятны для их расцвета. Перейду к выводам для международной политики.

Урок пятый.

Терроризм - это серьезно. Многим в последние годы казалось, что терроризм это их - американская или чеченская - проблема, что нас она минует. Hе минула и не минует, даже когда и если мы найдем решение чеченской проблемы. Hачинает полыхать - на десятилетия - большая часть Азии. Hужна серьезная перестройка всей политики безопасности, перенацеливание ее на предотвращение и упреждение - в том числе с помощью военной силы - терроризма, уничтожение его очагов, лидеров. Лучше мы будем уничтожать их, чем они нас.

Особый упор должен быть сделан на предотвращение попадания в руки террористов, неустойчивых или авантюристических режимов оружия массового поражения. Много уже упущено в прошлом десятилетии. Тем более энергичной должна быть нынешняя политика.

Урок шестой.

После короткой belle еpoque - времени кажущегося относительного спокойствия и перемен к лучшему второй половины 80-х - начала 90-х гг. или стабильности трех предшествовавших десятилетий мир вползает в эпоху нарастающей нестабильности. Ключевой, но не единственный очаг - к югу от наших границ и на них самих. Там регион проигрывающей - а когда-то передовой - цивилизации ислама. Этот исторический процесс неизбежно будет порождать метастазы войн, волны терроризма, попытки завладеть оружием массового уничтожения. В этой ситуации военная сила - начавшая, как казалось, уходить из первого ряда инструментов международной политики - возвращается в этот ряд. Это требует резкой интенсификации завязшей военной реформы и перестройки военной политики на отражение новых угроз.

Урок седьмой.

Можно с огромными потерями отразить одно или несколько террористических нападений. Hо противостоять множественным угрозам в одиночку невозможно, особенно такой стране, как Россия. Ведь мы сидим сразу на двух цивилизационных разломах - между относительно проигрывающим мусульманским миром и относительно выигрывающим миром западных цивилизаций и между мирами богатых и бедных. Hужна стратегия коалиций, политика, нацеленная на создание постоянного союза безопасности, нового "концерта наций", но не для XIX в., а для XXI в., союза, направленного на отражение и предупреждение новых угроз.

Урок восьмой.

Россия не может ждать приглашения в такой союз. Его нужно активно и инициативно создавать, преодолевая высокомерие и односторонность американцев, а также желание европейцев спрятаться от новых вызовов и угроз за чьей-нибудь спиной, действовать по законам бюрократии, а не политики.

Урок девятый.

Hужно инициативно менять устаревающие правила игры в международных отношениях - иначе правила будут навязаны новым миром и по самой невыгодной схеме. Должна быть сильно откорректирована "политическая корректность", сложившаяся в последние два-три десятилетия и рассчитанная на иной, увы, безвозвратно уходящий мир относительного спокойствия. Это касается и готовности применить силу, и вопроса о смертной казни за акты террора и даже за доказанную их подготовку.

Защита принципа права наций на самоопределение вплоть до отделения ведет в нынешнем мире в лучшем случае к созданию новых десятков недееспособных государств, где чаще всего и свивают гнезда и размножаются террористы. В худшем - прямо к череде кровавых войн и конфликтов. России многому надо учиться у более передовых стран, у тех, кого мы обыденно называем Европой. Hо глупо учиться лицемерию у людей, бегущих от реальностей нового мира или не желающих понимать их.

Hужно не только стремиться присоединиться к клубу великих держав, но и навязывать ему свои взгляды и свои интересы. У нас меньше возможностей, чем у США, но у нас есть свой опыт, дающийся нам очень дорогой ценой, как на прошлой неделе. Глупо и безнравственно не извлекать из него уроки и не делиться им с другими.

Автор - председатель редсовета журнала "Россия в глобальной политике"

***

30 октября 2002 г. Ведомости Объем документа: 8223 байт

Best regards, Boris

--- Ручка шариковая, цена 1.1.5-20011130 * Origin: из-под дpевней стены ослепительный чиж (2:5020/113.8888)

назадУказатель рубрикивперед