Россия станет ведущим игроком мирового нефтяного рынка



04.11.2002
Denis Khlustin, 2:5005/76.3
Тема: Россия станет ведущим игроком мирового нефтяного рынка

Л. Федун: Россия может стать глобальным игроком не только на европейском, но и на мировом нефтяном рынке »» Интервью с вице-президентом К "ЛУКОЙЛ" Леонидом Федуном.

Леонид Арнольдович, не могли бы Вы прокомментировать финансовые показатели "ЛУКОЙЛа" за первое полугодие текущего года, рассчитанные по стандартам GAAP, в них было зафиксировано некоторое снижение ряда показателей?

Hа самом деле, показатели очень неплохие. Особенно если взять основные из них, которые компания в состоянии контролировать. Это издержки, затраты и та доходность, которую мы можем получать. Финансовые показатели снизились у всех компаний в мире. Как вы помните, цена на нефть в прошлом году упала, особенно в первом квартале, когда были ограничения. Hо те ключевые показатели, на которые обращают внимание акционеры: снижение себестоимости добычи нефти, выполнение обязательств по росту текущих доходов, связанных с увеличением экспорта, - очень строго выдерживаются. Поэтому я считаю, что все те обязательства, которые мы взяли в прошлом году перед нашими акционерами, объявляя о проведении реструктуризации компании, мы выполняем. Тем более недавно совет директоров "ЛУКОЙЛа" заявил о том, что до конца года будет разработан второй этап реструктуризации, направленный на улучшение эффективности деятельности компании.

Можете ли Вы сделать прогноз относительно объемов чистой прибыли Вашей компании в следующем году?

К сожалению, нет. Поскольку по законодательству Великобритании, где недавно были зарегистрированы наши акции, представителям компании запрещено делать какие-либо прогнозы, связанные с финансовыми показателями. Это дело аналитиков. Единственное, что я могу сказать, что финансовые результаты III квартала по группе компаний "ЛУКОЙЛ" будут лучше второго.

Как Вы считаете, состоится все-таки приватизация 6% пакета акций "ЛУКОЙЛа", находящихся в государственной доле, или нет?

Этот вопрос скорее к государственным чиновникам. Мы сделали все от нас зависящее, и я считаю, что в тех условиях безумного падения рынка, которое было летом, собрать 700 млн долл. - уже было бы очень даже не плохо. Это понимают все. Поэтому я считаю, что государство не пошло на хорошую сделку. о это - проблема государства. Сейчас рынок для такой сделки сформирован, акции "ЛУКОЙЛа" торгуются на Лондонской бирже, и объемы торгов в несколько раз превышают объемы торгов наших конкурентов. И по этому показателю "ЛУКОЙЛ" занимает первое место в Российской Федерации. Согласно отчету, который мне сделали, на Лондонской бирже за сентябрь 2002 г. было продано почти 21 млн акций. При этом торги за рубежом в 3-4 раза превзошли суммарные объемы торгов на ММВБ и РТС.

Как Вы можете прокомментировать информацию о том, что "ЛУКОЙЛ" рассматривает возможность выкупить у Вritish Рetroleum около 800 АЗС в Германии?

Понимаете, зачастую продавцы сами делают некоторые утечки информации, для того чтобы подогреть интерес к сделке. Было официальное заявление компании, что мы изучаем всякие варианты, но сказать, что они представляют для нас первоочередной интерес, мы не можем. У нас есть очень жесткие критерии, которые мы разработали при подготовке программы реструктуризации, связанные с внутренними нормами рентабельности, которая не может быть ниже 15%. Если проект ниже этого уровня, мы в нем не участвуем. И многие аналитики обратили на это внимание, потому что мы стали проигрывать аукционы. Мы проиграли аукцион на Кипре, в Черногории и т.д. Это именно из-за того, что "ЛУКОЙЛ" никогда не будет вкладываться в проекты, если они не отвечают внутренним нормам доходности. Другие, например, как Hellenic Petroleum, идут в проекты, где доходность не превышает 6%. Для России это нереально, так как у нас стоимость заемного капитала намного выше 10%. Поэтому совершать сделки с отрицательной стоимостью мы не будем. Поскольку теперь мы все очень тщательно анализируем. Это относится, кстати, и к приватизационным сделкам. В частности, мы рассматриваем вариант со "Славнефтью", все тщательно взвешиваем.

А в каком состоянии находится проект по приватизации Гданьского ПЗ?

К сожалению, польское правительство меняет правила уже в процессе конкурса, а это всегда вызывает затруднения. "ЛУКОЙЛ" дал самую высокую заявку по самой большой цене и предложил самые лучшие условия инвестиций, но нам было отказано, главным образом из политических соображений. Сейчас Польшей рассматриваются другие варианты приватизации: объединение Гданьского ПЗ с компанией Orlen и т.д. и т.д. Мне сложно комментировать, каждая страна сама вправе устанавливать свои условия приватизации, однако публично отказываться от условий сделки уже после запуска процедуры конкурса - не совсем тактично. Что ж, мы подождем, поскольку подтверждаем наш интерес к Гданьску. о надо понимать, что это не тот актив, без которого "ЛУКОЙЛ" не сможет жить. Это всего лишь одна из многочисленных возможностей развития нашей компании в Восточной Европе.

Что Вы можете сказать по поводу проекта строительства нефтеналивного порта в Мурманске, инициатором которого выступал "ЛУКОЙЛ"?

Строительство порта в Мурманске - это проект не только "ЛУКОЙЛа". Его поддержали еще три крупнейшие нефтяные компании ("ЮКОС", ТК, "Сибнефть" - РБК). И для всех независимых российских производителей нефти он имеет стратегическое значение. Потому что сегодня стоимость всех нефтяных компаний в России и стоимость всех нефтяных проектов дисконтируется на так называемые "риски "Транснефти", поскольку она государственная монополия, которая вводит те или иные ограничения на транспортировку нефти. Если вы помните, была ситуация с гражданкой Егоровой (по ее иску арбитраж пытался приостановить экспортные поставки "ЛУКОЙЛа" - РБК), сегодняшние непонятные и непрозрачные действия, связанные с ситуацией на Московском ПЗ, - все это напрягает инвесторов. Сейчас уже есть первая независимая транспортная система на юге - это КТК, на севере - Мурманский проект. Я думаю, что объем инвестиций в российскую нефтяную отрасль возрастет, если будет решен вопрос с независимыми транспортными системами.

Использует ли "ЛУКОЙЛ" в качестве отправной экспортной точки мощности Мурманского морского торгового порта (ММТП), как это делают некоторые его конкуренты?

Это очень дорого. ММТП можно использовать только в условиях высоких цен на нефть. Поскольку туда можно доставлять нефть только по железной дороге. Правда, у нас есть схема, в соответствии с которой мы будем добывать нефть на Варандее, потом доставлять ее в Мурманск и там переваливать на танкеры с дедвейтов свыше 300 тыс. тонн. Сейчас она отрабатывается, и скоро мы планируем ее запустить. Этот вариант возможен. о это все частные задачи и они ничего не решают в стратегическом плане. адо строить трубу. Особенно если Россия будет добывать свыше 400 млн т нефти в год. В таком случае существующие транспортные маршруты не дадут нам выдвигаться на мировые рынки. Поэтому наряду с БТС, которая сейчас дает развиваться "Транснефти", за что ей отдельное спасибо, надо делать еще отдельные транспортные маршруты, с учетом альтернативных магистралей, например, в Китай, который сейчас разрабатывает "ЮКОС". Тогда Россия будет глобальным игроком не только на европейском, но и мировом нефтяном рынке.

В каком состоянии находятся переговоры Вашей компании с США о поставках нефти?

Переговоров особых нет. Они с удовольствием покупают нефть, когда мы ее туда доставляем. Просто не всегда выгодно ее туда возить. Мы ежемесячно отправляем из Бургаса в США прямогонный бензин и дизельное топливо, произведенное на нашем болгарском ПЗ. Строим терминал в Высоцке мощностью 10 млн тонн, который, кстати, финансируется американскими инвесторами, OPIC нам выделяет кредит под этот проект. Мы создаем необходимую инфраструктуру. »»Hо глобально решать проблему с поставками нефти и нефтепродуктов в США »»можно будет только тогда, когда откроется порт Омишаль в Албании, »»заработает нефтепровод "Адрия" и можно будет переправлять оттуда нефть »»супертанкерами. Хотя, конечно, там будет действовать достаточно дорогой »»тариф. И более дешевый вариант - это поставки через Мурманск, когда там »»будет построен нефтеналивной порт. До этого все поставки в Штаты будут »»единичными. Потому что это очень дорого. »»А так Россия действительно может обеспечивать до 10% рынка США. »»Это 2 млн баррелей нефти в сутки. Мы можем »»их туда поставлять через Мурманск, Омишаль »»и Баку-Джейхан.

Hекоторые специалисты недавно озвучили прогноз, в соответствии с которым Россия будет добывать 450 млн т нефти в год к 2005-2007 г.г., как Вы можете это прокомментировать?

»»Скорее к 2007 г., чем к 2005 г. Hо я могу говорить только про наши программы. "ЛУКОЙЛ" планирует в 2007 г. приблизиться к уровню в 1,8-1,9 млн баррелей в сутки, а к 2010 г. - выйти на уровень добычи в 2 млн баррелей в сутки с учетом производства газа. Сейчас уже готова программа более активного освоения Тимано-Печоры, которую мы видим одним из основных наших нефтедобывающих регионов, там сделаны очень хорошие открытия за последнее время. И то, что нам удалось урегулировать отношения с администрацией енецкого автономного округа, дает нам право с оптимизмом смотреть на реализацию этой программы.

Когда планируете начать более интенсивно добывать газ? И какова вообще газовая программа "ЛУКОЙЛа"?

По существующим планам, это 2005-2006 год. Здесь вопрос не технологий, здесь вопрос либерализации газотранспортной системы "Газпрома" и либерализации европейского рынка, которая, собственно, произойдет в 2006 г. Потому что добыть газ - не проблема, проблема - эффективно его продать. Поэтому мы солидарны с "Газпромом" и считаем, что, с одной стороны, надо быстрее отпускать цены на газ на внутреннем рынке, а с другой стороны, мы надеемся, что "Газпром" сделает к этому времени более прозрачной и независимой систему транспортировки газа. Тогда можно выходить на значительные объемы добычи. У нас уже готовы два месторождения: аходкинское в Ямало-енецком автономном округе и Хвалынское на Каспии. В 2007-2008 годах "ЛУКОЙЛ" намерен выйти на уровень добычи в 25-30 млрд куб. м газа в год и стать самым крупным в России производителем после "Газпрома". Большую часть газа мы будем продавать на рынке. Возможно, часть газа будет направляться на переработку. Одновременно с этим перед нами открываются новые возможности в энергетике. Сейчас мы очень внимательно следим за тем, как идет реформа РАО "ЕЭС России", поскольку РАО - крупнейший потребитель газа в России, покупающий более 100 млн куб. м в год.

Планирует ли "ЛУКОЙЛ" участвовать в приватизации объектов реформированного РАО "ЕЭС России"?

Все будет зависеть от концепции приватизации. ельзя в чем-то участвовать, не зная правил игры. Когда окончательно утвердят реформу электроэнергетики, тогда мы примем решение. Пока таких решений нет.

»»Как развивается проект в Ираке по освоению месторождения Западная Курна?

икак, мы ждем. И надеемся, что, как бы эта ситуация ни завершилась, мы получим возможность там работать. Пока и этот проект, и ни один другой международный проект компании никак не учитываются при расчете капитализации "ЛУКОЙЛа". Как это ни парадоксально. Я думаю, что это не вполне справедливо. Потому что если Курна запустится, то "ЛУКОЙЛ" станет крупнейшей в мире частной компанией по добыче жидких углеводородов. Проект очень интересный, но и политически тяжелый. К сожалению, никто не может прогнозировать, как будет развиваться ситуация, даже господин Буш. о "ЛУКОЙЛ" надеется на поддержку российского МИД в этом вопросе. Потому что этот проект очень важный для России.

--- * Origin: (2:5005/76.3)

назадУказатель рубрикивперед